г. Хабаровск |
|
01 октября 2020 г. |
А73-5702/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
представителя публичного акционерного общества "Газпром" Фаустова В.А. по доверенности от 26 апреля 2019 года N 0104-02/ПД-Б/185
представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Медведевой Ю.А. по доверенности от 25 июня 2020 года N 08-5453
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края
на решение от 9 июля 2020 года
по делу N А73-5702/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" к Хабаровскому краю в лице Министерства природных ресурсов Хабаровского края), Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 453,32 рублей
по заявлению третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Газпром"
к Хабаровскому краю в лице Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 453,32 рублей
третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
установил: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Томск") обратилось в арбитражный суд с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее - Министерство) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 453,32 рублей, возникшего в результате оплаты истцом на основании агентского договора от 25 сентября 2002 года арендных платежей по договору аренды лесного участка от 15 декабря 2011 года N 233-224/2011, заключенному между публичным акционерным обществом "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") и Министерством, в размере большем, чем предусмотрено законом. Возникновение переплаты по арендным платежам связано с тем, что размер арендной платы определен арендодателем без учета поправочного коэффициента 0,1, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310, который подлежал в данном случае применению, поскольку линейный объект (магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток), для строительства которого передавался лесной участок в пользование, введен в эксплуатацию 25 декабря 2012 года, и фактически использовался для эксплуатации линейного объекта.
Определением суда от 16 апреля 2018 года дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Газпром", Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Определением от 8 июня 2018 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, по ходатайству истца Управление лесами Правительства Хабаровского края привлечено к участию в деле в качестве соответчика, из числа третьих лиц исключено.
Определением суда от 28 июня 2018 года производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А73-5511/2018.
3 июля 2018 года ПАО "Газпром" обратилось в суд с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями и о взыскании в его пользу с Министерства, Управления лесами, Министерства финансов Российской Федерации неосновательного обогащения в размере 3 453,32 рублей.
Судебный акт по делу N А73-5511/2018 вступил в законную силу.
Определением суда от 19 июня 2020 года производство по делу возобновлено.
ПАО "Газпром" уменьшило размер искового требования до 193,46 рублей за период 3,4 кварталы 2015 года.
Уменьшение размера искового требования до 193,46 рублей принято судом.
ООО "Газпром трансгаз Томск" заявило об отказе от иска, который судом принят.
Решением суда от 9 июля 2020 года с Управления лесами Правительства Хабаровского края в пользу ПАО "Газпром" взыскано неосновательное обогащение в размере 193, 46 рублей, государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
В удовлетворении требований ПАО "Газпром" к Хабаровскому краю в лице Министерства природных ресурсов Хабаровского края отказано.
В части требования общества ООО "Газпром трансгаз Томск" к Хабаровскому краю в лице Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 453, 32 рублей производство по делу прекращено.
Министерства природных ресурсов Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части взыскания с Управления лесами Правительства Хабаровского края в пользу ПАО "Газпром" неосновательного обогащения в размере 193, 46 рублей отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске полностью. В обоснование указано несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Необходимым условием для применения поправочного коэффициента 0,1, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310, является факт использования лесного участка для эксплуатации расположенных в его пределах линейных объектов; ПАО "Газпром" не представлено доказательств, подтверждающих использование лесного участка, переданного по договору аренды от 15 декабря 2011 года N 233-224/2011, для эксплуатации расположенного на этом участке линейного объекта; выводы суда об обратном противоречат материалам дела, в частности акту от 31 декабря 2017 года N 50, согласно которому в момент возврата лесного участка арендодателю на нем располагался пустырь, сведений о нахождении каких либо линейных объектов в акте не имеется. Поскольку наличие условия для применения при расчете арендной платы поправочного коэффициента 0,1 не доказано, в удовлетворении иска должно быть отказано.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ПАО "Газпром" заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве, просил оставить решение суда в обжалуемой части без изменения как законное и обоснованное.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
15 декабря 2011 года между Министерством (арендодатель) и ПАО "Газпром" (арендатор) на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 23 августа 2011 года N 500-рп заключен договор аренды лесного участка N 233-224/2011, на основании которого арендатору во временное возмездное владение и пользование передан лесной участок из состава земель лесного фонда с номером учетной записи 08:224:23:1100 площадью 0,47 га в пределах Оборского лесничества, местоположение: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, квартал N 23 (выдел 14 (часть)) Ситинского участкового лесничества Оборского лесничества, для строительства КЛС до УРС31, являющейся неотъемлемой технологической частью объекта "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края.
Согласно пункту 1.2 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в Приложениях N 1 и N 2 к договору.
Срок аренды установлен со момента заключения договора до 30 декабря 2011 года.
Соглашениями сторон срок действия договора неоднократно продлевался.
Соглашением от 30 сентября 2015 года срок действия договора установлен до 31 декабря 2017 года.
Договор, соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующим штампом на документе.
Передача лесного участка арендатору оформлена актом (Приложение N 5 к договору).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора, Приложением N 4 на момент его заключения арендная плата составляет 3 643,56 рублей в год, арендная плата за 2015 год - 3 837,02 рублей, по 959,26 рублей - с первого по третий кварталы, 959,24 рублей - в четвертом квартале.
Арендатор обязался вносить плату ежеквартально равными долями не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом путем перечисления денежных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации согласно Приложению N 4, и представлять арендодателю в течение одного месяца по истечении установленного срока документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением N 4 к договору предусмотрено, что арендная плата подлежит внесению в полном объеме в федеральный бюджет, непосредственным получателем арендной платы указано Управление лесами.
В целях оптимизации процессов планирования и организации использования лесных участков, упорядочения системы расчетов, 25 сентября 2002 года между ПАО "Газпром" (принципал) и ООО "Томсктрансгаз" (правопредшественник ООО "Газпром трансгаз Томск", агент) заключен агентский договор N 0128-0901/0624-02, из которого у агента возникло обязательство провести все мероприятия по оформлению прав принципала как арендатора объектов, совершать действия по исполнению договоров аренды и иные действия в соответствии с договором и указаниями принципала (далее - агентский договор).
В соответствии с пунктом 2.2 агентского договора права и обязанности по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами, возникают непосредственно у принципала.
Пунктом 3.1.2 агентского договора в состав обязанностей агента включено, в том числе внесение арендной платы по заключенным договорам аренды.
На основании разрешения Министерства регионального развития от 25 декабря 2012 года N RU-35-MPP-АТЭС объект "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс)" введен в эксплуатацию.
Соглашением от 30 декабря 2015 года сторонами договора аренды с 1 января 2016 года изменено целевое назначение использования лесного участка, а именно для целей строительства заменено на использование лесного участка для эксплуатации объекта; арендная плата установлена в размере 383,70 рублей в год.
По окончанию срока действия договора аренды лесной участок возвращен арендодателю по акту от 31 декабря 2017 года N 50.
В период действия договора аренды в 2015 году в порядке исполнения обязанностей агента ООО "Газпром трансгаз Томск" произвело уплату арендной платы в общей сумме 3 837,02 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно примечанию N 9 к таблице 16, утвержденной названным постановлением, к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Полагая, что с момента ввода вышеназванного объекта в эксплуатацию к ставкам арендной платы, установленным договором и нормативными актами, подлежал применению указанный поправочный коэффициент 0,1, ООО "Газпром трансгаз Томск" обратилось в Управление лесами с письмом от 26 января 2015 года N 1918/24 о рассмотрении вопроса снижения размера арендных платежей.
Управлением лесами письмом от 19 февраля 2015 года N 07-24/1381 в снижении арендных платежей отказано.
В досудебном порядке спор не урегулирован.
Удовлетворяя требование ПАО "Газпром", суд первой инстанции обоснованно руководствовался приведенными ниже мотивами и нормами права.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Пунктом 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи.
Частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" даны разъяснения о том, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (пункт 16).
Таким образом, размер подлежащей уплате арендной платы за пользование лесным участком должен определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Необходимым условием для применения поправочного коэффициента 0,1 к размеру арендной платы за пользование лесным участком является его использование при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
На основании договора аренды лесной участок из состава земель лесного фонда с номером учетной записи 08:224:23:1100 площадью 0,47 га в пределах Оборского лесничества, местоположение: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, квартал N 23 (выдел 14 (часть)) Ситинского участкового лесничества Оборского лесничества, передан ПАО "Газпром" для строительства КЛС до УРС31, являющейся неотъемлемой технологической частью объекта "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края.
В 2012 году строительство объекта - "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс) завершено, что подтверждается актами приемки законченного строительством объекта, утвержденными распоряжениями от 29 декабря 2012 года N 905, от 30 декабря 2012 года N 1039.
Согласно заключению от 10 октября 2012 года N 496, утвержденному приказом Дальневосточного управления Ростехнадзора от 10 октября 2012 года, приложению к нему, возведенный объект "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс) соответствует требованиям технических регламентов, иных правовых актов, проектной документации.
25 декабря 2012 года Министерством регионального развития выдано разрешение N RU-35-MPP-АТЭС на ввод указанного объекта в эксплуатацию.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что переданный ПАО "Газпром" по договору аренды лесной участок с момента ввода завершенного строительством объекта в эксплуатацию фактически используется арендатором не для целей строительства, а для эксплуатации линейного объекта.
Следовательно, к размеру арендной платы подлежал применению поправочный коэффициент 0,1.
С учетом поправочного коэффициента 0,1 размер арендной платы по договору аренды в 2015 году должен был составить 383,70 рублей в год, 95,93 рублей в квартал.
Арендная плата за 2015 год полностью оплачена по ставкам арендной платы, предусмотренным договором без поправочного коэффициента 0,1.
Следовательно, уплаченная арендатором разница в размере 193, 46 рублей обоснованно квалифицирована как неосновательное обогащение арендодателя, подлежащее возвращению арендатору на основании статьи 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражениям арендодателя, на которых основана и апелляционная жалоба, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Позиция арендодателя основана на том, что согласно акту приема-передачи от 31 декабря 2017 года N 50, на основании которого лесной участок возвращен арендатором, в момент возврата лесного участка располагался пустырь, а сведений о нахождении каких либо линейных объектов в акте не имеется.
Действительно, в названном акте отсутствуют сведения о нахождении на лесном участке линейного объекта.
Вместе с тем как установлено в суде апелляционной инстанции арендодатель непосредственно в приемке лесного участка не участвовал, натурный осмотр в целях установления соответствия возвращаемого лесного участка необходимым требованиям, нахождения на нем каких-либо объектов, учитывая, что участок предоставлялся для целей строительства, не производил.
После возникновения рассматриваемого спора такой осмотр арендодателем также не производился.
Довод Министерства об отсутствии доказательств, позволяющих установить, что все объекты, построенные на лесных участках, входят в состав магистрального газопровода, разрешение на ввод в эксплуатацию которого выдано 25 декабря 2012 года за N RU-35-МРР-АТЭС, также не состоятелен.
На основании совокупности представленных ПАО "Газпром" доказательств, в том числе актов приемки законченного строительством объекта, заключения о соответствии его необходимым требованиям и разрешения на ввод в эксплуатацию судом установлено, что объекты, построенные на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды N 233-224/2011, входят в состав первого пускового комплекса.
В разрешении N RU-35-MPP-АТЭС прямо указано место расположения объектов магистрального газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", в том числе Хабаровский край (Николаевский, Ульчский, Комсомольский, Амурский, Нанайский, Хабаровский, имени Лазо Вяземский и Бикинский муниципальные районы), включая район, указанный в договоре аренды N 233-224/2011.
Приведенные факты подтверждаются и заключением между сторонами договора аренды соглашения от 30 декабря 2015 года, которым с 1 января 2016 года целевое назначение использования лесного участка - строительство заменено на эксплуатацию линейного объекта.
Прямых доказательств, опровергающих факт нахождения на лесном участке, переданном по договору аренды N 233-224/2011, объекта "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс), Министерством суду не представлено.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам апелляционной жалобы.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 9 июля 2020 года по делу N А73-5702/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5702/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерство финансов РФ, ПАО "Газпром", Управление лесами Правительства Хабаровского края