г. Саратов |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А12-14328/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Смирникова А.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 августа 2020 года по делу N А12-14328/2020 (судья Бритвин Д.М.)
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (г. Москва, ул. Академика Челомея, 5А; ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, 12; ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210),
с участием в деле в качестве заинтересованного лица акционерного общества "Волгоградоблэлектро" (г. Волгоград, ул. им. Шопена, 13, ОГРН 1023402971272, ИНН 3443029580)
об оспаривании постановления,
при участии в судебном заседании: от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Королевой А.Ю., действующей на основании доверенности от 03.12.2019 N 272-19 (пост.); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Яковлевой Л.А., действующей на основании доверенности от 17.09.2020 N 01-03-33-65 (пост.); от акционерного общества "Волгоградоблэлектро" - Крюкова П.А., действующего на основании доверенности от 28.05.2020 N 97 (пост.);
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС по Волгоградской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2020 N 034/04/9.21-109/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2020 по делу N А12-14328/2020 требования публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" оставлены без удовлетворения.
ПАО "ФСК ЕЭС", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление УФАС по Волгоградской области от 22.05.2020 N 034/04/9.21-109/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
УФАС по Волгоградской области и АО "Волгоградоблэлектро" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлены отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которым они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФАС по Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Согласно статье 163 АПК РФ 17.09.2020 судом объявлен в судебном заседании перерыв до 24.09.2020 до 12 часов 00 минут. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11-13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание продолжено, в присутствии представителя АО "Волгоградоблэлектро", который возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2020 по делу N А12-14328/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15.10.2019 в УФАС по Волгоградской области обратилось ПАО "Волгоградоблэлектро" с заявлением о нарушении ПАО "ФСК ЕЭС" как субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения к электрическим сетям.
30.10.2019 УФАС по Волгоградской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении сетевой организацией порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Усмотрев в действиях ПАО "ФСК ЕЭС" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 19.02.2020 УФАС по Волгоградской области составило в отношении Общества протокол N 034/04/9.21-1094/2019.
При составлении протокола присутствовали защитник ПАО "ФСК ЕЭС" Королева А.Ю. (на основании доверенности от 03.12.2019 N 272-19) и представитель потерпевшего ПАО "Волгоградоблэлектро" Торубаров С.И. (на основании доверенности от 13.11.2019 N 521). Представителю потерпевшего и защитнику ПАО "ФСК ЕЭС" была вручена копия протокола об административном правонарушении.
О дате, времени и месте рассмотрения дела участники административного производства уведомлены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Постановлением УФАС по Волгоградской области от 22.05.2020 о назначении административного наказания по делу N 034/04/9.21-1094/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, на ПАО "ФСК ЕЭС" наложен штраф в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организация.
В силу части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Статьей 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данным порядком регламентируется процедура такого присоединения, предусматриваются существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.
По смыслу указанного нормативного положения - потребность к технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии.
Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой частью, организационно-технологической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организации услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
ПАО "ФСК ЕЭС" является сетевой организацией, имеет установленный тариф.
На основании статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ПАО "ФСК ЕЭС" является субъектом естественной монополии.
Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с Правилами N 861 под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Пунктом 2 Правил N 861 предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи:
- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
- увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
- изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им таких Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, это, прежде всего: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
Как следует из материалов дела, 21.07.2012 между ПАО "Волгоградоблэлектро" (заказчик) и ПАО "ФСК ЕЭС" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети N 623/П.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 41 Правил N 861 потребителем указанных услуг является ПАО "Волгоградоблэлектро".
На основании пункта 5.5 договора от 21.07.2012 N 623/П исполнитель (ПАО ФСК ЕЭС") несет ответственность за оказание услуг по передаче электроэнергии до границы балансовой принадлежности энергоустановок заказчика (ПАО "Волгоградоблэлектро") и исполнителя.
Ответственность за содержание и эксплуатацию энергетических установок определяется границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, установленными в Приложении 1 к указанному договору (пункт 5.7).
Согласно подпункту "б" пункта 38 Правил N 861 одним из существенных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями является ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон или в акте об осуществлении технологического присоединения (при наличии в нем информации о границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и эксплуатационной ответственности сторон).
В собственности ПАО "Волгоградоблэлектро" имеются объекты электросетевого хозяйства:
- КТП-39, КТП-64 и КТП-65, опосредованно присоединенные к электрической сети ПАО "ФСК ЕЭС" - ВЛ-10кВ Л-13 ПС 220/110/10 "Котельниково".
Право собственности на КТП-39 возникло у ПАО "Волгоградоблэлектро" на основании договора купли-продажи ценных бумаг от 27.12.2001 N 7.
Право собственности на КТП-64 и КТП-65 возникло у ПАО "Волгоградоблэлектро" на основании договора купли-продажи от 10.12.2002 N 2/18.
- Кабельные линии 1 ОкВ, присоединенные к электрической сети ПАО "ФСК ЕЭС" - от ячеек 11 и 24 ПС 220/110/10 "Котельниково".
Право собственности на указанные кабельные линии возникло у ПАО "Волгоградоблэлектро" на основании договора купли-продажи ценных бумаг N 7 от 27.12.2001.
- Кабельные линии 6кВ, присоединенные к электрической сети ПАО "ФСК ЕЭС" - от ячеек 32 и 39 ПС 220/110/6 Гумрак.
Поскольку у ПАО "Волгоградоблэлектро" отсутствуют согласованные с вышестоящей сетевой организацией акты об осуществлении технологического присоединения, а также акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и акты эксплуатационной ответственности сторон по вышеперечисленным точкам присоединения, для надлежащего исполнения обязательств по договору N 623/П от 21.07.2012, письмом от 11.07.2019 ПАО "Волгоградоблэлектро" обратилось к ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала "Магистральные электрические сети Юга" с заявками на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
Как следует из почтового уведомления, заявки получены ПАО "ФСК ЕЭС" 23.07.2019.
Письмом от 03.09.2019 ПАО "ФСК ЕЭС" отказало ПАО "Волгоградоблэлектро" в восстановлении документов об осуществлении технологического присоединения и потребовало представить дополнительно:
- копии технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
- копии актов об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
- копии документов, подтверждающих право собственности ПАО "Волгоградоблэлектро" на ВЛ-10кВ N 13.
ПАО "Волгоградоблэлектро", в свою очередь, посчитала требования ПАО "ФСК ЕЭС" о предоставлении дополнительных документов для рассмотрения вопроса о восстановлении документов об осуществлении технологического присоединения неправомерными.
Порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении регламентируется разделом VIII Правил N 861.
В соответствии с пунктом 57 Правил N 861, восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется на основании соответствующего заявления.
Перечень документов, которые заявитель прилагает к заявлению о переоформлении документов, указан в пункте 62 Правил N 861, среди которых, в том числе:
- подпункт "в": копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
- подпункт "г": копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
- подпункт "е": копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.
Согласно пункту 63 Правил N 861 копии документов, предусмотренных пунктом 62 настоящих Правил, представляются в сетевую организацию лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, с предъявлением оригиналов, которыми располагает соответствующее лицо.
При отсутствии документов у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, предусмотренных подпунктами "в"-"е" пункта 62 настоящих Правил, в заявлении о переоформлении документов делается отметка об отсутствии документа (документов).
Сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 65 Правил N 861).
Во исполнение подпункта "г" пункта 62 Правил N 861, в качестве доказательств технологического присоединения к электрической сети ПАО "ФСК ЕЭС" (ПС 220/110/1 ОкВ "Котельниково") кабельных линий ЮкВ от ячеек N 11 и N 24 ПАО "Волгоградоблэлектро" приложило акт разграничения балансовой принадлежности сторон от 24.06.2016 N АБ-16/20, подписанный ПАО "МРСК Юга" и ПАО "Волгоградоблэлектро".
Доказательством факта технологического присоединения вышеуказанных кабельных линий к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" является также приложение 2 к договору от 21.06.2012 N 623/П "Технические характеристики присоединения". В соответствии с пунктом 1.2.1 договора в указанных точках ПАО "ФСК ЕЭС" приняло на себя обязательство обеспечить ПАО "Волгоградоблэлектро" передачу электрической энергии.
Во исполнение подпунктов "г" и "е" пункта 62 Правил N 861, в качестве доказательств технологического присоединения к электрической сети ПАО "ФСК ЕЭС" (ПС 220/110/1 ОкВ "Котельниково") трансформаторных подстанций КТП-39, КТП-64 и КТП-65 ПАО "Волгоградоблэлектро" приложило акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО "Волгоградэнерго", филиалом "Котельниковский арматурный завод" ОАО "Волгограднефтемаш" и ОАО Волгоградоблэлектро" от 28.05.2007 N 43/1.
Согласно пункту 71 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных технических условий, если к заявлению о переоформлении документов приложены документы, указанные в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация осуществляет подготовку и выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, новых технических условий.
Сетевая организация подготавливает технические условия в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 73 настоящих Правил.
Срок восстановления и выдачи заявителю новых технических условий исчисляется со дня представления в сетевую организацию заявления о переоформлении документов и не может превышать 10 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не может превышать 25 дней).
ПАО "Волгоградоблэлектро" письмами от 25.11.2019 исх. N 20822/26, от 25.11.2019 исх. N 20824/26, от 25.11.2019 исх. N 20825/26 предоставило ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Юга" дополнительные документы к заявке о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства.
Письмом от 04.12.2019 исх. N М5/6/2306 ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Юга" сообщило ПАО "Волгоградоблэлектро" о том, что представленных документов достаточно для переоформления документов по присоединениям КЛ 10 кВ N 11, N 24 к ПС 200 кВ Котельниково, КЛ 6 кВ N 32, N 39 к ПС 200 кВ Гумрак.
04.12.2019 ПАО "Волгоградоблэлектро" письмом исх. N 22610/2019 сообщило ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Юга", что в отношении ВЛ-10 кВ N 13, присоединенной к ПС Котельниково, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство, на основании чего ПАО "Волгоградоблэлектро" просило составить акт об осуществлении технологического присоединения в отношении BJI-10 кВ N 13, присоединенной к ПС Котельниково.
Данное письмо получено ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Юга" 18.12.2019, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, заявка ПАО "Волгоградоблэлектро" в надлежащей форме с учетом дополнительного представления документов и сведений считается поданной в указанную дату.
В соответствии с пунктом 71 Правил N 861, ПАО "ФСК ЕЭС" обязано было в срок до 30.12.2019 и 13.01.2020, соответственно, переоформить и выдать ПАО "Волгоградоблэлектро" документы по заявке о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства в отношении присоединений KJI ЮкВ N 11, N 24 к ПС 220 кВ Котельниково, KJI 6 кВ N 32, N 39 к ПС 220 кВ Гумрак, однако к указанному сроку этого сделано не было.
Лишь 27.01.2020 ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Юга" направило ПАО "Волгоградоблэлектро" подписанные со своей стороны соглашения N 6, N 7 о компенсации расходов на изготовление новых документов о технологическом присоединении объектов элеткросетевого хозяйства ПАО "Волгоградоблэлектро" к ПС 220 кВ Котельниково и ПС 220 кВ Гумрак, с приложением актов об осуществлении технологического присоединения и актов об оказании услуг.
В части переоформления акта о технологическом присоединении КТП-39, КТП-64, КТП-65 ПАО "Волгоградоблэлектро" к линейной ячейке N 13 в ЗРУ-10 кВ ПС 220 кВ Котельниково, посредством В Л 10 кВ N 135 ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Юга" повторно проинформировало ПАО "Волгоградоблэлектро" о том, что по причине отсутствия у ПАО "Волгоградоблэлектро" документов о праве собственности на ВЛ10 кВ N 13, КТП-39, КТП-64, КТП-65 присоединены к электрическим сетям "Россети ФСК ЕЭС МЭС Юга" опосредованно через электрические сети стороннего собственника.
По данному факту УФАС по Волгоградской области 19.02.2020 составлен протокол N 034/04/9.21-1094/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Волгоградской области от 22.05.2020 ПАО "ФСК ЕЭС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Из материалов дела следует, что Общество ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением УФАС по Московской области от 01.11.2018 по делу N 05-21/250-18, которое постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по делу N А40-288514/18 остановлено без изменения и вступило в законную силу.
Как верно указано судом первой инстанции, повторное совершение административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Соблюдение Правил N 861 предполагает соблюдение сетевой организацией всех норм, которыми регламентирован порядок недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Соблюдение установленных Правилами N 861 порядка и сроков рассмотрения заявок, вне зависимости от результата принятия решения, призваны обеспечить стабильность положения потребителя (абонента), - более слабой и зависимой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Требования Правил N 861 носят императивный характер.
К числу задач законодательства об административных правонарушениях относится, кроме прочего, защита установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ).
Законодательство об электроэнергетике, включая Правила N 861, относятся к сфере публичного права.
Игнорирование публично-правовых норм посягает на публичный правопорядок в сфере предоставления услуг по передаче электрической энергии.
Как верно указано судом первой инстанции, административный орган пришел к правильному выводу о несоблюдении заявителем предписанных пунктом 71 требований Правил N 861, указав на неправомерность непереоформления и невыдачи ПАО "Волгоградоблэлектро" указанных выше документов в установленные сроки.
Ответственность за нарушение пункта 71 Правил N 861 образует состав вмененного Обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Полномочия должностных лиц административного органа, составившего протокол об административном правонарушении и рассмотревшего дело, предусмотрены статьей 23.48 КоАП РФ, приказом ФАС России от 19.11.2004 N 180.
Существенных процессуальных нарушений при составлении протокола, при рассмотрении дела УФАС по Волгоградской области не допущено; процессуальные гарантии, предусмотренные статьями 25.1, 25.5 КоАП РФ, соблюдены.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий.
Требования статей 28.2, 29.7 КоАП РФ УФАС по Волгоградской области соблюдены.
Довод заявителя о нарушении антимонопольным органом сроков, предусмотренных пунктом 2.21 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Регламент) судом первой инстанции обоснованно отклонен исходя из следующего.
Согласно пункту 2.21 Регламента дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению.
Вместе с тем, оспариваемое заявителем постановление от 22.05.2020 вынесено по результатам рассмотрения дела N 034/04/9.21-1094/2019 об административном правонарушении, а не дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Последнее, в силу статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) возбуждается при выявлении антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства. При этом процедура производства по такому делу определена указанным Регламентом.
В настоящем случае сроки производства по делу установлены не Законом о защите конкуренции и Регламентом, на который ссылается ПАО "ФСК ЕЭС", а Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что нарушение должностным лицом срока составления протокола об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 КоАП РФ, не является существенным недостатком протокола и не может служить основанием для признания его составленным в нарушение закона.
Довод Общества, нашедший свое отражение и в апелляционной жалобе, об отсутствии оснований у административного органа для квалификации административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергается представленными в дело доказательствами.
Как указывалось ранее, ПАО "ФСК ЕЭС" прежде уже привлекалось к административной ответственности УФАС по Московской области по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ на основании постановления по делу об административном правонарушении от 01.11.2018 N 05-21/250-18. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 по делу N А40-288514/18 указанное постановление УФАС по Московской области вступило в законную силу.
Поскольку вменяемое правонарушение Обществом совершено после вступления в законную силу указанного постановления, его действия (бездействие) имеют признак повторности, что образует административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод ПАО "ФСК ЕЭС" о нарушении принципа неоднократности привлечения к административном ответственности судом первой инстанции также правомерно отклонен, поскольку при рассмотрении дела N 034/04/9.21-558/2020, на которое ссылается Общество, вменялось событие иного нарушения (пункт 75 Правил технологического присоединения).
Кроме того, как указывает административный орган, производство по делу N 034/04/9.21-558/2020 прекращено, доказательств, подтверждающие привлечение Общества к административной ответственности за одно и тоже нарушение, в ходе судебного разбирательства не представлено.
Иные доводы заявителя также не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления.
Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, Обществом ни при рассмотрении дела административным органом, ни при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалы дела Обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина ПАО "ФСК ЕЭС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО "ФСК ЕЭС", не установлено.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, сочло, что исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности.
Суд апелляционной инстанции также считает невозможным снижение суммы налагаемого на ПАО "ФСК ЕЭС" штрафа ниже 600 000 руб. ввиду того, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, не предпринято никаких мер по устранению совершенного правонарушения. ПАО "ФСК ЕЭС" не представлено доказательств совершения им каких-либо действий по исполнению договора ни в установленные законом и договором сроки, ни на момент рассмотрения дела и вынесения должностным лицом оспариваемого постановления.
Также судебной коллегией учитывается неоднократность нарушения ПАО "ФСК ЕЭС" Правил N 861.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мера наказания соответствует совершенному деянию. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
В связи с изложенным, апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 августа 2020 года по делу N А12-14328/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14328/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "Волгоградоблэлектро"