г. Москва |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А40-83240/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Мстоева Армана Авдаловича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 июля 2020 года по делу N А40-83240/20(108-1183)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мстоева Армана Авдаловича (ИНН 781631277408, ОГРН 317784700247626)
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161)
о признании недействительными акта
при участии:
от заявителя: |
Новокрещенов Г.В. по дов. от 23.01.2020 |
от ответчика: |
Тетерина Е.В. по дов. от 20.12.2019 |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мстоев Арман Авдалович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Мстоев А.А.) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными акта Департамента экономической политики и развития города Москвы (далее - ответчик, Департамент, ДЭПиР) от 12.02.2020 N 33173 о выявлении недостоверных сведений в отношении павильона, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 16, этаж 1, помещение X, комната N 8 (далее-Объект); об обязании устранить допущенные нарушения путем составления акта об установлении площади торгового зала в размере 61 кв.м. и направления его в налоговый орган.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2020 требования предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ИП Мстоев А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, холодильник, подсобное помещение, площадью - 85,2 кв.м. необоснованно отнесены к объекту обложения торговым сбором.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Мстоев Арман Авдалович осуществляет торговую деятельность в торговом объекте по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 16, на основании Договора б/н аренды нежилого помещения от 19.07.2016 года.
ИП Мстоев А.А. является плательщиком торгового сбора.
В ноябре 2018 года сотрудниками Департамента экономической политики и развития города Москвы проводился визуальный осмотр помещения, арендуемого заявителем по адресу: г. Москва, улица Нагатинская, д. 16, помещение 8.
В ходе осмотра было установлено, что в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора предприниматель представил недостоверные сведения: вместо площади - 147 кв.м, указано 61 кв.м.
18 февраля 2020 года Департаментом экономической политики и развития города Москвы направлено в адрес заявителя письмо N ДПР-30-620/20 с приложением акта N 33173 от 12.02.2020 о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
Заявитель обратился в адрес Департамента 10.03.2020 г. с заявлением о несогласии с Актом (Обращение).
Обращение было принято, о чём Заявитель был проинформирован соответствующими письмами Департамента от 10.03.2020 и от 19.03.2020 (копия прилагается) и рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии Правительства Москвы по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве (далее - МВК) 31.03.2020.
По итогам рассмотрения Обращения ИП Мстоева А.А. было принято решение об отказе в отмене Акта N 33173, что подтверждается Выпиской из протокола N 80.
Письмом от 07.04.2020 N ДПР-31-368/20 Департамент уведомил предпринимателя о принятом решении.
ИП Мстоев Арман Авдалович, не согласившись с актом N 33173 от 12.02.2020, считая, что в площадь торгового объекта не должна включаться площадь холодильника, подсобного помещения и прочее - 85,2 кв.м., обратился в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) торговый сбор устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее также - Закон о торговом сборе) в соответствии с главой 33 НК РФ устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 418 НК РФ орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Cогласно п. 3 ст. 418 НК РФ уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Как следует из п. 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП (в редакции, действующей на момент проведения сбора сведений об объектах обложения торговым сбором) утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями п. 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка (в редакции, действующей на момент составления актов) под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается одно или несколько действий: получение сведений об объектах осуществления торговли от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, государственных предприятий и учреждений; в целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов" (далее также - ГБУ "Центр налоговых доходов") осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом (п. 2.1.1. Порядка); получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (п. 2.1.2. Порядка); получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации (п. 2.1.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок выявления объектов обложения сбором).
Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от ГБУ "Центр налоговых доходов".
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3. Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГБУ "МКМЦН" информацию об объектах осуществления торговли, в которых Предприниматель осуществляет торговую деятельность, включил их в список объектов, а именно информационную карту 18.11.2019 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, улица Нагатинская, д. 16, этаж 1, помещение X, комната N 8.
Указанный список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (http://depr.mos.ru/) 17.01.2020, о чем заявителю сообщено письмом от 22.01.2020 N ДПР-31-368/20.
При этом вид торговли, осуществляемой через объекты, был определен как "торговля чрез объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов (далее также - обращение). Заявитель указанным правом не воспользовался.
12.02.2020 Департаментом составлен Акт N 33173 о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором. Площадь торгового зала предпринимателем была занижена, указано 61кв.м, следует- 147кв.м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пункту 3 статьи 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 НК РФ, в целях главы 33 "Торговый сбор", используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 НК РФ, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
При этом, согласно пункту 1.5.2. Порядка к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Таким образом, организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Как следует из материалов дела, Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что ИП Мстоев А.А. осуществляет торговую деятельность через Объект, расположенный по адресу: г. Москва, улица Нагатинская, д. 16, этаж 1, помещение X, комната N 8.
Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Так, согласно фототаблице, являющейся неотъемлемым приложением к информационной карте, Заявителем на момент осуществления сбора сведений предлагался к продаже широкий ассортимент цветов и декоративных растений в цветочных горшках, плюшевых игрушек, поздравительных открыток, настенных картин в рамах и без рам, а также широкий ассортимент срезанных цветов, готовых букетов, расположенных в специально оборудованном охлаждаемом помещении торгового зала.
На представленных товарах размещены ценники с указанием наименования товара, наименования продавца и их стоимости.
Согласно абз. 182 "ГОСТ Р 51303-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, ред. от 29.03.2016 г), ценник: Бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и т.п., и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр и т.д.) товара.
Также на Объекте имеется контрольно-кассовая техника, что подтверждается фотографиями, сделанными в рамках сбора сведений, в том числе фотографиями платёжного терминала, кассового чека.
Таким образом, представленными фотографиями подтверждается факт осуществления торговли указанными группами товаров.
Согласно соглашению об уступке прав и обязанностей от 31.10.2018 к Договору аренды нежилого помещения от 19.07.2016, часть нежилого помещения, общей площадью 146,2 кв.м, в Комплексе, расположенном по адресу: Москва, ул. Нагатинская, д. 16, этаж 1, помещение X, комната N 8 находится в пользовании ИП Мстоева Армана Авдаловича.
Из п. 1.1. Договора аренды следует, что Предметом договора является Помещение, под которым понимается переданное Арендатору во временное пользование часть помещения общей площадью 146,2 кв. метра в нежилом помещении - Комплексе, расположенном по адресу: г. Москва ул. Нагатинская д. 16, этаж 1, помещение X, комната N 8.
При этом, согласно п. 1.3. Договора аренды, Арендатор обязуется использовать Помещение исключительно для размещения объекта продажи товаров народного потребления (розничная торговля цветами и сопутствующими товарами) и оказания услуг.
Однако в Уведомлении о постановке на учёт в качестве плательщика торгового сбора предпринимателем указаны недостоверные сведения о площади торгового зала, площадь занижена.
Заявитель не включил площадь холодильника и иных помещений в площадь торгового зала, что противоречит существу Договора аренды и опровергается фактическими обстоятельствами дела, поскольку как видно из фотографий, приложенных к информационной карте, "холодильник" в данном случае является специально оборудованной (в силу специфики и требований реализуемой на Объекте группы товаров (срезанные цветы)) охлаждаемой частью торгового зала.
При этом, и указанная часть торгового зала также соответствует понятию торгового объекта, поскольку указанная часть торгового зала специально оснащена оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей при продаже товаров.
Согласно статье 2 Закона о торговом сборе, ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами свыше 50 кв. метров до 150 кв. метров (включительно), расположенные в районах, входящих в Южный административный округ города Москвы, составляет 540 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 55 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров.
Таким образом, сумма торгового сбора, подлежащая уплате ИП Мстоевым А.А. за каждый квартал, составляет 32 335 рублей (540 руб. * 50 кв.м + 55 руб. * 97 кв.м), в то время, как, согласно представленной копии платежного поручения от 23.01.2020, за 4-й квартал 2019 года торговый сбор заявителем уплачен в размере 27 605 рублей.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности требований ИП Мстоева А.А.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что фактически спорный объект не используется для обслуживания покупателей отклоняются апелляционным судом.
Из представленных в дело фотографий следует, что спорное помещение оснащено оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей.
Определяющим критерием в рассматриваемом случае является организация ведения торговой деятельности, включающая обустройство места ее осуществления, обеспечивающего полный цикл осуществляемой деятельности: демонстрацию товаров, их сохранность, возможность и готовность к реализации.
Соответственно, спорное помещение должно включаться в объект торговой деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 июля 2020 года по делу N А40-83240/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83240/2020
Истец: Мстоев Арман Авдалович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО Г. МОСКВЕ, Новокрещенов Григорий Викторович