г. Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А40-339479/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2020 г. по делу N А40-339479/19
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
в присутствии:
от заявителя: |
Безымянного Д.Ю по дов. от 25.11.2019; |
от заинтересованного лица: |
Мхитарова К.Г. по дов. от 30.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ФСК ЕЭС" (далее - Заявитель, ПАО "ФСК ЕЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москове (далее - Ответчик, УФАС по г. Москве, Антимонопольный орган, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления УФАС по г. Москве от 17.12.2019 г. N 077/04/9.21-8733/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2020 г. в удовлетворении заявления ПАО "ФСК ЕЭС" отказано.
ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ПАО "ФСК ЕЭС" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель УФАС по МО с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением от 17.12.2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службе по г. Москве по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-8733/2019 ПАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб. 00 коп.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, Административным органом не пропущен.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.11.2018 г. ФКУ СИЗО России письмом (N 20/ТО/19/1/15-3579, входящий ПАО "ФСК ЕЭС" от 29.11.2019 г. N 51/7316) направило в адрес общества заявку на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии на 2019 год.
ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 17.12.2018 г. N МА-7817 уведомило ФКУ СИЗО России об отсутствии возможности заключения Договора и необходимости обращения по данному вопросу в ПАО "МРСК Сибири" как надлежащей сетевой организации для Объекта.
Согласно пояснениям, представленным ПАО "ФСК ЕЭС" в адрес Антимонопольного органа, в ходе рассмотрения Заявки сетевой организацией было выявлено, что Объект имеет технологическое присоединение к ПАО "Абаканвагонмаш" (точка присоединения - болтовые соединения на шинном мосту яч. 50 и яч. 51, 10 кВ ГПП-6), энергопринимающие устройства которого имеют опосредованное присоединение к сетям ПАО "ФСК ЕЭС" через энергетические установки производителя электрической энергии АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал "Абаканская ТЭЦ".
Объекты ПАО "ФСК ЕЭС" (ВЛ 220 кВ Абакан-районная - Абаканская ТЭЦ Д-61) прямого присоединения к указанной ПС 110/10 кВ не имеют. Объекты ПАО "ФСК ЕЭС" (ВЛ 220 кВ Абакан-районная - Абаканская ТЭЦ Д-61) имеют прямое присоединение к ОРУ 110 кВ производителя электрической энергии АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал "Абаканская ТЭЦ" (соглашение о разграничении балансовой 3 принадлежности электрических сетей (энергоустановок) и эксплуатационной ответственности от 30.04.2009 N 2). Уровень напряжения объектов электросетевого хозяйства ПАО "ФСК ЕЭС" (220 кВ) не соответствует уровню напряжения, на котором присоединен Объект (10 кВ).
Во владении ПАО "ФСК ЕЭС" не находится оборудование, понижающее напряжение до уровня, на котором присоединен Объект. Без понижения напряжения на уровне, соответствующем уровню напряжения Заявителя, функционируют объекты ПАО "МРСК Сибири" (по информации, имеющейся в ПАО "ФСК ЕЭС", объекты АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал "Абаканская ТЭЦ" соединены с объектами ПАО "МРСК Сибири", к которым опосредованно присоединен Объект.
Таким образом, на более низком напряжении Объект, по мнению ПАО "ФСК ЕЭС", имеет присоединение к распределительным электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири", в связи с чем ПАО "ФСК ЕЭС" не является надлежащей сетевой организацией для Заявителя.
Из имеющихся в настоящем деле материалов судом первой инстанции установлено, что между ПАО "Абаканвагонмаш" и ПАО "ФСК ЕЭС" в отношении объектов электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 18.01.2018 г. N 1409/П.
Сетевая организация в соответствии с положениями Правил недискриминационного доступа, а именно подпункта "В" пункта 24 данных правил, вправе отказаться от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в случае получения заявления о заключении договора в отношении энергопринимающих устройств, которые не имеют технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к объектам электро сетевого хозяйства этой сетевой организации.
ПАО "ФСК ЕЭС" в рамках процедуры заключения договора от 18.01.2018 г. N 1409/П, а именно оценки поступившей на заключение данного договора заявки, в том числе проверки и обследования объектов электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш" в целях установления наличия технологического присоединения данных энергопринимающих устройств к собственным объектам электросетевого хозяйства либо его отсутствия, посчитало возможным вступить с ПАО "Абаканвагонмаш" в правоотношения по исполнению публично-правовой обязанности, а потому не вправе ссылаться на отсутствие такой возможности по отношению к контрагенту, чьи энергопринимающие устройства имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш".
Кроме того, в соответствии с соглашением о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (Абаканская ТЭЦ) от 30.04.2009 г. N 2, а также с приложением N 1 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 18.01.2018 г. N 1409/П, а именно актом разграничении балансовой принадлежности сторон от 09.08.2017 г. N 1, объекты электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш" имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" через объекты электросетевого хозяйства (ОРУ ПО кВ) АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал "Абаканская ТЭЦ".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают наличие надлежащего технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш" к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС", что также презюмировала сетевая организация, заключив договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 18.01.2018 г. N 1409/П.
Исходя из изложенного, Объект, который имеет непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Абаканвагонмаш", опосредованно присоединен к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" через объекты электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш" и АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал "Абаканская ТЭЦ".
В силу пункта 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861) заключение соответствующего договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 18 Правил N 861 лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию:
а) заявление о заключении договора с указанием следующих сведений, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями поименованных документов;
б) акт об осуществлении технологического присоединения (при его наличии);
в) однолинейную схему электрической сети заявителя (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства; г) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (при их наличии);
д) документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала;
е) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью; ж) проект договора - по желанию абонента;
з) акт согласования технологической и (или) аварийной брони (при его наличии).
В соответствии с пункта 20 Правил N 861 сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 указанных Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.
В силу пункта 25 Правил N 861 необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия в представленных документах сведений, указанных в п/п "а" пункта 18 Правил N 861, сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом потребителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявление (пункт 21 Правил N 861).
Согласно пункту 1 Правил N 861 они определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг. Под порядком обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии следует понимать детальный и урегулированный нормами публичного права механизм осуществления целого комплекса соответствующих мероприятий. Соблюдение Правил N 861 предполагает соблюдение сетевой организацией всех норм, которыми регламентирован порядок недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Соблюдение установленных Правилами N 861 порядка и сроков рассмотрения заявок, вне зависимости от результата принятия решения, призваны обеспечить стабильность положения потребителя (абонента), - более слабой и зависимой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Требования Правил недискриминационного доступа носят императивный характер.
К числу задач законодательства об административных правонарушениях относится, кроме прочего, защита установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ).
Законодательство об электроэнергетике, включая Правила недискриминационного доступа, относятся к сфере публичного права. Игнорирование публично-правовых норм посягает на публичный правопорядок в сфере предоставления услуг по передаче электрической энергии.
Кроме того, отсутствие у ПАО "ФСК ЕЭС" устройств, понижающих напряжение до уровня, необходимого Объекту, не является основанием для отказа в заключении Договора, в связи с чем не исключает наличия факта нарушения Правил недискриминационного доступа в действиях сетевой организации.
Также Административным органом в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении N 077/04/9.21-8733/2019 дана оценка доводу ПАО "ФСК ЕЭС" о правомерности отказа общества от заключения Договора ввиду наличия на момент рассмотрения Заявки договорных отношений между ПАО "МРСК Сибири" и Заявителем в отношении Объекта, предметом которых являлось оказание услуг по поставке электрической энергии.
Как следует из статей 1, 21, 23, 26 Закона об электроэнергетике, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены указанным Законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе, Правилами N 861 и требованиями действующего законодательства в области ценообразования. Рынок передачи электроэнергии является естественно-монопольной сферой, подлежащей государственному ценовому регулированию, в которой отсутствует конкурентная среда. Потребитель не может выбирать сетевую компанию произвольно, по собственному желанию. Данная возможность исключена в силу специального правового регулирования отношений в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и естественномонопольного характера деятельности субъектов данных правоотношений. Услуги могут быть оказаны той компанией, которая на момент оказания услуг по передаче электрической энергии имеет технологическое присоединение сетей к электроустановкам потребителя и владеет на законном основании этими сетями.
Согласно материалам дела об административном правонарушении N 077/04/9.21- 8733/2019 дела дата окончания срока действия заключенного между ПАО "МРСК Сибири" и Заявителем в отношении Объекта государственного контракта на поставку электрической энергии от 09.10.2018 г. N М23730/63 - 31.12.2018 г.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.05.2019 г. по делу А74-17925/2018, вступившим в законную силу на основании постановления от 19.08.2019 г. Третьего арбитражного апелляционного суда, Министерство экономического развития Республики Хакасия в письменных пояснениях от 29.01.2019 г., от 07.05.2019 г. указало, что при установлении котлового тарифа ПАО "МРСК Сибири" на 2018 год учтены объемы по передаче электрической энергии ПАО "Абаканвагонмаш"; заявка филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год не содержит копии договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с АО "Абаканвагонмаш", соответственно, основания для учета объемов указанного потребителя при расчете товарной продукции ПАО "МРСК Сибири" на 2019 год отсутствуют.
Также при рассмотрении указанного дела судами сделан вывод о надлежащем технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш" к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС". Как указано ранее, Объект имеет непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Абаканвагонмаш".
Принимая во внимание указанные позиции, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Хакасия обратилось в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" с Заявкой с целью заключения Договора на 2019 год.
На основании вышеизложенных обстоятельств наличие либо отсутствие договорных отношение между ПАО "МРСК Сибири" и Заявителем на 2018 год не могло влиять на заключение Договора на 2019 год. При этом, судебная практика, изложенная в доводе Заявителя, не применима в данном случае, так как основывается на других фактических обстоятельствах.
Таким образом, как верно счёл суд первой инстанции, Административный орган обосновано пришел к выводу о несоблюдении Заявителем предписанных пункте 9 требований Правил N 861, указав на неправомерность не заключения договора.
Основываясь на вышеизложенном административный орган принял решение о нарушении Обществом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ПАО "ФСК ЕЭС" заключается в неисполнении обязанности по заключению договора с СИЗО, предусмотренной пунктом 9 Правил N 861 недискриминационного доступа, за которые предусмотрена ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4-9.21-820/77-19 от 15.06.2018 г. (исх. от 7 20.06.2018 г. N НП/29295/18) ПАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Указанное постановление вступило в силу 17.12.2018 г. (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 г. N 09АП-59759/2018).
Ответственность за нарушение Правил N 861 установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В этой связи действия Общества правомерно квалифицированы Антимонопольным органом в качестве как нарушающие часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Таким образом, вина Общества в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО "ФСК ЕЭС", не установлено.
На основании изложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21, Заявителю правомерно назначен административный штраф в размере 600 000 руб.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление УФАС по г. Москве от 17.12.2019 г. N 077/04/9.21-8733/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2020 по делу N А40-339479/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-339479/2019
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ