г. Москва |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А40-112111/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ТЕНДЕРСФЕРА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2023 по делу N А40-112111/23
по заявлению ООО "ТЕНДЕРСФЕРА"
к 1. Федеральной антимонопольной службе, 2. Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа,
третьи лица: ООО "ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА ГПБ", ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Жигунова Н.А. по доверенности от 13.11.2023; |
от заинтересованных лиц: |
1. Ратникова А.В. по доверенности от 27.11.2023 2. не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТендерСфера" (далее также - Общество, участник) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее также - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 10.03.2023 по делу N П-58/23 о результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого Автономного округа (далее также - Департамент транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, заказчик, Департамент) о признании недействительным допуска участника торгов с заявкой под номером 10 к электронным торгам в форме электронного аукциона 0190200000323000325 на поставку машины аэродромной водозаправочной, размещенного на электронной торговой площадке ООО "ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА ГПБ" (далее также -ООО "ЭТП ГПБ", оператор электронной площадки), расположенной по адресу https://gos.etpgpb.ru/.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2023 в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
ООО "ТендерСфера" с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и заявленные требования удовлетвореить.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ФАС России - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представители Департамента, ООО "ЭТП ГПБ" и Департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого Автономного округа, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей Общества и антимонопольного органа, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Общество подало заявку на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку машины аэродромной водозаправочной (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 0190200000323000325, размещенном на электронной торговой площадке ЭТП ГПБ, начальная максимальная цена контракта составила 14 120 000 руб. (далее также - аукцион).
В извещении о проведении процедуры Департаментом установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), и постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно итоговому протоколу подведения итогов электронного аукциона было подано две заявки, по результатам рассмотрения которых установлено, что только одна заявка соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Вторая заявка с идентификационным номером 10 отклонена на основании п. 5 ч. 12 ст. 48, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также п. 2.9 приложения N 3 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, состав заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению": в составе заявки участника не представлена информация, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, а именно: представлена выписка на иной товар.
Ввиду указанных обстоятельств Общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением (исх. N 61, вх. N 27266-ЭП/23 от 21.02.2023), содержащим информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "ЭТП ГПБ" при проведении заказчиком, оператором электронной площадки аукциона.
По результатам рассмотрения данного обращения антимонопольным органом принято решение от 10.03.2023 по делу N П-58/23, согласно которому действия оператора электронной площадки признаны не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО "ТендерСфера" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Относительно уточнения заявителем исковых требований (о признании недействительными торгов) суд первой инстанции, проанализировав предмет и основания первоначально заявленных требований, также обоснованно указал, что представленные истцом уточнения являются новыми требованиями и их предъявление не соответствует положениям ст. 49 АПК РФ, поскольку заявителем по делу были одновременно изменены предмет и основания первоначально заявленных требований.
При этом Обществу разъяснено право на обращение с самостоятельным иском о признании торгов в форме электронного аукциона недействительными.
Учитывая отклонение ходатайства об уточнении заявленных требований, ходатайство о привлечении к участию в деле соответчика судом также правомерно отклонено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа ввиду отсутствия в действиях ООО "ЭТП ГПБ" нарушений требований Закона о контрактной системе.
Так, любая информация, содержащая сведения о наличии признаков нарушений Закона о контрактной системе, подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 99 Закона о контрактной системе.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно документам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя): извещение о проведении аукциона размещено в ЕИС 24.01.2023; способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион; начальная (максимальная) цена контракта - 14 120 000 руб.; источник финансирования - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа; дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.02.2023; на участие в аукционе поданы 2 заявки от участников закупки; дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 07.02.2023; в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 2 участника закупки подавали предложения о цене контракта.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе только одна заявка соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении аукциона;
Заказчиком с заявителем заключен государственный контракт от 20.02.2023 N 325-2023 по цене в размере 8 613 200 руб.
Как полагает заявитель, оператор электронной площадки совершил действия, отвечающие признакам нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, что выразилось в неправомерном направлении заказчику заявки с идентификационным номером 10 (далее также - участник).
В развитие ст. 14 Закона о контрактной системы Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Пунктом 1 данного постановления установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.
На основании подп. "а" п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Между тем, в рассматриваемом случае заявка участника закупки с идентификационным номером 10 отклонена комиссией заказчика по осуществлению закупки ввиду несоблюдения запрета, установленного извещением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, следовательно, порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, предусмотренный Законом о контрактной системе, соблюден.
Заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с указанием наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе (подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе).
Согласно подп. "д" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае указания в соответствии с подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона иностранного государства в качестве страны происхождении товара в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В настоящем случае в извещении о проведении аукциона установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, поскольку объект закупки входит в утвержденный данным постановлением перечень.
Комиссия заказчика отклонила заявку N 10 ввиду непредоставления информации по реестровой записи на предлагаемый товар в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, а именно: участник закупки продекларировал реестровую запись в выписке из реестра российской промышленной продукции на иной товар - на транспортное средство, модификации C41R33, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики которого не соответствуют описанию объекта закупки для снабжения воздушных судов питьевой водой (не предусмотрены емкости (цистерны) для выдачи воды на борт, насос и шланги).
Таким образом, оператор электронной площадки не вправе был рассматривать документы по национальному режиму на соответствие постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 и возвращать заявки участников ввиду того, что отклонение заявок участников на данном этапе аукциона является полномочием комиссии по закупкам.
Участник закупки с идентификационным номером заявки 10, подавая заявку, в целях исполнения требований извещения о проведении аукциона о допуске товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, указал страну происхождения товара - Российская Федерация, что подтверждается материалами дела.
При таких данных у оператора электронной площадки отсутствовали основания для возврата заявки участника закупки под идентификационным номером 10.
Следовательно, действия оператора электронной площадки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В оспариваемом решении антимонопольным органом дана верная оценка правомерности действий оператора электронной площадки.
Доводы жалобы заявителя об обратном отклоняются апелляционным судом в связи с их необоснованностью.
Изложенные в оспариваемом решении выводы антимонопольного органа являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и обстоятельствам дела.
Оспариваемое решение вынесено ФАС России в пределах предоставленных антимонопольному органу полномочий.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Комиссия заказчика по осуществлению закупок, отклоняя заявку N 10, действовала в рамках полномочий, Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, а также ст. 34, 69 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку закупочная процедура состоялась, в результате торгов начальная цена контракта снижена, что свидетельствует об эффективности закупки и достижении цели по удовлетворению потребности заказчика.
Конкретных норм и положений действующего законодательства, которые были нарушены оператором электронной площадки, заявителем не указано.
Также заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что имущественные интересы и права Общества могут быть восстановлены при удовлетворении заявленных им требований.
Согласно сведениям ЕИС заключенный между заказчиком и заявителем по результатам аукциона контракт от 20.02.2023 N 325-2023 в настоящее время исполнен в полном объеме. При этом заявитель подтвердил, что денежные средства по контракту получены им в полном объеме.
Таким образом, при исполненном контракте является невозможным восстановление нарушенных прав и законных интересов путем признания недействительным допуска участника торгов с заявкой под номером 10 к электронным торгам в форме электронного аукциона.
При таких данных избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав.
Доводы, изложенные в обоснование позиции участвующих в деле лиц при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2023 по делу N А40-112111/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112111/2023
Истец: ООО "ТЕНДЕРСФЕРА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, ООО "ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА ГПБ"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62561/2024
23.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7025/2024
01.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84123/2023
16.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112111/2023