г. Киров |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А31-11787/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плёнкиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента по труду и социальной защите населения Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2020 по делу N А31-11787/2019
по иску муниципального предприятия города Костромы "Городские ритуальные услуги" (ИНН: 4401005388, ОГРН: 1024400510980)
к комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома (ИНН: 4401059841, ОГРН: 1054408733741),
к Костромской области в лице департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (ИНН: 4401011720, ОГРН: 1024400532860),
третье лицо - Департамент финансов Костромской области,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Костромы "Городские ритуальные услуги" (далее - Предприятие, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома (далее - Комитет), а также к Костромской области в лице департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о взыскании 93418,37 рублей убытков, возникших в связи с невозмещением гарантированного перечня услуг на погребение граждан в рамках реализации Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Костромской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2020 исковые требования удовлетворены: с Костромской области в лице Департамента в пользу Предприятия взыскано 93418,37 рублей убытков.
Департамент с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2020 по делу N А31-11787/2019 отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, ранее возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, осуществляли территориальные органы социальной защиты населения, опеки и попечительства (далее - территориальные органы) на основании договоров, заключенных ими со специализированными службами по вопросам похоронного дела. Однако в соответствии с Постановлением Губернатора Костромской области от 27.11.2015 N 220 "О департаменте по труду и социальной защите населения Костромской области и об упразднении департамента по труду и занятости населения Костромской области" (в редакции Постановления Губернатора Костромской области от 22.12.2017 N 268) территориальные органы исключены из структуры Департамента; из функций Департамента исключена функция выплаты социального пособия на погребение гражданам в случаях, если умерший на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. Ссылка Истца на то, что в соответствии с Законом Костромской области от 25.12.2014 N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон N 618-5-ЗКО) и Законом Костромской области от 09.07.2019 N 570-6-ЗКО "Об исполнении областного бюджета за 2018 год" Департамент являлся главным распорядителем средств бюджета Костромской области на возмещение расходов на погребение, несостоятельна в связи с тем, что в настоящее время согласно Закону Костромской области от 19.02.2018 N 348-6-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по выплате социального пособия на погребение и возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению" и в соответствии с Законом Костромской области от 24.12.2018 N 495-6-ЗКО "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" финансовые средства на осуществление органами местного самоуправления названных государственных полномочий предусмотрены в бюджете Костромской области в виде субвенций и органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления упомянутых государственных полномочий обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде соответствующих субвенций. Кроме того, заявитель указывает, что в процессе ликвидации Комитета (с 10.01.2018 до 26.09.2019) Предприятие не предъявляло к Комитету требования о взыскании задолженности по договору от 12.11.2009 о возмещении стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.08.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.08.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Третье лицо доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, третье лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях реализации на территории г. Костромы Закона о погребении и постановления губернатора Костромской области от 22.03.2006 N 262 "О порядке возмещения стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и выплаты социального пособия на погребение" между Предприятием и Комитетом заключен договор о возмещении стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела от 12.11.2009 (далее - договор), по условиям которого Предприятие обязуется предоставить на безвозмездной основе услуги по погребению в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также при рождении мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, а Комитет обязуется возместить стоимость гарантированного перечня услуг по погребению по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
Согласно пунктами 3.1, 3.2 договора Комитет возмещает предприятию стоимость гарантированного перечня услуг по погребению граждан в 10-дневный срок со дня предоставления Предприятием документов, перечисленных в пункте 2.2 настоящего договора. Финансирование расходов, связанных с возмещением стоимости услуг Предприятию осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В целях исполнения данного договора Предприятие в январе, июле, октябре-декабре 2017 года, январе 2018 года оказало на безвозмездной основе услуги по погребению 17 мертворожденных детей, что подтверждается актами оказанных услуг, реестрами захороненных граждан, справками о рождении, справками о смерти, свидетельствами о рождении, свидетельствами о смерти, письмами ОГБУЗ "Костромское областное патологоанатомическое бюро".
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, утверждена постановлением Администрации города Костромы от 25.12.2014 N 3531 (в редакции постановления от 27.01.2016 N 128) и постановлением Администрации города Костромы от 20.02.2017 N 390.
Комитет свои обязательства по указанному договору не исполнил, денежные средства в размере 93418,37 рублей не возместил.
В связи с чем, истцом в адрес Комитета и Департамента направлены претензии от 08.05.2019 N 197/01-4 и от 30.07.2019 N 15-юр с требованием произвести оплату задолженности по договору.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что Комитет ликвидирован 26.09.2019, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Закон о погребении регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 Закона о погребении.
На основании статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" Предприятие, как специализированная служба по вопросам похоронного дела, должно оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закон о погребении по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считается недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании соответствующих услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Из материалов дела следует, что во исполнение условий договора Предприятие на безвозмездной основе осуществляло погребение мертворожденных детей. Доказательств того, что услуги были оказаны ненадлежащим образом, в материалы дела не представлены.
Комитет не возместил Предприятию стоимость оказанных по договору услуг. При этом на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что Комитет ликвидирован, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (дата ликвидации - 26.09.2019).
Исковые требования к Департаменту заявлены истцом в связи с неисполнением расходных обязательств, установленных в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении, которые также нашли свое отражение в пункте 3.2 договора.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону N 618-5-ЗКО и Закону Костромской области от 15.12.2017 N 325-6-ЗКО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в 2016-2018 годах главным распорядителем средств бюджета Костромской области на возмещение расходов на погребение являлся Департамент (с учетом произведенного Постановлением Губернатора Костромской области от 27.11.2015 N 220 переименования департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления и учета средств субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по выплате социального пособия на погребение и возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, который утвержден Постановлением Администрации Костромской области от 09.04.2018 N 129-а, Департамент определен главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области в целях осуществления последними отдельных полномочий Костромской области, в том числе и переданного полномочия по возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Однако в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Департамент не представил доказательств предоставления из бюджета Костромской области бюджету города Костромы соответствующих субвенций в сумме, достаточной для погашения долга по спорному договору.
В связи с этим доводы заявителя об отсутствии оснований для взыскания убытков с Костромской области не могут быть приняты во внимание.
Аргументы Департамента о том, что Предприятие не предъявляло к Комитету требования о взыскании задолженности по спорному договору, подлежат отклонению, поскольку противоречат материалам дела. Акты об оказании услуг по договору подписаны Комитетом без возражений. В связи с неисполнением Комитетом договорных обязательств в добровольном порядке, Предприятие направило в адрес Комитета досудебную претензию, которая оставлена без рассмотрения.
Методику расчета и размер убытков заявитель не оспаривает.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Департамента по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Согласно абзацам 4,7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с субъекта Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны субъекта Российской Федерации.
Поскольку указанное выше разъяснение касается порядка исполнения судебных актов, не отражение в резолютивной части решения суда "за счет казны" не привело к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2020 по делу N А31-11787/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента по труду и социальной защите населения Костромской области - без удовлетворения, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с Костромской области в лице департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (ИНН: 4401011720, ОГРН: 1024400532860) за счёт казны Костромской области в пользу муниципального предприятия города Костромы "Городские ритуальные услуги" (ИНН: 4401005388, ОГРН: 1024400510980) 93418 рублей 37 копеек убытков.".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11787/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ "ГОРОДСКИЕ РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"
Ответчик: комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, Костромская область в лице департамента по труду и социальной защите населения Костромской области
Третье лицо: Департамент финансов по КО