город Томск |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А27-10984/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (N 07АП-6939/20(1)), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.07.2020 по делу N А27-10984/2020, рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное), город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1174205016864, ИНН 4217184142) к обществу с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ-НК", город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1114217006463, ИНН 4217135770) о взыскании штрафа в размере 24500 руб.,
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонного) (далее - Пенсионный фонд, заявитель, УПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ-НК (далее - ООО "Монолит-НК", страхователь, общество) штрафа за несвоевременное предоставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М: за январь 2019 года в размере 2500,00 руб., за февраль 2019 года в размере 2500,00 руб., за март 2019 года в размере 2500,00 руб., за апрель 2019 года в размере 2500,00 руб., за май 2019 года в размере 2500,00 руб., за июнь 2019 года в размере 2500,00 руб., за июль 2019 года в размере 2500,00 руб., за август 2019 года в размере 2500,00 руб., за сентябрь 2019 года в размере 2500,00 руб., за октябрь 2019 года в размере 2000,00 руб., всего в сумме 24500,00 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 28.07.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель, указывает, что финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в том числе сведений по форме СЗВ-М) применяются в отношении страхователя независимо от того, был ли обнаружен факт непредставления им сведений на отдельных застрахованных лиц территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации в результате проверки, или данный факт был выявлен страхователем самостоятельно, а также независимо от того, в течение какого срока после обнаружения указанного факта представлены недостающие сведения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "МонолитНК" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
1) В УПФР страхователем 15.02.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - январь 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 15.02.2019, протоколом проверки отчетности от 15.02.2019.
УПФР проведена сверка форм СЗВ-М, представленных страхователем за периоды: декабрь 2018 года - январь 2019 года. Выявлено уменьшение количества застрахованных лиц за январь 2019 года по сравнению с декабрем 2018 года.
18.02.2019 страхователю по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
Страхователь 25.02.2019 получил уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, что подтверждается квитанцией о получении протокола.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - январь 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - январь 2019 года на 286 дней в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000056 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001001 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
2) В УПФР страхователем 14.03.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - февраль 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 14.03.2019, протоколом проверки отчетности от 14.03.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - февраль 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - февраль 2019 года на 258 дней в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000058 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001003 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
3) В УПФР страхователем 12.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - март 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 12.04.2019, протоколом проверки отчетности от 12.04.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - март 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - март 2019 года на 227 дней в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000057 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001002 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
4) В УПФР страхователем 15.05.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - апрель 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 15.05.2019, протоколом проверки отчетности от 15.05.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - апрель 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - апрель 2019 года на 197 дней в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000060 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001004 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
5) В УПФР страхователем 14.06.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период-май 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 14.06.2019, протоколом проверки отчетности от 14.06.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - май 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - май 2019 года на 164 дней в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000061 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001005 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
6) В УПФР страхователем 11.07.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - июнь 2019 года на 2 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке от 11.07.2019, протоколом проверки отчетности от 13.07.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - июнь 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - июнь 2019 года на 136 дней в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000062 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001006 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
7) В УПФР страхователем 14.08.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - июль 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 14.08.2019, протоколом проверки отчетности от 14.08.2019.
УПФР проведена сверка форм СЗВ-М, представленных страхователем за периоды: июнь 2019 года - июль 2019 года. Выявлено уменьшение количества застрахованных лиц за июль 2019 года по сравнению с июнем 2019 года.
15.08.2019 страхователю по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий. Страхователь 28.08.2019 получил уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, что подтверждается квитанцией о получении протокола.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - июль 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - июль 2019 года на 105 дней в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000065 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001008 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
8) В УПФР страхователем 13.09.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - август 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 13.09.2019, протоколом проверки отчетности от 13.09.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - август 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - август 2019 года на 73 дня в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000063 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001007 направлено в адрес страхователя 07.02.2020. 9) В УПФР страхователем 11.10.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - сентябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 11.10.2019, протоколом проверки отчетности от 11.10.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - сентябрь 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 5 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - сентябрь 2019 года на 44 дня в отношении 5 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000067 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Требование N 052S01200001009 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
10) В УПФР страхователем 15.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - октябрь 2019 года на 6 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 15.11.2019, протоколом проверки отчетности от 15.11.2019.
28.11.2019 по телекоммуникационным каналам связи страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - октябрь 2019 года на 4 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 28.11.2019, протоколом проверки отчетности от 04.12.2019, отсутствующих в исходной форме.
В рассматриваемой ситуации страхователь дополнительно представил сведения еще на 4 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена и принята территориальным органом ПФР.
Таким образом, по мнению фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2019 года на 13 дней в отношении 4 застрахованных лиц.
05.12.2019 специалистом УПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
15.01.2020 заместителем начальника УПФР вынесено решение N 052S19200000071 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Требование N 052S01200001010 направлено в адрес страхователя 07.02.2020.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанных выше требований послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из недоказанности правомерности применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ заявитель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика, в том числе документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что первоначально ООО "Монолит-НК" сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М (исходная) представлены в установленный законом срок: за январь 2019 года - 15.02.2019, за февраль 2019 года - 14.03.2019, за март 2019 года - 12.04.2019, за апрель 2019 года - 15.05.2019, за май 2019 года - 14.06.2019, за июнь 2019 года - 11.07.2019, за июль 2019 года - 14.08.2019, за август 2019 года - 13.09.2019, за сентябрь 2019 года - 11.10.2019, за октябрь 2019 года - 15.11.2019.
28.11.2019 ООО "Монолит-НК" дополнительно представлены формы СЗВ-М (дополняющая): за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2019 года на пять застрахованных лиц, за октябрь 2019 года на четыре застрахованных лица, которые отсутствовали в исходных формах.
В отношении сведений за февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2019 года уведомления о необходимости устранения ошибок в адрес страхователя не направлялись. Таким образом, страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных сведениях по персонифицированному учету за февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2019 года, чем реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, поэтому основания применить к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Доказательства того, что скорректированные обществом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М" тип "дополняющая" за февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, не представлены.
Доказательств того, что именно пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные за отчетный период февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2019 года, до представления формы СЗВ-М (дополняющая) за спорные периоды пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь 2019 года), откорректировав их путем представления в адрес пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющей" формы) за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведении, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку представил форму СЗВ-М тип "дополняющая" по истечении отчетного периода для представления сведений на те застрахованные лица, в отношении которых сведения ранее не представлялись, подлежат отклонению, поскольку как ранее изложено общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях застрахованных лиц выявлены, исправлены и дополняющие формы представлены страхователем самостоятельно. Данное обстоятельство пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Согласно направленному страхователю уведомлению от 18.02.2019 УПФР проведена сверка форм СЗВ-М, представленных страхователем за периоды: декабрь 2018 года и январь 2019 года, по результатам которой выявлено уменьшение количества застрахованных лиц за январь 2019 года по сравнению с декабрем 2018 года на 3 человек.
Как следует из представленных документов, сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года были представлены страхователем в отношении 4 застрахованных лиц: Кикоша Н.С., Курякова П.Ю., Лихачева М.В., Нефедова М.Г.; форма СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года представлена в отношении 1 застрахованного лица Курякова П.Ю.
По форме СЗВ-М (дополняющая) 28.11.2019 страхователем представлены сведения за июль 2019 года на 5 застрахованных лиц: Безвершенкова А.Н., Борисова М.Г., Грибкова А.А., Дроздова И.А., Калачева И.А.
Согласно направленному страхователю уведомлению от 15.08.2019 УПФР проведена сверка форм СЗВ-М, представленных страхователем за периоды: июнь 2019 года и июль 2019 года, по результатам которой выявлено уменьшение количества застрахованных лиц за июль 2019 года по сравнению с июнем 2019 года на 1 человека.
Сведения по форме СЗВ-М за июнь 2019 года были представлены страхователем в отношении 2 застрахованных лиц: Беркасова Н.Н., Курякова П.Ю.; форма СЗВ-М (исходная) за июль 2019 года представлена в отношении 1 застрахованного лица - Семенова С.И.
По форме СЗВ-М (дополняющая) 28.11.2019 страхователем представлены сведения за июль 2019 года на 5 застрахованных лиц: Безвершенкова А.Н., Борисова М.Г., Грибкова А.А., Дроздова И.А., Калачева И.А.
Из буквального содержания пункта 39 Инструкции N 766н, изложенного в редакции Приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н (действовавшего с 01.10.2018), следует обязанность страхователя представить в течение пяти рабочих дней уточненные (исправленные) индивидуальные сведения на застрахованных лиц, на основании уведомления Пенсионного фонда об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий в отношении застрахованных лиц, а не форм отчетности за отдельный период.
Однако уведомления Пенсионного фонда от 18.02.2019, 15.08.2019 не содержат сведений о застрахованных лицах, в отношении которых страхователем были допущены ошибки в связи с не включением сведений о них в исходные формы.
Таким образом, дополняющие сведения в отношении 5 застрахованных лиц (Безвершенков А.Н., Борисов М.Г., Грибков А.А., Дроздов И.А., Калачев И.А.) представлены страхователем 28.11.2019 самостоятельно, до обнаружения соответствующих ошибок территориальным органом пенсионного фонда.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности неправомерно.
Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.07.2020 по делу N А27-10984/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10984/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокузнецке
Ответчик: ООО "МОНОЛИТ-НК"