город Москва |
|
02 февраля 2024 г. |
Дело N А40-112507/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: О.Н. Лаптевой,
судей: Е.А. Птанской, Е.А. Ким,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Н. Хрущак,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерство обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2023 года
по делу N А40-112507/2023, принятое судьей Ю.В. Жбанковой,
по иску ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Козлова Ю.В. по доверенности от 26.09.2023,
от ответчика: Тришкин И.А. по доверенности от 12.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 2.110.582,80 руб. задолженности по государственным контрактам от 06.01.2022 г. N 1/ДТО-2022/4671219, от 12.08.2022 г. N 28/ДТО-2022/4929341 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных перевозок для нужд Минобороны России в периоды с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 года и с 21.04.2022 г. по 31.12.2023 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены.
При этом суд исходил из обоснованности исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Ссылается, что в письме заместителя руководителя ФАС России от 31.03.2023 г. N ПИ/23965/23 указано на неправомерность применения повышающих коэффициентов на перевозку в условно-порожнем рейсе; указание на применение повышающих коэффициентов к тарифу за условно-порожние рейсы в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 также не содержится; истцом не представлено доказательств того, что условно-порожние рейсы выполнялись большой скоростью по указанию грузополучателя (в т.ч. заявок на перевозку, заявок на возврат порожнего вагона и пр.), как и доказательств того, что они фактически выполнялись с большой скоростью.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против доводов жалобы возражал.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает задолженность в размере 2.110.582,80 руб. по государственным контрактам от 06.01.2022 г. N 1/ДТО-2022/4671219, от 12.08.2022 г. N 28/ДТО-2022/4929341 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных перевозок для нужд Минобороны России в периоды с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 года и с 21.04.2022 г. по 31.12.2023 г.
При проведении расчетов в рамках контрактов ответчиком не акцептованы провозные платежи за условно-порожний рейс вагонов за период с августа - октябрь 2022 года на сумму 2.110.582,80 руб. (с учетом НДС). По мнению ответчика, истец неправомерно применяет повышающие коэффициенты, как на груженый рейс, так и на условный порожний рейс вагонов. Ссылается, что Министерство обороны Российской Федерации использует привлеченные ОАО "Российские железные дороги" вагоны на условиях использования вагонов общего парка, документы на порожний рейс вагонов воинскими грузоотправителями не заполняются и заявки на их отправку большой скоростью или отдельным поездом по специально разработанному расписанию не подаются. Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что условно-порожние рейсы выполнялись большой скоростью по указанию грузополучателя (в т. ч. заявок на перевозку, заявок на возврат порожнего вагона и пр.), как и доказательств того, что они фактически выполнялись с большой скоростью.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Постановление N 1590), пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в оплате провозных платежи за условно-порожний рейс вагонов за период с августа - октябрь 2022 года на сумму 2.110.582,80 руб., а также правомерности произведенного перевозчиком расчета.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанных выше выводов суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, применение коэффициентов к условному порожнему рейсу соответствует нормам законодательства Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590, Прейскуранту N 10-01, условиям государственных контрактов.
В соответствии с условиями контрактов оказание услуг осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1590 использование привлеченного железнодорожного подвижного состава и контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования железнодорожного подвижного состава и контейнеров общего парка, с учетом особенностей расчетов при оказании таких услуг, предусмотренных особенностями тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденными настоящим постановлением.
Постановлением N 1590 утверждены Особенности тарификации воинских и железнодорожных перевозок (далее - Особенности тарификации).
В соответствии с пунктом 4 Особенностей тарификации установлены принципы тарификации перевозок воинских грузов для нужд Минобороны России в привлеченном подвижном составе в зависимости от вида отправки:
стоимость воинских железнодорожных перевозок грузов повагонными, групповыми, маршрутными отправками (Св), определяемая для каждой инфраструктуры, используемой при перевозке, по формуле 1:
*, (1)
где:
* - действующий тариф, установленный для перевозчика за использование инфраструктуры и локомотивов в груженом рейсе за тарифное расстояние перевозки, определенный в соответствии с тарифным руководством для соответствующей инфраструктуры, используемой при перевозке грузов в вагонах, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные вагоны) (руб./вагон);
* - действующий тариф, установленный для перевозчика за использование инфраструктуры и локомотивов в порожнем рейсе, определенный в соответствии с тарифным руководством для соответствующей инфраструктуры, используемой при перевозке аналогичных собственных порожних вагонов за расстояние, определенное как расстояние перевозки в груженом рейсе по этой инфраструктуре, умноженное на коэффициент порожнего пробега вагонов по отношению к груженому пробегу вагонов согласно приложению N 1 для соответствующего типа подвижного состава (далее - условный порожний рейс) (руб./вагон);
* - стоимость дополнительных услуг при железнодорожной перевозке, осуществляемой по единому перевозочному документу с участием перевозчиков внутреннего водного транспорта и (или) морского транспорта в железнодорожно-паромном сообщении (далее - железнодорожная перевозка в железнодорожно-паромном сообщении) в груженом и условном порожнем рейсе (рублей), устанавливаемая соответственно перевозчиком внутреннего водного транспорта и (или) морского транспорта, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
* - плата за использование привлеченного подвижного состава, определяемая за суммарное расстояние перевозки в груженом рейсе и условном порожнем рейсе по всем инфраструктурам, используемым при перевозке, по формуле 2:
*, *, (2)
где:
* - стоимость привлечения перевозчиком подвижного состава, определенная с учетом результатов конкурентных закупок (руб./вагон в сутки);
* - срок доставки грузовых вагонов железнодорожным транспортом, определяемый в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом тарифного руководства (далее - нормативный срок), суммарно в груженом рейсе и условном порожнем рейсе (суток);
* - срок доставки вагонов, применяемый для расчета стоимости воинских железнодорожных перевозок грузов повагонными, групповыми, маршрутными отправками, с учетом фактической подачи вагонов, контейнеров или передачи их на пути необщего пользования, обслуживаемые локомотивом, не принадлежащим перевозчику, в срок менее нормативного, определенный как сумма сроков доставки в фактическом груженом рейсе и нормативном условном порожнем рейсе (суток);
* - стоимость начально-конечных операций, предусмотренная приложением N 1 к настоящему документу (руб./вагон);
* - коэффициент индексации тарифов в отношении грузовых железнодорожных перевозок и дополнительных услуг, связанных с такими перевозками;
Таким образом, формула расчета, указанная в Постановлении N 1590 повторяет вариант расчета платы за перевозку аналогичную в вагоне общего парка (как если бы это был вагон ОАО "Российские железные дороги") в рамках Прейскуранта N 10-01.
Такая схема тарификации имеет свои особенности.
Взыскиваемая при перевозке груза для Министерства обороны Российской Федерации провозная плата за груженый рейс учитывает расходы перевозчика на отправку вагонов в порожнем рейсе.
Плата за воинские перевозки рассчитывается на условиях, аналогичных условиям использования железнодорожного подвижного состава и контейнеров общего парка, включает в себя плату за груженый и условный порожний рейс.
Согласно пункта 2.32.1. Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 г. N 47-т/5, плата за перевозку грузов большой скоростью определяется по правилам Тарифного руководства с увеличением в 1,5 раза.
В соответствии с пунктом 2.34.2. Прейскуранта 10-01 плата за перевозку грузов отдельным поездом по специально разработанному расписанию повагонными, групповыми отправками определяется по правилам данного раздела Тарифного руководства с применением дополнительных поправочных коэффициентов, приведенных в таблице N 20 приложения 6 Тарифного руководства.
Для организации перевозок грузов в вагонах общего парка тарификация в рамках Прейскуранта N 10-01 предусматривает включение в тариф груженого рейса расходы перевозчика на отправку вагонов в порожнем рейсе, в том числе, при перевозке груза большой скоростью и /или отдельным поездом по специально разработанному расписанию.
Пунктом 2.4.1.5 раздела 2 "Общего порядка определения платы за перевозку грузов" Прейскуранта N 10-01 предусмотрено, что плата за перевозку груза определяется:
для универсальных полувагонов и платформ, а также специализированных платформ для лесоматериалов с длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 метров общего парка повагонными, групповыми, маршрутными отправками - как сумма:
платы за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "Российские железные дороги" в груженом рейсе, определяемой умножением базовой ставки тарифной схемы N N 8, 8(1) или 9 (в зависимости от типа подвижного состава) на поправочные коэффициенты, установленные настоящим Тарифным руководством и исключительными тарифами;
платы за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "Российские железные дороги" в порожнем рейсе, определяемой умножением базовой ставки тарифной схемы N 25(1) за расстояние перевозки, соответствующее 60% от груженого рейса, на поправочные коэффициенты, установленные настоящим Тарифным руководством для расстояния, соответствующего 60% от груженого рейса.
В рамках организации воинских перевозок в соответствии с Постановлением N 1590, государственными контрактами перевозка воинских грузов в привлеченном подвижном составе осуществляется по одному перевозочному документу и заканчивается на станции выгрузки. Таким образом, условный порожний рейс отдельным договором перевозки не оформляется.
Обязанность оплаты условного порожнего рейса возникает в соответствии и на условиях указанных в договоре перевозки.
Поскольку условия договора перевозки предусматривают перевозку груза большой скоростью, то и оплата условного порожнего рейса осуществляется на этих же условиях.
Иного сторонами договора перевозки не определено.
Данный вывод также подтверждается вышеназванными положениями пунктов 2.32.1, 2.34.2. Прейскуранта 10-01.
Тариф за условный порожный рейс является компенсацией собственникам подвижного состава расходов за подсыл вагонов для осуществления воинских перевозок и возврат вагонов после осуществления перевозок для нужд Минобороны России.
Учитывая, что ОАО "Российские железные дороги" не имеет вагонов общего парка (т.е. принадлежащих перевозчику на праве собственности или ином праве), с целью оперативной организации воинских и специальных перевозок и освобождения силовых министерств и ведомств от процедур конкурентных закупок подвижного состава, для осуществления перевозок, заключения договоров с собственниками подвижного состава, разработана схема привлечения таких вагонов через ОАО "Российские железные дороги" с расчетом провозных платежей на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка с учетом некоторых особенностей.
Стоимость перевозок воинских грузов представляет собой единый платеж в соответствии с условиями Особенностей тарификации, Прейскуранта 10-01.
Исключение из составляющих тарифа повышающих коэффициентов в обратном условном порожнем рейсе, как это предлагается Минобороны России, в силу принципа построения тарифов на железнодорожном транспорте необоснованно.
Условный порожний рейс является неотъемлемой частью платы за перевозку грузов в вагонах общего парка, включающей в себя средневзвешенные среднесетевые затраты перевозчика и владельца инфраструктуры на все выполняемые операции на железнодорожном транспорте. Исключение из таких общих среднесетевых тарифов какой-либо операции, либо произведение по ней пересчета исходя из фактических затрат нарушит принцип построения тарифов.
Плата за воинские перевозки рассчитывается на условиях, аналогичных условиям использования железнодорожного подвижного состава и контейнеров общего парка, включает в себя плату за груженый и условный порожний рейс.
Постановление N 1590 и Прейскурант N 10-01 не содержат выделения для условного порожнего рейса отдельных условий его расчета и исключения для него повышающих коэффициентов.
Условный порожний рейс отдельным договором перевозки не оформляется, отдельно не может быть рассчитан, плата за условный порожний рейс включена в тариф за фактически перевезенный груз в вагоне. Поправочные коэффициенты к плате за перевозку грузов в условном порожнем рейсе (как части платы за перевозку груза) определяются в соответствии с условиями договора перевозки груза, указанными в соответствующей накладной на груженый рейс.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела - корешками дорожных ведомостей N 624793, N 624794, N 624795, N 629606, N 289759, N 289752, N 289751 подтверждается, что перевозка грузов большой скоростью осуществлялась по указанию Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункта 5.2 государственных контрактов, оформление перевозочных документов и иных первичных документов за воинские грузовые перевозки производится с использованием воинского требования формы 2.
Истцом представлены требования накладные, согласно которым Министерство обороны Российской Федерации указало на перевозку спорных вагонов большой скоростью. Оформленные на основании воинских требований корешки дорожных ведомостей также устанавливают факт осуществления перевозки большой скоростью, отдельным поездом по специально разработанному расписанию.
Поскольку документально подтверждено, что перевозка груза осуществлена большой скоростью, отдельным поездом по специально разработанному расписанию, расчет платы за условный порожний рейс вагонов правомерно рассчитан с применением коэффициентов, предусмотренных пунктами 2.32.1,.2.34.2 Прейскуранта 10-01.
Ссылка апелляционной жалобы на позицию Федеральной антимонопольной службы, изложенную в письме от 31.03.2023 г. N ПИ/23965/23, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции. В данном рассматриваемом деле с учетом представленных истцом доказательств усматривается, что условно-порожние рейсы выполнялись большой скоростью по указанию грузополучателя, в связи с чем по настоящему конкретному спору расчет платы за условный порожний рейс вагонов правомерно рассчитан истцом с применением коэффициентов, предусмотренных пунктами 2.32.1,.2.34.2 Прейскуранта 10-01.
Оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2023 года по делу N А40-112507/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Лаптева |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112507/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ