г. Москва |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А40-65995/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июня 2020 года, принятое судьей Хайло Е.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-65995/20, по исковому заявлению ООО "Архбум" к ОАО "РЖД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРХБУМ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании убытков в размере 525 950 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Общим собранием акционеров АО "АРХБУМ" (Протокол от 04 марта 2019 г.) принято решение о реорганизации Общества в форме выделения и создания общества с ограниченной ответственностью "Архбум" (ООО "Архбум", место нахождения: 164 900. г. Новодвинск. Архангельская область, ул. Мельникова дом 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Архбум" является правопреемником акционерного общества "АРХБУМ" в отношении части его прав и обязанностей в соответствии с Передаточным актом, утверждённым решением внеочередного общего собрания акционеров АО "АРХБУМ" 04 марта 2019 г.
01.07.2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании ООО "Архбум", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. К ООО "Архбум" согласно Передаточному акту перешли права и обязанности, а также собственность в виде железнодорожного подвижного состава.
ОАО "Российские железные дороги" в августе и октябре 2019 г. приняло к перевозке вагоны собственности ООО "Архбум" N 54374475. N 42306829. N 42307009, N 96605795.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
В соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.012017г. утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества Протокол 67-го заседания 12-20 октября 2017 г.. города Рига - п.2.10 "Ползун" - локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания. При ползуне, выщербине колеса производят восстановление профиля поверхности катания колес (обточку). Никаких других способов восстановления профиля катания колеса кроме обточки нормативной документацией не предусмотрено.
На основании классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов ИТМ1-утвержденным Министерства путей сообщения с 01 января 1979 согласно таблице 3.1 -неисправности цельнокатных колесных пар в столбце наименование неисправности выщербины (выкрошившиеся участки поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин или расслоений, идущих в глубь металла): по причинам возникновения различают:
- выщербины типа 1 - выкрашивание твердых участков поверхности катания, образующихся в результате кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам, что подтверждает наличие ползунов.
Данные выщербины на колесных парах возникли из образующих ползунов в следствии нарушения перевозчиком правил эксплуатации подвижного состава.
В соответствие с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов" 1.20.001-2007, разработанным ФГУП "ВНИИЖТ" и утвержденным 07.12.2007 г. Вице-президентом ОАО РЖД В.А. Гапановичем "Ползун" - термомеханическое повреждение колес.
"Ползун" (ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике" - п.3.4.3) -повреждение термомеханического характера, он образуются вследствие нарушения перевозчиком правил эксплуатации подвижного состава.
Согласно Классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов ИТМ-1 от 01.01.1979 "ползун" - плоское место глубиной более допустимой и причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
Основные причины образования ползунов:
неисправности тормозных приборов:
нарушение правил регулировки рычажной передачи;
неправильное управление тормозами локомотива:
- роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
В результате обточки поверхности катания колесных пар они утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса, поскольку толщина обода колесной пары относится к основным ценообразующим факторам.
23.09.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 96605795 собственности ООО "Архбум". На вышеуказанный вагон оформлено уведомление" о Постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 920 по коду неисправности: 107 -выщербина обода колеса.
26.09.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Астаховым Михаилом Михайловичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправностей: 107 -выщербина обода колеса у вагона N 96605795.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 0005-800420-2018, односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 0005-801155-2018, односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 0005-801421-2018, односторонний ползун глубиной 0.3 мм на колесной пареN 0005-17924-2018.
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 26.09.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 96605795 ознакомлен, но он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 96605795 приложено особое мнение на отдельном листе).
26.09.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2", вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36-М N 63.
На основании классификатора "Основных неисправностей грузовых вагонов" К ЖА 2005 05 данный вагон должен был быть заведен в ремонт с добавлением кода неисправности 116 - ползун на поверхности катания на одном колесе с причиной возникновения "повреждение".
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар.
В результате обточки: колесная пара N 0005-800420-2018 утратила 5 мм. колесная пара N 0005-801155-2018 утратила 9 мм, колесная пара N 0005-801421-2018 утратила 8 мм. колесная параN 0005-17924-2018 утратила 9 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.07.2019 г.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 0005-800420-2018 составляет 15 301 рубль 22 копейки.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 0005-801155-2018 составляет 27 542 рубля 20 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 0005-801421-2018 составляет 24 481 рубль 96 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 0005-17924-201 составляет 27 542 рубля 20 копеек.
Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 94 867 рублей 58 копеек.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно - дефектной ведомости, требуем возмещения расходов по ремонту вышеуказанных колесных пар в размере 29 580 рублей 23 копейки, в том числе:
контрольные и регламентные операции в размере 3 548 рублей 94 копейки; установить вагон на ремонтную позицию для демонтажа деталей в размере 313 рублей 00 копеек;
подъемка вагона для демонтажа деталей в размере 532 рубля 06 копеек; текущий ремонт колесных пар с коническими подшипниковыми узлами кассетного типа с обточкой поверхности катания колесных пар в размере 21 529 рублей 80 копеек; сбор за подачу и уборку вагона в размере 3 656 рублей 43 копейки.
Согласно платежного поручения N 1030 от 18.09.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 96605795 была полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО "Архбум" убытков составила 124 447 рублей 81 копейка.
В соответствии ст.120 УЖТ была предъявлена претензия N 50/5-153 от 23.01.2020 г. с требованием возместить убытки за потерю жизненного цикла колесных пар. Ответа на претензию не последовало.
22.09.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 42307009 собственности ООО "Архбум". На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 856 по коду неисправности: 107 -выщербина обода колеса.
24.09.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Спириным Олегом Михайловичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправности: 107 -выщербина обода колеса у вагона 42307009.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-89291-2017, односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-89338-2017, односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 1175-89285-2017, односторонний ползун глубиной 0.3 мм на колесной паре N 1175-89306-2017.
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 24.09.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 42307009 ознакомлен, но он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 42307009 приложено особое мнение на отдельном листе).
25.09.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК- 2"; вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36-М N 62.
На основании классификатора "Основных неисправностей грузовых вагонов" К ЖА 2005 05 данный вагон должен был быть заведен в ремонт с добавлением кода неисправности 116 - ползун на поверхности катания на одном колесе с причиной возникновения "повреждение".
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар.
В результате обточки: колесная пара N 1175-89306-2017 утратила 9 мм, колесная пара N 1175-89285-2017 утратила 4 мм, N 1175-89338-2017 утратила 4 мм, N 1175- 89291-2017 утратила 10 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла
железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.07.2019 г.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-89306-2017 составляет 27 542 рубля 20 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-89285-2017 составляет 12 240 рублей 98 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1 175-89338-2017 составляет 12 240 рублей 98 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-89291-2017 составляет 30 602 рубля 44 копейки.
Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 82 626 рублей 60 копеек.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно - дефектных ведомостей, требуем возмещения расходов по ремонту колесных пар N 1175-89306-2017, N 1175-89285-2017, 1175-89338-2017, 1175-89291-2017 в размере 29 397 рублей 37 копеек:
контрольные и регламентные операции в размере 3 548 рублей 94 копейки:
установить вагон на ремонтную позицию для демонтажа деталей в размере 313 рублей 00 копеек:
подъемка вагона для демонтажа деталей в размере 532 рубля 06 копеек; текущий ремонт колесных пар в размере 16 594 рубля 88 копеек;
обточка поверхности катания колесных пар с одним проходом в размере 1 623 рубля 44 копеек:
обточка поверхности катания колесных пар с двумя проходами в размере 3 128 рублей 62 копейки;
сбор за подачу и уборку вагона в размере 3 656 рублей 43 копейки.
Согласно платежного поручения N 1030 от 18.09.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 42307009 была полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО "Архбум" убытков составила 112 023 рубля 97 копеек.
В соответствии ст. 120 УЖТ была предъявлена претензия N 50/5-293 от 05.02.2020 г. с требованием возместить убытки за потерю жизненного цикла колесных пар. Ответа на претензию не последовало.
29.10.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 42306829 собственности ООО "Архбум". На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 1250 по коду неисправности: 107 -выщербина обода колеса.
31.10.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" Е1ЧДЭ-10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Ромицыным Александром Сергеевичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправностей: 107 -выщербина обода колеса у вагона N 42306829.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-83039-2017, односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 1175-83049-2017, односторонний ползун глубиной 0.2 мм на колесной паре N 1175-82641-2017, односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной пареN 1175-82541-2017.
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 31.10.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 42306829 ознакомлен, но он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 42306829 приложено особое мнение на отдельном листе).
31.10.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2", вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ- 36-М N 75.
На основании классификатора "Основных неисправностей грузовых вагонов" К ЖА 2005 05 данный вагон должен был быть заведен в ремонт с добавлением кода неисправности 116 - ползун на поверхности катания на одном колесе с причиной возникновения "повреждение".
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар.
В результате обточки: колесная пара N 1175-82541-2017 утратила 5 мм. колесная пара N 1175-83039-2017 утратила 4 мм, колесная пара N 1175-82641-2017 утратила 4 мм, колесная пара N 1175-83049-2017 утратила 4 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.07.2019 г.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-82541-2017 составляет 32 353 рубля 00 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-83039-2017 составляет 25 882 рубля 40 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N N 1175-82641-2017 составляет 25 882 рубля 40 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-83049-2017 составляет 25 882 рубля 40 копеек.
Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 110 000 рублей 20 копеек.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно - дефектной ведомости, требуем возмещения расходов по ремонту вышеуказанных колесных пар в размере 27 892 рубля 19 копеек, в том числе: контрольные и регламентные операции в размере 3 548 рублей 94 копейки; установить вагон на ремонтную позицию для демонтажа деталей в размере 313 рублей 00 копеек;
подъемка вагона для демонтажа деталей в размере 532 рубля 06 копеек; текущий ремонт колесных пар в размере 16 594 рубля 88 копеек:
обточка поверхности катания колесных пар с одним проходом в размере 3 246 рублей 88 копеек;
сбор за подачу и уборку вагона в размере 3 656 рублей 43 копейки.
Согласно платежного поручения N 1586 от 29.10.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 42306829 была полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО "Архбум" убытков составила 137 892 рубля 39 копеек.
В соответствии ст. 120 УЖТ была предъявлена претензия N 50/5-196 от 28.01.2020 г. с требованием возместить убытки за потерю жизненного цикла колесных пар. Ответа на претензию не последовало.
22.10.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 54374475 собственности ООО "Архбум". На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 896 по коду неисправности: 107 -выщербина обода колеса.
23.10.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Ромицыным Александром Сергеевичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправностей: 107 -выщербина обода колеса у вагона N 54374475.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-52834-2011, односторонний ползун глубиной 0.3 мм на колесной паре N 1175-35138-2011, односторонний ползун глубиной 0.2 мм на колесной паре N 1175-54049-201 К односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-59196-2011.
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 23.10.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 54374475 ознакомлению он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 54374475 приложено особое мнение на отдельном листе).
23.10.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2", вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ- 36-М N 54.
На основании классификатора "Основных неисправностей грузовых вагонов" К ЖА 2005 05 данный вагон должен был быть заведен в ремонт с добавлением кода неисправности 116 - ползун на поверхности катания на одном колесе с причиной возникновения "повреждение".
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар.
В результате обточки: колесная пара N 1175-59196-2011 утратила 3 мм, колесная пара N 1175-54049-2011 утратила 4 мм, колесная пара N 1175-35138-2011 утратила 9 мм, колесная пара N 1175-52834-2011 утратила 3 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.07.2019 г.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-59196-2011 составляет 19 411 рубль 80 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-54049-2011 составляет 25 882 рубля 40 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1 175-35138-2011 составляет 58 235 рублей 40 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-52834-2011 составляет 19 411 рубль 80 копеек.
Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 122 941 рубль 40 копеек.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно - дефектной ведомости, требуем возмещения расходов по ремонту вышеуказанных колесных пар в размере 28 644 рубля 78 копеек, в том числе:
контрольные и регламентные операции в размере 3 548 рублей 94 копейки;
установить вагон на ремонтную позицию для демонтажа деталей в размере 313 рублей 00 копеек;
подъемка вагона для демонтажа деталей в размере 532 рубля 06 копеек; текущий ремонт колесных пар в размере 16 594 рубля 88 копеек;
обточка поверхности катания колесной пары с одним проходом в размере 2 435 рублей 16 копеек;
обточка поверхности катания колесной пары с двумя проходами в размере 1 564 рубля 31 копейка;
сбор за подачу и уборку вагона в размере 3 656 рублей 43 копейки.
Согласно платежного поручения N 1348 от 11.10.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 54374475 была полностью оплачена.
Общая сумма понесенных ООО "Архбум" убытков составила 151 586 рублей 18 копеек.
В соответствии ст. 120 УЖТ РФ была предъявлена претензия N 50/5-205 от 28.01.2020 г. с требованием возместить убытки за потерю жизненного цикла колесных пар. Ответа на претензию не последовало.
На основании статьи 105 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ ("Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации") ответственность за повреждение или утрату вагонов, или их узлов и деталей, принадлежащих другим юридическим лицам, возлагается на перевозчика.
Перевозчик такие вагоны обязан отремонтировать, либо возместить владельцу вагонов стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, или их узлов и деталей. Кроме того. Перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения или утраты.
Распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.3007 г. "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ-25, возложить персональную ответственность на начальников железнодорожных станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25. Следовательно, приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность.
В соответствии с пунктом 81 Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 6-7 мая 2014 г. N 60) техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Разделом IX Правил установлено, что при следовании с поездом или отдельным локомотивом машинист и помощник машиниста обязаны:
п. 151 - при отправлении со станции с поездом убедиться, нет ли в составе искрения или каких-либо других признаков, угрожающих безопасному следованию:
п. 156 - экстренное торможение во всех поездах и на любом профиле пути применять, только когда требуется немедленная остановка поезда:
п. 157 - после отправления поезда локомотивная бригада должна наблюдать за движением поезда. При обнаружении признаков не отпуска тормозов, искрения, или других неисправностей принять меры к остановке поезда с последующим их устранением.
п. 177 - в случае обнаружения искрения, дымления или других признаков неотпуска тормозов у отдельных вагонов в составе поезда необходимо остановить поезд служебным торможением для осмотра, проверки и устранения причин неисправностей вагонов. Для обнаружения ползунов (выбоин), наваров тщательно осмотреть поверхности катания колес, при необходимости выполнить протяжку состава.
Пунктом 178 Правил установлены допустимые размеры ползунов для транспортировки вагонов к пункту ремонта колесных пар.
Таким образом. Правилами, на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес, а впоследствии и выщербин по ползунам.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Ссылаясь на Распечатки из автоматизированной системы учета АСУ АРМ ТОВ-2 с информацией о техническом обслуживании вагонов ОАО "РЖД" не представляет документов, свидетельствующих о том, что такая информация (о роспуске/либо о не роспуске вагонов с немеханизированных сортировочных горок) подлежит обязательному отражению в системе учета АСУ АРМ ТОВ-2 с информацией о техническом обслуживании вагонов.
При этом представленные распечатки содержат наименование заголовка "Сведения о техобслуживании вагона".
Под техническим обслуживанием вагона (ТО) понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности грузового вагона в сформированных или транзитных поездах, а тате порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов (п. 2.2 Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, утвержденного в г. Ашхабаде 17.10.2012 на 57-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ).
Таким образом, по смыслу вышеприведенного понятия определения ТО, такая операция как роспуск вагонов с немеханизированных сортировочных горок не входит в систему технического обслуживания вагонов, и, следовательно, вообще не подлежат отражению в системе АСУ АРМ ТОВ-2.
Кроме того, следует учитывать, что образование ползунов и, как следствие, выщербин по таким ползунам возможно при роспуске вагонов при формировании поездов, а именно когда вагонные автоматические замедлители на горках не обеспечивают достаточного гашения скорости вагонов (не более 5 км/ч согласно п. 5.7 ГОСТ 22235-2010 г. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ). В этом случае для достаточного безопасного соединения с другими вагонами применяются тормозные башмаки в ручном режиме. Сведений о формировании поездов представленные справки не содержат.
Согласно п. 1.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
Акт комиссионного осмотра с установлением неисправности вагона подписан Бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" А.С. Ромицыным, являющимся работником вагонного хозяйства и А.Р. Черепановым, который имеет специальное образование в Центре профессионального обучения (Котлас) Северной ж.д. - филиал ОАО "РЖД" по профессии осмотрщик-ремонтник вагонов (Свидетельство N 854).
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности истца посредством неправильной эксплуатации колесных пар.
При этом эксплуатационная неисправность, согласно классификатору КЖА 2005 (п. 2), это неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Кроме того, под категорию "Повреждения" в данном классификаторе (п. 3) подпадают неисправности, вызванные нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах. Это означает, что если вагон поврежден не при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах, то основания отнесения неисправности к категории "Повреждение" по данному классификатору отсутствуют.
"Технологической" является неисправность, связанная с качеством изготовления или ремонта вагона, его узлов и деталей. Иных категорий неисправностей классификатор не содержит.
Любой дефект, если он не связан с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона или с повреждением вагона именно при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах, называется в классификаторе КЖА 2005 эксплуатационным.
Под категорию "Эксплуатационной" подпадают как неисправности, вызванные естественным износом деталей и узлов вагона, так и неисправности, вызванные нарушением правил эксплуатации вагона при проведении работ, не относящихся в маневровым и погрузочно - разгрузочным (например, в пути следования на перегонах).
Код неисправности присвоен в данном случае самим ОАО "РЖД" в одностороннем порядке, без участия истца.
"Эксплуатационный" характер неисправности говорит только об этапе ее возникновения -в ходе эксплуатации, а не в ходе, например, изготовления или ремонта. Ошибочен довод Ответчика о том, что эксплуатационный характер неисправности исключает возможность его возникновения вследствие повреждения.
Статья 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
Указанная норма Закона, устанавливая ответственность перевозчика в случае повреждения или утраты принятых к перевозке вагонов, не ставит ее в зависимость от наличия или отсутствия вины перевозчика. В силу названной нормы права, ответственность перевозчика за повреждение или утрату принятых им к перевозке вагонов наступает и при отсутствии его вины.
По спорным вагонам, заявляя о несогласии с причиной неисправностей и об отсутствии своей вины в них, ответчик должен представить доказательства, подтверждающие иную причину поломки.
В материалы дела ответчиком соответствующих доказательств в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В порядке статей 15, 393 Кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Истец понес затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту колесных пар.
Размер понесенных расходов подтверждается комплектом документов (соответствующими актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями, дефектными ведомостями, счет - фактурами, уведомлениями формы ВУ-36, ВУ-23-М).
Применение Классификаторов неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007 и ИТМ1-В необходимо для полноценного и всеобъемлющего разбирательства. Классификаторы являются дополнением друг друга, а использование одного Классификатора КЖА 2005, с присвоением кодов единолично ОАО "РЖД", исключает возможность рассмотрения реальных причин образования неисправностей.
Также ответчиком была нарушена обязанность по составлению актов о повреждении вагонов формы ВУ-25. Отсутствие данных актов свидетельствует о нарушении ответчиком пункта 6.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 г., поскольку акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком. Нарушение ответчиком обязанности составить акт о повреждении вагона формы ВУ-25 не исключает ни самого события, ни ответственности перевозчика.
Ответчик в нарушение действующего законодательства не принял меры к составлению актов общей формы, к установлению причин возникновения неисправностей.
На основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июня 2020 года по делу N А40-65995/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65995/2020
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"