Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф02-6220/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
1 октября 2020 г. |
Дело N А19-25679/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" "Восточные электрические сети" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2020 года по делу N А19-25679/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - ОАО "ИЭСК", заявитель, общество) в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 103380133155, ИНН 3811020966, далее - УФАС по Иркутской области, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.10.2019 N 038/493/19 по делу N038/04/9.21-677/2019 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Петров Павел Александрович, Почуева Галина Павловна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2020 года по делу N А19-25679/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апеллянт полагает, что в действиях (бездействии) общества отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
УФАС в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.05.2019 года в административный орган поступило заявление от Петрова П.А. и Почуевой Г.П. (вх. N 6935/19) на действия ОАО "ИЭСК" по нарушению правил недискриминационного доступа, что выразилось в несоставлении ОАО "ИЭСК" акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителем и инициатором введения ограничения, и составления вместо указанного акта иного документа - акта целевой проверки от 23.04.2019 г. без участия потребителя Петрова П.А. по электроустановке, расположенной по адресу: Иркутский район, 3 км юго-восточнее д. Худяково, ДНТ "Серебряный ключ", участок N 215.
По результатам рассмотрения обращения Иркутским УФАС России в отношении ОАО "Иркутская электросетевая компания" возбуждено дело N 038/04/9.21-677/2019 об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого 12.08.2019 г. составлен протокол об административном правонарушении N 038/197/19.
По результатам рассмотрения материалов административного дела N 038/04/9.21-677/2019 Иркутским УФАС России 04.10.2019 г. вынесено постановление N 038/493/19 о признании ОАО "ИЭСК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 04.10.2019 N 038/493/19 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-677/2019 об административном правонарушении, ОАО "ИЭСК" обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Диспозицией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
На основании части 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "ИЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области.
Общество является субъектом естественной монополии и включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", что последним не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 названных Правил).
Порядок, условия полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, приостановление или ограничение коммунальных услуг в отношении граждан определены в Правилах полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 предусмотрена возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии при нарушение своих обязательств потребителем, а именно при наступлении любого из следующих обстоятельств:
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли - продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг;
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования;
возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;
На основании пункта 19 Правил N 442 возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений пункта 19(2) настоящих Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.
В абзаце восьмом пункта 19 Правил N 442 определено, что в случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами четвертым и пятым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается составление и подписание акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления потребителем и инициатором введения ограничения.
В соответствии с абзацем пятым пункта 19 Правил N 442, в случае если лицом, непосредственно обязанным выполнить действия по возобновлению подачи электрической энергии или прекращению процедуры введения ограничения режима потребления, является инициатор введения ограничения, указанные действия осуществляются не позднее чем через 24 часа со времени получения этим лицом уведомления, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, при условии устранения соответствующих оснований. При этом направление уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления не осуществляется.
Как следует из материалов дела, ограничение режима потребления в отношении электроустановки, расположенной по адресу: Иркутский район, 3 км юго-восточнее д. Худяково, ДНТ "Серебряный ключ", участок N 215, введено за нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащему ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования.
В ходе административного расследования административным органом установлено, что 23.04.2019 представителем Петрова П.А. и Почуевой Г.П. в ОАО "ИЭСК" было подано уведомление об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии (вх. N 06.001.04 - 4.23-3200), в котором заявители просят составить и подписать акты об устранении оснований для введения ограничений режима потребления электрической энергии, возобновить подачу электрической энергии и составить акты о возобновлении подачи электрической энергии.
23.04.2019 ОАО "ИЭСК" провело проверку устранения оснований для введения ограничений режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: Иркутская область, 3 км. юго-восточнее д. Худяково, ДНТ "Себряный ключ", участки 200, 215, 219.
В результате проверки ОАО "ИЭСК" установило, что основания для введения ограничений режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств, расположенных по вышеуказанным адресам, заявителями не устранены, в связи с чем ОАО "ИЭСК" был составлен акт целевой проверки от 23.04.2019.
Акты целевой проверки от 23.04.2019 были направлены в адрес Петрова П.А. и Почуевой Г.П. письмом от 13.05.2019.
При этом, вместо предусмотренного в Постановлении Правительства РФ N 442 акта (акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления составленного и подписанного потребителем и инициатором введения ограничения), сетевая организация ОАО "ИЭСК" отсутствие потребителя составила односторонний Акт целевой проверки б/н от 23.04.2019, в котором указано, что цель его составления - выявление устранения оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 1 заключения указанного акта от 23.04.2019 указано, что основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии не устранены, без конкретизации и указания, какие именно основания остались не устраненными со стороны потребителя.
При рассмотрении материалов проверки от председателя ДНТ "Серебреный ключ" поступили пояснения о том, что на территории ДНТ действует ограничение доступа посторонних лиц и автомобилей, все пребывающие отмечаются у сторожа. Сотрудники охраны ДНТ были 22.04.2019 предупреждены о возможном прибытии сотрудников ОАО "ИЭСК" для восстановления энергоснабжения на земельных участках N N 200, 215, 219 в период с 23.04.2019 по 30.04.2019. Дежуривший 23-24 апреля 2019 года сторож подтвердил, что сотрудники ОАО "ИЭСК" на территорию ДНТ "Серебряный ключ" ни 23, ни 24 апреля 2019 года не прибывали, осмотры земельных участков не производили, акты не составляли, ничего не фотографировали. Так же указано, что Петров П.А. осуществлял хозяйственные работы на своем земельном участке ожидая прибытия сотрудников ОАО "ИЭСК" для восстановления энергоснабжения, тогда как сотрудники ОАО "ИЭСК" к нему не прибывали и не звонили.
В ходе административного расследования ОАО "ИЭСК" представлены путевые листы о выезде в ДНТ "Серебреный ключ" без указания времени приезда и выезда на место осмотра, а так же указано, что время нахождения сотрудников ОАО "ИЭСК" на территории ДНТ указано на представленном фото-отчете, в частности это 14:41 ч. 23.04.2019.
В последующем по запросу антимонопольного органа ОАО "ИЭСК" представлен оригинал путевого листа. Из указанного документа следует, что он выдан в 08:20 ч. 23.04.2019, адрес подачи: Депутатская, 38 - Серебряный ключ.
Наименование "Серебряный ключ" впечатано в бланк заблаговременно.
Исследовав путевые листы, антимонопольный орган пришел к выводу, что по состоянию на 08:20 ч. ОАО "ИЭСК" не могло располагать сведениями о том, что в течение указанного дня будет подано уведомление об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии (вх.N 06.001.04-4.23-3200), в котором заявители просят составить и подписать акты об устранении оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии, возобновить подачу электрической энергии и составить акты о возобновлении подачи электрической энергии. Уведомление было подано Безруковым О.В. после выдачи путевого листа водителю ОАО "ИЭСК". Также в представленном оригинале путевого листа в графах "Время выезда", "Время возвращения" на оборотной форме N 3 путевого листа легкого автомобиля не заполнены сведения о времени выезда и приезда по каждой из заполненных строк. Маршрут ул. Депутатска,38 СТЭ - Голоустненский тракт (по расположению следования по которому находится ДНТ "Серебряный ключ") записано первой строкой. То есть выезд осуществлен в 08:20 ч.
Общество считает, что поскольку заявителем не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии, то достаточно было составления акта целевой проверки, и поэтому в действиях ОАО "ИЭСК" отсутствует событие административного правонарушения.
Однако суд первой инстанции обоснованно отклонил указанные доводы с учетом следующего.
В силу пункта 19 Правил N 442 возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений пункта 19(2) настоящих Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.
На основании абзаца восьмого пункта 19 Правил, в случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами четвертым и пятым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается составление и подписание акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления потребителем и инициатором введения ограничения.
Таким образом, составление указанного акта неразрывно связано с нормами, изложенными в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, которые предусматривают доступ к услугам по передаче электрической энергии.
На основании пункта 3 Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Поскольку физические лица, посчитав, что устранили обстоятельства, послужившие основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии, направили в адрес ОАО "ИЭСК" уведомления, постольку общество, являясь субъектом естественной монополии, обязано в целях соблюдения недискриминационного доступа обеспечить равные условия, предоставленные потребителям электрической энергии к этим услугам и составить и подписать акт совместно с потребителем.
Между тем, ОАО "ИЭСК" составив акт, не предусмотренный для указанного случая законодательством об электроэнергетике РФ, в отсутствие потребителя и без указания, какие именно основания для введения ограничения режима потребления электроэнергии не устранены потребителем, допустило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия неправомерных действий (бездействия) выразившегося в несоставлении ОАО "ИЭСК" акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителем и инициатором введения ограничения, и составления вместо указанного акта иного - акта целевой электроустановке, расположенной по адресу: Иркутский район, 3 км юго-восточнее д. Худяково, ДНТ "Серебряный ключ", участок N 215, что свидетельствует о нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из содержания статьи 4.3 КоАП РФ следует, что повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Статьей 4.6 КоАП РФ установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что общество привлечено к административной ответственности 29.11.2017 постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской N 571.
Административный штраф в размере оплачен ОАО "ИЭСК" 07.03.2019. Факт оплаты обществом не оспаривается.
В связи с чем, настоящее деяние обоснованно квалифицировано антимонопольным органом как повторное.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество имело возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что состав вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что постановление от 04.10.2019 г. N 038/493/19 вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и при наличии достаточных оснований.
Нарушений порядка привлечения ОАО "ИЭСК" к административной ответственности судом не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом за допущенное обществом административное правонарушение на дату вынесения постановления не истек.
Административный штраф назначен административным органом с учетом обстоятельств и положений ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей, т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом финансового положения ОАО "ИЭСК".
Исключительных обстоятельств, которые бы могли в силу статьи 2.9 КоАП РФ свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, материалы дела не подтверждают.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2020 года по делу N А19-25679/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-25679/2019
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания "ИЭСК" в лице филиала "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Петров Павел Александрович, Почуева Галина Павловна