г. Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А40-81414/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-81414/20, по исковому заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к ОАО "РЖД" о взыскании задолженности и неустойки, по встречному иску к ОАО "РЖД" к Департаменту городского имущества г. Москвы о взыскании неосновательного обогащения,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N И-02-001379 за период с 31.03.2017 по 30.09.2019 в сумме 8 668 руб. 91 коп., неустойки (пени) за период с 06.10.2017 по 30.09.2019 в сумме 1 203 руб. 58 коп.
Для рассмотрения с первоначальным иском судом был принят встречный иск о взыскании неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N И02-001379 за период с 31.03.2017 по 30.09.2019 в сумме 6 510 руб. 08 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 23 июля 2020 года Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что выводы суд не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика направил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом (Арендодатель) и ОАО "РЖД" (Арендатор) 31.03.2014 был заключен Договор аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-02-001379.
Предметом Договора (п. 1.1.) является земельный участок площадью 240 кв.м., кадастровый номер 77:02:0015013:1185, имеющий адресный ориентир: город Москва, СВАО, МК МЖД, участок N 18, разрешенное использование: участки размещения объектов транспортной инфраструктуры: объекты размещения помещений и технических устройств линейных объектов железнодорожного и скоростного внеуличного транспорта (1.2.13), предоставляемый в пользование на условиях аренды для проектирования и строительства объекта капитального строительства (градостроительного объекта) с характеристиками, указанными в п. 1.4. настоящего Договора.
Согласно п. 1.4. Договора, участок предоставляется для целей проектирования и строительства 3-го главного пути Малого кольца Московской железной дороги. Договор заключен сроком на 6 лет и вступает в силу с даты его государственной регистрации (п.п. 2.1., 2.2.).
В соответствии с п.п. 3.1. - 3.3. Договора, п. 2.1. Приложения 2, расчетным периодом является квартал. Арендная плата начисляется с даты присвоения учетного номера настоящему Договору Арендодателем и вносится Арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5 числа первого месяца текущего квартала.
Размер ежегодной арендной платы, счет, на который она вносится, указаны в Приложении 2 к настоящему Договору.
Приложение 2 является составной и неотъемлемой частью настоящего Договора.
Согласно Приложению 2 к Договору, размер годовой арендной платы установлен в сумме 8 664 руб. 95 коп., что соответствует ставке 1,5% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Расчет ежегодной арендной платы произведен на основании постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" (п. 4 Приложения 2).
Как следует из п. 3.4. Договора, размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор. В случае принятия таких актов исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной, платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента, введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий Договор.
В п. 5.6. Договора установлена обязанность Арендатора в полном объеме уплачивать причитающуюся арендную плату.
Уведомлением от 04.03.2019 N 33-6-93332/19-(0)-1 Департамент уведомил ответчика об изменении с 01.01.2019 размера арендной платы по Договору.
С указанной даты размер годовой арендной платы за арендуемый ОАО "РЖД" земельный участок составил 5 руб. 27 коп.
В качестве основания для применения указанной ставки, Департамент в уведомлении сослался на приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации".
С момента заключения сторонами Договора ответчиком арендная плата была оплачена платежными поручениями: N 17248 от 25.10.2017 на сумму 2 190 руб. 31 коп. (назначение платежа: за 1-2 кв. 2017 г.); N 19791 от 23.11.2017 на сумму 2 166 руб. 23 коп. (назначение платежа: за 3 квартал 2017 г.); N 6199 от 26.02.2018 на сумму 2 166 руб. 24 коп. (назначение платежа: за 4 квартал 2017 г.).
Как установлено судом первой инстанции, согласно расчету истца, за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате в сумме 8 668 руб. 91 коп.
Согласно п. 7.2. Договора, п. 2.2. Приложения 2, в случае невнесения арендной платы в установленный срок Арендатор уплачивает Арендодателю пени. Пени за просрочку платежа начисляются на сумму задолженности в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки по день уплаты включительно.
В связи с несвоевременным внесением арендной платы истец начислил ответчику пени за период с 06.10.2017 по 30.09.2019 в сумме 1 203 руб. 58 коп.
В целях досудебного порядка разрешения спора, Департамент направил в адрес ОАО "РЖД" претензию от 11.12.2019 N 33-6-512806/19-(0)-1 с предложением погасить образовавшуюся задолженность, однако до настоящего времени ответ на претензию не получен, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в соответствии, со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных п. 2 ст. 48 ЗК РФ (объекты федерального транспорта, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В данном случае ставки арендной платы являются ценами, регулируемыми государством, стороны обязаны руководствоваться предписанным законодательством размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции указал, что в силу ст. 1102 ГК РФ, Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 1103 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, встречные исковые требования ОАО "РЖД" к Департаменту подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Утверждение Департамента о правомерности применения ставок арендной платы за земельные участки, предоставляемые ОАО "РЖД" в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 04.12.2006 N 396 начиная с 01.01.2019, является ошибочным и не соответствует условиям заключенных договоров и нормам действующего законодательства.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель с 1 марта 2015 года в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.
Согласно п. 3.4 Договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
После внесения изменений в Земельный кодекс, ОАО "РЖД" неоднократно обращалось в Департамент городского имущества о применении арендной ставки, установленной законом и пересчете арендной платы по ранее заключенным договорам (N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016, N 9700 ДКРС МСК от 15.08.2019).
Письмом от 08.07.2016 N ДГИ-1-48977/16-1 (ответ на претензию N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016) Департамент в пересчете арендной платы отказал, мотивируя это тем, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в нарушение п. 4 ст. 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, не смотря на существующую систему нормативных правовых актов Российской Федерации, которая строится согласно иерархической соподчиненности, определяемой в зависимости от их юридической силы. При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные акты имеют приоритет перед региональными.
Арендная ставка подлежит применению и пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, данная позиция подтверждается судебной практикой в п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, в пункте 16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
При рассмотрении спора, связанного с определением размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, необходимых для размещения объектов железнодорожного транспорта, решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2017 по делу N А19-12880/2017, оставленным в силе постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2018, удовлетворены требования ОАО "РЖД" к администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской области о пересчете арендной платы в соответствии с требованиями Приказа N 396.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) разъяснен вопрос правомерности применения п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ к землям, собственность на которые не разграничена. Верховный Суд Российской Федерации изложил свою позицию следующим образом: "Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности, на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 г., установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований".
В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.12.2016 N Ф03-5751/2016 по делу N А73-2900/2016, указано, что вывод судебных инстанций о том, что указанные положения земельного законодательства, введенные в действие с 01.03.2015, не распространяются на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, следует признать необоснованным, поскольку такие участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в силу пункта 2 статьи 214 ГК РФ в любом случае являются государственной собственностью.
В августе 2019 г. письмом N 9557/ДКРС МСК от 13.08.2019 г. ОАО "РЖД" повторно обратилось в Департамент для перерасчета арендной ставки по заключенным договорам. Требования ОАО "РЖД" были удовлетворены частично.
Письмом от 05.09.2019 N ДГИ-1-69458/19-1 Департамент городского имущества г. Москвы признал необходимость приведения ставок аренды по всем земельным участкам предоставленных в пользование ОАО "РЖД" в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 и направил уведомление N33-6-93332/19-(0)-1 от 04.03.2019, согласно которому годовая арендная плата за участок 77:02:0015013:2159 составила всего 5 рублей 27 копеек.
Подобные уведомления были направлены Департаментом более чем по 350 заключенным договорам аренды земельных участков. Однако Департамент применил предписанные федеральным законодательством ставки арендной платы в отношении арендуемых ОАО "РЖД" земельных участков только с 01.01.2019.
Так как изменения в федеральное законодательство Российской Федерации вступили в силу с 01.03.2015, а Департамент применяет арендную ставку в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 396 только с 01.01.2019, ответчик был вынужден производить оплату арендной стоимости земельного участка по ставке, превышающей ставку, установленную действующим законодательством, в связи с чем, Департаментом необоснованно получены денежные средства.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, а потому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2020 года по делу N А40-81414/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81414/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"