г. Саратов |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А57-15589/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Никольского С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промстандарт 2000" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2020 года по делу N А57-15589/2019,
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946, Московская область, Красногорский район)
к обществу с ограниченной ответственностью "ПромСтандарт 2000" (ИНН 6439075797, г. Балаково)
о взыскании задолженности за потреблённую горячую воду по договору горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме от 01.01.2018 N 62019г за период июль 2018 - март 2019 в размере 392976 рублей 52 копеек с учётом уточнений,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946, Московская область, Красногорский район) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПромСтандарт 2000" (ИНН 6439075797, г.Балаково) о взыскании задолженности за потребленную горячую воду по договору горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме N 62019г от 01.01.2018 г.г. за период июль 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г., октябрь 2018 г., ноябрь 2018 г., декабрь 2018 г., январь 2019 г., февраль 2019 г., март 2019 г. в размере 392976 рублей 52 копеек с учётом уточнений.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2020 года по делу N А57-15589/2019 с общества с ограниченной ответственностью "ПромСтандарт 2000" (ИНН 6439075797, г.Балаково) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946, Московская область, Красногорский район) взыскана задолженность за потребленную горячую воду по договору горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме N 62019г от 01.01.2018 г.г. за период июль 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г., октябрь 2018 г., ноябрь 2018 г., декабрь 2018 г., январь 2019 г., февраль 2019 г., март 2019 г. в размере 376102,21 руб., расходы по оплате государственной пошлины 10394 руб.
В остальной части иска - отказано.
Публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район, выдана справка на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1395 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Промстандарт 2000" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывает услуги горячего водоснабжения на территории города Балаково Саратовской области.
Общество с ограниченной ответственностью "ПромСтандарт 2000" осуществляет управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в городе Балаково Саратовской области, имеет статус управляющей организации.
Истец в соответствии с пунктом 10 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, направил в адрес ответчика оферту о заключении договора горячего водоснабжения N62019г (снабжение горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД (том 1 л.д. 13-31).
Договор заключен не был.
Истец основывает свои требования на том, что в период июль 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г., октябрь 2018 г., ноябрь 2018 г., декабрь 2018 г., январь 2019 г., февраль 2019 г., март 2019 г. истец подал на объекты ответчика, а последний принял горячую воду на общую сумму 432 996 руб. 37 коп.
Ответчик в добровольном порядке оплату в полном объеме не произвел, наличие задолженности в размере 392 976 руб. 52 коп. (с учетом уточнения) послужило основанием для обращения истца с вышеуказанным иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, установив наличие задолженности за поставленный ресурс и ее размер, констатировав обязанность управляющей организации по оплате долга, несмотря на отсутствие заключенного между сторонами договора.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ООО "ПромСтандарт 2000" в апелляционной жалобе указывает на то, что суд не учёл специфику общежитий, подсчёт по которым должен производиться по формулам 25-27 приложения N 2 к Правилам N 354 с ограничениями по ОДН не больше норматива, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации. Управляющая организация не должна оплачивать коммунальный ресурс в большем объеме, чем их оплачивали бы граждане, если бы получали их напрямую от ресурсоснабжающей организации.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Промстандарт 2000" является управляющей организацией и приобретает энергоресурс в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
К отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее -Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг данной управляющей организации.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Материалами дела установлено, что ПАО "Т Плюс" направило в адрес ООО "Промстандарт 2000" (исполнитель) договор горячего водоснабжения N 62019г в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД.
Однако фактически договор как письменный документ со стороны ООО "Промстандарт 2000" не подписан.
Пункт 21.1 Правил N 124 предусматривает, что управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки тепловой энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" судам рекомендовано учитывать, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость ему тепловой энергии.
Таким образом, отсутствие договора, заключенного в письменном виде и подписанного сторонами, с потребителем, чья инфраструктура присоединена к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически оказанных ему услуг по подаче тепловой энергии.
В рассматриваемом случае, между истцом и ответчиком сложились отношения, вытекающие из договора энергосбережения, правоотношения по которому регулируются разделом 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки тепловой энергии и теплоносителя на нужды горячего водоснабжения установлен судом первой инстанции и не опровергнут ответчиком.
Согласно представленному истцом расчету, задолженность ответчика составила 392 976 руб. 52 коп. (с учетом уточнения).
В суде первой инстанции между сторонами возник спор ввиду различного подхода к определению объемов поставленного ресурса.
Ответчик возражал против начисления долга, ссылался на неверный расчет истца, указал, что необходимо производить расчет с учетом применения 24-формулы 354 Правил, "отрицательных показателей" ОДН, выражал несогласие с применением в расчете величины расхода тепловой энергии, необходимой для приготовления горячей воды для ОДН, по его мнению, необходимо применять норматив на подогрев - 0,00127, возражал против начислений по домам (общежитиям), поскольку конструктивные особенности не позволяют использовать данный ресурс, разногласия также возникли по площадям (ответчик представил техпаспорта).
В связи с имеющимися возражениями суд обязал истца проверить арифметически представленный ответчиком контррасчет, а также представить справочный расчет с учетом применения 24-формулы, "отрицательных значений" по показаниям приборов учета (разница между ОДПУ и ИПУ), верных площадей МОП. Истцом данный расчет предоставлен.
Истец представил справочные расчеты, начиная с января 2018 года по март 2019 (для установления отрицательных значений ОДН). Расчеты представлены с учетом площади, доказанной ответчиком, то есть спор по площадям в ходе рассмотрения дела устранен истцом.
Истец предоставил, в том числе, справочные расчеты по 24 формуле 354 Правил, с учетом отрицательных показателей ОДН, и по всем домам, требования по которым не заявляет в каждом спорном месяце (для установления учета отрицательного значения ОДН по МКД, появившимся в последующих периодах по заявленным требованиям истца).
Суд при рассмотрении спора обоснованно исходил из следующего.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Довод ответчика об отсутствии конструктивных особенностей в спорных МКД, позволяющих использовать коммунальный ресурс на ОДН судом отклоняется ввиду непредоставления ответчиком соответствующих доказательств в нарушение ст.65 АПК РФ и в связи с противоречием данного довода положениям Правил N 124 и N 354, в соответствии с которыми при наличии в МКД внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД. Следовательно, если в МКД потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в МКД холодной воды, горячей воды, сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД.
Часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно представленному истцом расчету, задолженность ответчика на момент обращения в суд составила 423 978 руб. 28 коп.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае в МКД имеются допущенные в эксплуатацию в установленном законом порядке общедомовые приборы учета, также расчет производится по нормативу.
Истец самостоятельно производит начисления жителям и собственникам нежилых помещений, находящихся в вышеуказанном МКД.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Расчеты сторонами произведены за вычетом нежилых помещений.
Доводы ответчика о необходимости применения при расчете коммунального ресурса, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в оспариваемом периоде норматива, установленного Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1, судом правомерно отклонены как несостоятельные по следующим основаниям.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q п i - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q одн i) в формуле 24 того же приложения.
Соответственно, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающих определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, только при их отсутствии допускающих применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что отсутствуют правовые основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в целях содержания общедомового имущества, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в гкал.
В случае отсутствия общедомового прибора учета в силу прямого указания п. 22 (1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 расчет производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды. Расчет по нормативу (справочный), представленный истцом, признан судом верным и обоснованным.
В спорный период с мая 2018 года на территории Саратовской области действовало Постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 14/2 от 31.05.2013, согласно которому утвержден норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0,04457 Гкал на 1 квадратный метр площади помещений, входящих в состав общего имущества. Данный норматив утвержден как единый для всех систем горячего водоснабжения (применен истцом).
Истцом при обращении с исковыми требованиями при расчете суммы задолженности не учтен "отрицательный ОДН", образовавшийся в спорных многоквартирных домах, в которых индивидуальное потребление горячего водоснабжения превысило общедомовое потребление горячего водоснабжения.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 названных Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. Абзац четвертый пункта 25 Правил N 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 года N АКПИ18-386, в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги; объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2018 г. N Ф06-34300/2018).
Таким образом, истец должен уменьшить (вплоть до ноля) объем "положительного ОДН" в последующих расчетных периодах применительно к конкретному многоквартирному дому; вместе с тем в ситуации, когда ОДН будет находиться в отрицательном значении (в том числе в последующие периоды), из пункта 21(1) Правил N 124, следует, что объем обязательств управляющей компании в расчетном периоде будет равен нулю; отрицательное значение ОДН будет учитываться в последующие расчетные периоды.
С учетом изложенного, судом проверены расчеты, представленные истцом и ответчиком, суд пришел к следующим выводам.
Истец в справочном расчете за спорный период по 24-формуле, представленном на сумму 383 676,78 руб. (том 4 л.д. 3-5), не учел разницы отрицательных значений, которые учел в другом справочном расчете (по всем домам за период с января 2018 по март 2019) на сумму 669 274,66 руб. (том 4 л.д. 6-10). Так, по адресу 30 лет Победы, 16 истцом за период январь 2019 начислено без учета отрицательного значения ОДН в предыдущий месяц и выставлено к оплате 1373,94 руб. (ХВС) и 4061,60 руб. (ТЭ). Суд счёл данные суммы необоснованными и выставленными ошибочно, причем в графе ОДН к выставлению значится 0,00 куб.м. Аналогично не учтены показания отрицательного ОДН (-11,85 куб. м.) за период январь 2019 по адресу: ул. Ленина 99А, тогда как в другом справочном расчете данные показатели учитываются истцом. Суд принял правильными суммы, исходя из справочного расчета истца, представленного с учетом отрицательных показателей (из расчета по всем домам на сумму 669 274,66 руб. за период с января 2018 по март 2019).
Таким образом, судом обоснованно отказано в удовлетворении требований в сумме 7574,57 руб., как выставленные истцом без учета отрицательных значений ОДН по вышеуказанным адресам в январе 2019 года. Истцом начислено с учетом корректировок значительно больше и не обоснован расчет на сумму исковых требований - в оставшейся необоснованной части задолженности суд также пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Доводы ответчика о конструктивных особенностях МКД, которые не позволяют использовать коммунальный ресурс, ненадлежащему качеству ГВС отклонены судом как необоснованные и не подтвержденные соответствующими доказательствами в нарушение ст. 65 АПК РФ.
Возражения ответчика о том, что суд не учёл специфику общежитий, рассмотрены судом и обоснованно отклонены со ссылкой на следующее.
Как указано в письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанном на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42(1), 43 Правил N 354.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 4, 18, 40 Правил N 354 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в собственности, а также оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, вне зависимости от фактического пользования общим имуществом многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае позиция ответчика, по существу, сводится к полному освобождению ООО "Промстандарт-2000" от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы относительно начислений по многоквартирным домам с квартирами коммунального заселения (бывшие общежития) N 55 по ул. 20 лет ВЛКСМ, NN 27 и 31 по Проспекту Героев, суд апелляционной инстанции также отмечает следующее.
Как следует из актов обследования от 21.07.2020, подписанных представителями обеих сторон, многоквартирные дома N 55 по ул. 20 лет ВЛКСМ, NN 27 и 31 по Проспекту Героев, получают горячее водоснабжение от центрального теплового пункта (том 4 л.д. 18).
С 01.06.2017 года вступили в силу и действуют нормативы потребления коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области, утвержденные Постановлением ГКРТ Саратовской области N 25/1 от 19.05.2017 года.
Указанным постановлением установлен норматив потребления холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с централизованным горячим водоснабжением в размере 0,0198 куб.м. на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в месяц, данный норматив установлен в порядке п. 7(1) Правил N 306. Нормативы потребления горячей воды в составе коммунальной услуги и при содержании общего имущества устанавливаются согласно формам, утвержденным в Приложении 2 Правил N 306. Согласно Таблице 1 Приложения 2 Правил N 306, форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях содержит разделение нормативов по категориям жилых помещений, в том числе общежития и дома, использующиеся в качестве общежитий.
Согласно Таблице 2 Приложения 2 Правил N 306, форма для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает разделение нормативов по категориям жилых помещений в зависимой этажности и конструктивных особенностей внутридомовых систем водоснабжения. При этом определения нормативов по категориям жилых помещений в зависимости от того, является ли дом многоквартирным или общежитием, в Таблице 2 Приложения 2 Правил N306 не предусмотрено.
Таким образом, то обстоятельство, что объекты ответчика являются бывшими общежитиями, примененный истцом порядок расчета не меняет.
В части возражений ответчика по начислению суммы задолженности по домам, где установлены групповые бойлера, суд обоснованно согласился с позицией истца, предоставившего надлежащие доказательства: договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 ЦТП, наглядные схемы, акты обследования, подписанные представителями обеих сторон, подтверждающие водоснабжение от ЦТП (том 4 л.д. 18-22, 31-38).
В силу пунктов 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и(или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы горячего водоснабжения, начинающиеся от стояков и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Исходя из определений понятий "внутридомовая система горячего водоснабжения", содержащихся в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, участки транзитных тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов, и предназначенных для снабжения горячей водой нескольких домов, не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого многоквартирного дома.
Таким образом, схема горячего водоснабжения в спорных МКД с групповыми бойлерами, которые не входят в состав общего имущества МКД, аналогичны принципу и схеме ГВС МКД, потребляющих горячую воду от ЦТП. Данные дома потребляют уже приготовленную воду, а не производят ее за счет оборудования, входящего в состав общего имущества. Обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований в сумме 376 102,21 руб., согласно представленным истцом справочным расчетам, арифметически ответчиком не оспоренных, которые суд признает правильными.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Доводам, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2020 года по делу N А57-15589/2019 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Промстандарт 2000" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - общество с ограниченной ответственностью "Промстандарт 2000".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2020 года по делу N А57-15589/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15589/2019
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "ПромСтандарт 2000"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Комитет по государственному регулированию тарифов Саратовской области