г. Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А40-81571/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Зарипова И.И.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2020 по делу N А40-81571/2020
по заявлению: ИП Зарипова Иршата Ирековича
к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконными действия,
в присутствии:
от заявителя: |
Мешков А.Н. по дов. от 28.02.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Зарипова Иршата Ирековича (заявитель, предприниматель) к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (заинтересованное лицо, Центральное МУГАДН Ространснадзора) о признании незаконными действия должностного лица - специалиста первого разряда Центрального МУГАДН Ространснадзора Алексеева Алексея Вячеславовича по проведению 17 февраля 2020 года проверки в отношении заявителя; признании недействительными и отмене результатов проведенной проверки.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, указал, что представленные и принятые судом в качестве доказательств видеозаписи вообще не отражены в решении суда и им не дана оценка.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП Зарипов И.И. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами и имеет соответствующую лицензию N АК-102-001409, выданную 16.12.2019 Западно-Уральским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор Министерства транспорта РФ).
17.02.2020 ориентировочно в 14:00 сотрудником ГИБДД ГУВД по г.Москве было остановлено транспортное средство - пассажирский автобус марки Пежо 2227 SK, государственный регистрационный знак К740ХС 750, принадлежащий на праве собственности Туктарову Ильдусу Рафиковичу и находившийся под его же управлением, двигавшийся без пассажиров по шоссе Энтузиастов в г. Москве по ходу движения в центр города, после чего вызвал сотрудников ЦМУГАДН.
В 14 час. 40 мин. должностным лицом - специалистом первого разряда Центрального МУГАДН Алексеевым А.В. был составлен Акт N 100\1233\К740ХС750 планового (рейдового) осмотра транспортного средства, после чего в 15 час. 10 мин. был наложен арест на транспортное средство, вынесено определение о проведении административного расследования.
Постановлением N 010373 старшего государственного инспектора Центрального МУГАДН Ивановой И.С. от 25.03.2020 ИП Зарипов И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Свои действия указанные должностные лица обосновывали проведением согласованной с прокуратурой Москвы проверки, не смотря на то, что в утвержденном распоряжением N 10-1\34-01 от 27.01.2020 списке привлеченных к проверке сотрудников ЦМУГАДН и сторонних специалистов, сотрудников полиции, сотрудников мэрии Москвы, и департамента транспорта, в частности, не значилось.
Поводом для составления акта осмотра, возбуждения дела об административном правонарушении, административного расследования и ареста автобуса, по мнению заявителя, послужило подозрение Алексеева А.В. в том, что водитель не отдыхал положенное количество часов, а автобус не оборудован спальным местом.
Таким образом, по мнению заявителя, действия по проведения проверки транспортного средства являются незаконными, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что действия Центрального МУГАДН Ространснадзора соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
Судом установлено, что 17.02.2020 года на территории г. Москвы, государственными транспортными инспекторами Управления совместно с работниками Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы в лице ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" проведено контрольное мероприятие по проверке транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании распоряжения Управления N 10-1/34-01 от 27.01.2020 года.
На основании распоряжений Управления об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации государственными транспортными инспекторами проводятся мероприятия по контролю, в ходе которых осуществляется проверка (осмотр) всех транспортных средств, используемых субъектами автотранспортного комплекса при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, в процессе их эксплуатации.
Рейдовые проверки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.06.2017 N ВБ-546фс, на основании положений ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ст.3.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, Приказа Минтранса РФ от 03.06.2015 N 180.
К основным задачам данных мероприятий относятся выявление и пресечение правонарушений в сфере перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а целью проверок является предотвращение причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Правительством Москвы, Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве и Центральным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по профилактике, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере пассажирских перевозок от 31 декабря 2019 года, в ходе проведения мероприятий в течении 2020-2021 годов особое внимание уделить проверкам транспортных средств, используемых субъектами при 4 осуществлении перевозок пассажиров и багажа как в городском, так и в пригородном, междугородном, международном сообщениях.
Материалами дела установлено, что в ходе рейдового мероприятия 17.02.2020 года в 14 час. 40 мин. по адресу: г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 9, в действиях индивидуального предпринимателя Зарипова И.И., выявлены нарушения транспортного законодательства РФ, а именно: в нарушение требований п. 7к Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195, ч. 2 п. 10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7, п.1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а именно: выявлен факт нарушения продолжительности рабочего времени водителей. Автомобиль выполняющий рейс продолжительностью более 12 часов, не оборудован спальным местом.
По результатам рейдового мероприятия 17.02.2020 составлен акт осмотра транспортного средства N 100/1233/К740XC750.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля); порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (ч. 2 ст. 2 Закона N 294-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
При этом в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство Российской 5 Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 указанной статьи), в соответствии с частью 2 той же статьи отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, при проведении проверки в отношении ИП Зарипова И.И. сотрудники ГИБДД и Центрального МУГАДН действовали в рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Правительством Москвы, Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве и Центральным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по профилактике, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере пассажирских перевозок от 31 декабря 2019 года.
Статьей 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) установлено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны соответствовать обеспечивать безопасность дорожного движения.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 данного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта этот орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы.
Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчик действовал в пределах, предоставленных ему полномочий.
Доводы заявителя о том, что представленные и принятые судом в качестве доказательств видеозаписи вообще не отражены в решении суда, подлежит отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судом выводов.
Таким образом, поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2020 по делу N А40-81571/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81571/2020
Истец: Зарипов Иршат Ирекович
Ответчик: Центральное МУГАДН Ространснадзора