г. Пермь |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А60-18627/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.,
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балтаевой Р.Н.,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: Юрьев А.В., доверенность от 04.08.2020, диплом о высшем юридическом образовании
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, ООО "Уралинвестцентр",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2020
по делу N А60-18627/2019
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН 1036603485962, ИНН 6608001915)
к обществу с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр" (ОГРН 1036602641888, ИНН 6658111695)
о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Водоканал" (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО "Уралинвестцентр" (ответчик) о взыскании 933 327 руб. 45 коп. задолженности по оплате услуг по приему сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу в период с 01.09.2018 по 31.12.2018, а также 221 514 руб. 07 коп. неустойки, начисленной за период с 23.10.2018 по 11.06.2020, с продолжением ее начисления по день фактической уплаты долга (с учетом уточнения размера требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.06.2020 иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения исковых требований, превышающих 297 103 руб. 95 коп. Ответчик ссылается на использование истцом неверных данных при определении коэффициента превышения в сточных водах ответчика загрязняющих веществ, а также на необоснованное применение тарифа на водоотведение в размере 18,36 руб./куб. м., в связи с чем считает взыскание судом первой инстанции платы за ПДК в размере превышающем 297 103 руб. 95 коп. противоречащим целевому назначению данной платы и влекущим необоснованное получение истцом денежных средств с ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, представителей в суд не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба ответчика рассматривается в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и обществом с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр" (абонент) заключен единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения N 170/п/110 от 30.06.2014, в соответствии с условиями которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (п.1 договора).
Подпунктом "е" пункта 14 договора N 170/п/110 от 30.06.2014 предусмотрена обязанность абонента производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 14 договора N 170/п/110 от 30.06.2014 абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством РФ устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения. В свою очередь в подпункте "р" пункта 12 договора предусмотрена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществления контроля за соблюдением абонентом вышеуказанных нормативов.
В качестве приложений к договору сторонами подписаны Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды и Сведения о места отбора проб сточных вод - Приложения N 5 к договору.
Как указал истец, ответчик в период с 01.09.2018 по 31.12.2018 сбрасывал в канализацию сточные воды с превышением нормативов водоотведения по составу.
Факт и размер превышения ответчиком нормативов водоотведения в сброшенных им сточных водах подтверждается актами отбора проб от 26.09.2018, от 28.09.2018, от 26.12.2018.
Согласно пункту 11 договора N 170/п/110 от 30.06.2014 размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства РФ.
По расчетам истца, размер платы за превышение нормативов водоотведения по составу за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 составил 933 327 руб. 45 коп.
Наличие у ответчика задолженности и оставление без удовлетворения досудебной претензии послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании законной неустойки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) (действовавшими в спорный период), и исходил из доказанности факта сброса ответчиком сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, отсутствия оплаты, правомерности требования о взыскании неустойки, правильности расчета ее размера.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы с пояснениями и отзыва истца, заслушав пояснения представителя ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Выводы суда, содержащиеся в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Как верно указал суд первой инстанции, отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в спорный период оказания услуг регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами N 644, Правилами N 167.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 частично признаны утратившими силу Правила N 167, кроме пунктов 9,61,62,64,65,67,69,70,71, касающихся соблюдения абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод и контроля за этим со стороны организации ВКХ. Пунктом 3 Постановления N 644 установлено, что указанные пункты Правил N 167 и Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Для ответчика такие лимиты и нормативы не установлены, соответственно для ответчика сохраняют силу положения Правил N 167 и Постановления N 1310.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 167 абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс запрещенных веществ.
Пунктом 61 указанных Правил N 167 определено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства N 1310 и в целях совершенствования нормирования и упорядочения расчетов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, Правительство Свердловской области Постановлением от 02.07.2015 N 571 -ПП утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Свердловской области, который действовал и в спорный период (далее - Порядок N 571-ПП).
Согласно пункту 2 Порядка N 571-ПП настоящий Порядок устанавливает механизм взимания платы с абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, не отнесенных к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", а также в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - абоненты).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 571-ПП:
норматив водоотведения по составу сточных вод - допустимая концентрация загрязняющих веществ, а также перечень загрязняющих веществ, разрешенный абоненту к сбросу в ЦСВ, с учетом обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, а также соблюдения нормативов допустимого сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организации ВКХ природоохранными органами, разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду и выполнения условий, установленных организации ВКХ в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод);
тариф на водоотведение - устанавливаемый организации ВКХ уполномоченным государственным органом регулирования тариф за объемы сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ населенного пункта в пределах установленных этим абонентам нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод.
Во исполнение Порядка N 571-ПП, в соответствии с пунктом 61 Правил N 167 постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду утверждены допустимые концентрации загрязняющих веществ (нормативы водоотведения по составу сточных вод) при сбросе абонентами сточных вод в водные объекты через централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург".
Перечень нормативов установлен в таблице 1 п. 2 Постановления N 2708 от 30.09.2015.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 571-ПП взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения населенных пунктов осуществляется за сброс сверх установленного норматива водоотведения по объему и (или) составу сточных вод.
Расчет платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, произведен истцом в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 02.07.2015 N 571-ПП (пункт 19 Постановления N 571-ПП) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2017 N 645-ПП.
Документов, опровергающих факт сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, как верно указал суд, ответчиком не представлено.
Из материалов дела следует, что по ходатайству ответчика производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в силу решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга по делу N 2а-3774/2019 по административному иску ООО "Уралинвестцентр", ООО "Теплоэнергосервис", ООО "ГРК "Евразия", ООО "Корпорация Маяк", ООО "Еврострой-2000" о признании недействительным со дня его принятия Постановления Администрации города Екатеринбурга N 2708 в части таблицы N 1 (в первоначальной редакции), содержащей информацию о допустимой концентрации загрязняющих веществ, ссылаясь на её противоречие пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.1999 г. N 167, и нарушение установленными нормативами своих прав, которое выразилось во внесении повышенной платы за услуги по водоотведению.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21.02.2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение Ленинского районного суда от 13.09.2019 г. оставлено в силе определением Свердловского областного суда от 19.02.2020 г. по делу N 33а-1656/2020.
При этом суд общей юрисдикции указал, что при отсутствии прямо предусмотренной методики, организацией, выполняющей расчет нормативов отведения по составу (допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, применялась методология, позволяющая произвести расчеты без разделения абонентов на категории. Применение такого методологического подхода к определению нормативов водоотведения по составу сточных вод без разделения абонентов на категории обусловлено не аналогией применения норм права, а схожестью исходных требований нормативных правовых актов при их определении, а также общим для абонентов процессом образования сточных вод в водный объект. По мнению судебной коллегии, применение такой методологии, позволяющей соблюсти условия, предусмотренные п. 61 Правил N 167, требованиям закона не противоречит.
Исходя из изложенного, требование истца о взыскании платы за превышение нормативов водоотведения в сброшенных им сточных водах в размере 933 327 руб. 45 коп. обоснованно удовлетворено судом.
Отклоняя возражения ответчика относительно подлежащего применению тарифа, апелляционный суд руководствуется следующим.
Постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 285-ПК для МУП "Водоканал" установлен тариф на водоотведение 18,36 (без НДС) на период с 01.07.2018 по 30.06.2019, который и применяется при расчетах с ответчиком.
Тариф 6,03 руб./куб.м, (без НДС) установлен РЭК для отдельного регулируемого вида деятельности - приема сточных вод на аэрационную станцию от организаций, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения, и проведения их очистки.
Поскольку объект ответчика подключен к централизованной системе водоотведения, ему оказывается полный комплекс услуг водоотведения, в расчетах платы за водоотведение (в пределах и сверх нормативов) применяется тариф, установленный для этой услуги, в соответствии с договором.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, суд первой инстанции обоснованно признал требования истца о взыскании неустойки, начисленной на основании пункта 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 146-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 30 Правил N 644, подлежащими удовлетворению (статьи 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По расчету истца размер неустойки составил 221 514 руб. 07 коп. за период с 23.10.2018 по 11.06.2020.
Этот расчет является верным.
В связи с изложенным судом первой инстанции обоснованно удовлетворен иск и в данной части.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2020 года
по делу N А60-18627/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18627/2019
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО УРАЛИНВЕСТЦЕНТР