г. Санкт-Петербург |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А26-10477/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Кротова,
судей Е.В. Савиной, В.Б. Слобожаниной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Анисимовой,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Компании представитель не явился,
от Общества представитель не явился,
от Министерства представитель не явился,
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.06.2020 по делу N А26-10477/2019 (судья О.В. Богданова), принятое по иску:
Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16-Н; ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751),
акционерному обществу "Нордград" (191123, Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 39, лит. Д, оф. 312, пом. 10Н; ОГРН 1089847395791, ИНН 7813427641),
об обязании провести работы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд первой инстанции) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Компания) об обязании провести работы по сортировке - штабелевке заготовленной древесины на трассах линий электропередачи (далее- ЛЭП) в местах подъезда к автодорогам с учетом требований правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации", правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также требований, предъявляемых к безопасности эксплуатации ЛЭП, очистку мест рубок от порубочных остатков после проведённых работ по расширению охранной зоны ЛЭП в пролетах опор N 27-26-25А трассы ВЛ-110 кВ Л-193 "ПС-97 Сортавальская (ФСК) - ПС-27 Сортавала" в квартале N 33 выдела 10 участка N 2 Ладожского участкового лесничества на площади 0,36 га; около опоры N 25А трассы ВЛ-110 кВ Л-193 "ПС-97 Сортавальская (ФСК) - ПС-27 Сортавала" в квартале N 33 выдел 5, участка N 1 Ладожского участкового лесничества на площади 0,1 га.
Определением суда первой инстанции от 10.03.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество "Нордград" (далее - Общество).
Решением от 03.06.2020 заявленные требования удовлетворены; Компания и Общество солидарно обязаны в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение лесного законодательства, произвести очистку мест рубок от порубочных остатков после проведенных работ по расширению охранной зоны трассы ЛЭП зоны в пролетах опор N 27-26-25А трассы ВЛ-110 кВ Л-193 "ПС-97 Сортавальская (ФСК) - ПС-27 Сортавала" в квартале N 33 выдела 10 участка N 2 Ладожского участкового лесничества на площади 0,36 га; около опоры N 25А трассы ВЛ-110 кВ Л-193 "ПС-97 Сортавальская (ФСК) - ПС-27 Сортавала" в квартале N 33 выдел 5, участка N 1 Ладожского участкового лесничества на площади 0,1 га, а именно: произвести укладку порубочных остатков в кучи и валы шириной не более 3 метров на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений; древесину очистить от сучьев, плотно уложить на землю, собрать в штабеля или поленницы, отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; с Компании в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины по иску, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины по иску.
Не согласившись с указанным решением в части установления 30-дневного срока исполнения решения с момента его вступления в силу, Компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение в указанной части, принять новый судебный акт, которым установить 90-дневный срок для проведения соответствующих работ.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Компания не осуществляет деятельность по использованию лесов на просеке Л-193, не располагает трудовыми и материальными ресурсами для проведения указанных в обжалуемом судебном акте работ, в связи с чем исполнение обжалуемого решения в 30-дневный срок, по мнению Компании, не представляется возможным.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство полагает решение законным и обоснованным, указывает, что отсутствие трудовых и материальных ресурсов для проведения соответствующих работ не является основанием для освобождения Компании от обязанности по исполнению судебного акта, работы по устранению допущенных ответчиками нарушений лесного законодательства не выполняются более года с момента их выявления, а изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции поступили ходатайства Министерства и Компании о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражения не заявлены, законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Компания является сетевой организацией, владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, в том числе линией ВЛ-110 кВ Л-193 "ПС-97 Сортавальская (ФСК) - ПС-27 Сортавала".
Между Министерством и Компанией 12.03.2018 заключено соглашение N 1, предметом которого является проведение работ по рубке деревьев, угрожающих падением на линии электропередач и расширению охранных зон линий электропередач.
При проведении 08.08.2019 планового патрулирования земель лесного фонда лесничим и государственным инспектором Ладожского участкового лесничества в квартале N 33 выдел 5, 10 Ладожского участкового лесничества выявлено наличие стволов поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов, брошенных у пня на месте рубки вдоль трассы ЛЭП, очистка мест рубок от порубочных остатков не произведена. На данных участках Компанией производились работы по расширению охранных зон ВЛ-110 кВ Л-193 "ПС-97 Сортавальская (ФСК) - ПС-27 Сортавала" в соответствии с уведомительным письмом от 16.11.2018 N МР 2/3-50/297-36/3364, и по расширению охранной зоны трассы ВЛ-35кВ Л42С согласно уведомлению от 19.01.2018 N 2/3-50/297-36/142.
Указанные факты нарушений требований лесного законодательства зафиксированы в акте патрулирования лесов от 08.08.2019 N 26, актах осмотра от 08.08.2019 N 52 и N 53. Изложенные в актах обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотоматериалами и ответчиками не оспорены.
Компании направлено требование от 13.08.2019 N 2 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства в срок до 27.08.2019.
В связи с тем, что в соответствии с актом осмотра территории от 01.10.2019 N 31 выявленные в квартале N 33 выдел 5, 10 Ладожского участкового лесничества нарушения Компанией не устранены, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Установив факт нарушения лесного законодательства и неисполнения требований Министерства об устранении таких нарушений, суд первой инстанции с учетом положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20.04.2020 N 665, в соответствии с которыми в Сортавальском муниципальном районе с 01.05.2020 установлено начало пожароопасного периода, пришел к выводу о том, что требования Министерства подлежат удовлетворению в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Аналогичные положения содержаться в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила использования лесов).
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социальноэкономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N417).
Пунктом 35 указанных Правил предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 417 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 м для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 м, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ
Пунктом 19 Правил N 417 установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 м, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 м; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 м, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 м. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 м одна от другой (пункт 21 Правил N 417).
Судом первой инстанции установлено, что фактически работы по расширению просеки ВЛ-110 кВ Л-193 в пределах охранных зон производились Обществом (подрядчик) на основании заключенного с Компанией (заказчик) договора от 20.11.2018 N 387.
В пункте 6.2.8 технического задания к указанному договору предусмотрено, что очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах путем укладывания порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. деревья, предварительно освобожденные от веток, сложить в штабели по одну сторону от ВЛ на расстоянии 5 метров от крайнего провода ВЛ. Образование вала из порубочных остатков и утилизация методом захоронения под проводами не допускается
Как правильно указал суд первой инстанции, несмотря на то, что лицом, нарушившим перечисленные выше нормативные требования правил пожарной безопасности являлось Общество, Компания не подлежит освобождению от обязанности устранить нарушение в силу подпункта "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
Именно сетевая организация в соответствии с указанной нормой, а также статьей 46 ЛК РФ считается лицом, использующим леса для эксплуатации линейного объекта, и обязанным обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах. Выбрав подрядчика для выполнения работ по расширению просек, сетевая организация не проконтролировала выполнение последним условий договора в части соблюдения правил пожарной безопасности, не потребовала, в том числе в судебном порядке устранить допущенные нарушения, находящиеся в зоне ответственности сетевой организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Компания и Общество являются солидарными должниками и удовлетворил требование Министерства в части обязания ответчиков устранить нарушения лесного законодательства с указанием на требования подпункта "б" пункта 17, пунктом 19 Правил N 417.
В указанной части решение не обжалуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
При установлении данного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Разрешение данного вопроса относится к сфере судейского усмотрения.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ и учитывая положения приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20.04.2020 N 665, в соответствии с которыми в Сортавальском муниципальном районе с 01.05.2020 установлено начало пожароопасного периода, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 174 АПК РФ установил 30-дневнй срок с даты вступления решения в законную силу для выполнения ответчиками работ по укладке порубочных остатков в кучи и валы шириной не более 3 метров на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений; очистке древесины от сучьев, ее плотного размещения на земле, сбора в штабеля или поленницы, отделению противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки названных выводов.
Наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта в обозначенные сроки, дает должнику право требовать предоставления отсрочки или рассрочки судебного акта в порядке, установленным статьей 324 АПК РФ. Указанное право Компанией не реализовано.
Суд апелляционной инстанции учитывает также, что допущенные ответчиками нарушения лесного законодательства выявлены 08.08.2019, работы по их устранения в настоящее время не выполнены; испрашиваемый Компанией 90-дневный срок для исполнения обжалуемого решения в случае, если бы Компанией не подавалась апелляционная жалоба, истек бы 30.09.2020, в связи с чем в действиях Компании усматриваются признаки злоупотребления правом.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено, а потому у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы ответчика и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.06.2020 по делу N А26-10477/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Кротов |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10477/2019
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", Россия, 186790, г. Сортавала, Республика Карелия, ул. Карельская, 42
Третье лицо: АО "Нордград"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18536/20
03.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10477/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10477/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10477/19