Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 декабря 2020 г. N Ф03-5295/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
05 октября 2020 г. |
А73-9690/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края: Карпенко С.В., представитель по доверенности от 24.09.2020 N 535; Фатеева О.А., представитель по доверенности от 24.09.2020 N 536;
от управления ветеринарии правительства Хабаровского края: Лосев П.В., представитель по доверенности от 14.01.2020 N 3;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края
на решение от 31.07.2020
по делу N А73-9690/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края
к Управлению ветеринарии правительства Хабаровского края
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, администрация, администрация Вяземского района) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания управления ветеринарии Правительства Хабаровского края (далее-управление, управление ветеринарии) от 18.05.2020 N 5.
Решением суда от 31.07.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация Вяземского района обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии бездействия, поскольку администрацией района принимались меры к исполнению возложенных на нее полномочий (в частности по отлову бездомных животных); так же ссылается на то, что предписание вынесено с нарушением компетенции управления. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
Представители администрации в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивали, просили решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель управления в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в соответствии с ежегодным планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, приказа управления ветеринарии Правительства Хабаровского края от 03.04.2020 N 5-нд "О проведении плановой выездной проверки Администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края" должностными лицами управления проведена плановая выездная проверка полноты и качества осуществления администрацией отдельных государственных полномочий Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия), в том числе по целевому использованию материальных и финансовых средств, переданных для осуществления государственных полномочий в рамках реализации Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Хабаровского края от 23.11.2011 N 146).
Проанализировав представленные администрацией документы управлением установлено, что в 2018, 2019 годах и по состоянию на 31.03.2020 администрацией государственные полномочия, предусмотренные Законом Хабаровского края от 23.11.2011 N 146, не исполнялись.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 18.05.2020 N 5.
В тот же день администрации выдано предписание N 5, которым предписано в срок до 01.12.2020 и далее постоянно обеспечить реализацию отдельных государственных полномочий Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, путем организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ): отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Информацию, подтверждающую проведение мероприятий, указанных в п. 1 настоящего предписания, представить в управление ветеринарии Правительства Хабаровского края в срок до 08.12.2020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с отловом и содержанием безнадзорных животных в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
Пунктом 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Действующие санитарные и ветеринарные правила "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство. Санитарные правила. СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.1103-96", утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ от 18.06.1996 N 23, Госкомсанэпидемнадзором РФ от 31.05.1996 N 11, устанавливают, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация (пункты 4.8, 4.9).
Пунктом 9.5 Санитарных правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 N 54, предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
Такие же предписания содержатся в пунктах 8.2 и 8.4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 N 50, закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации, в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, в том числе способных повлечь и летальный исход, то мероприятия по отлову безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Из положений подпунктов 49, 82 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статей 1 и 6 Закона N 52-ФЗ, статьи 3 Закона о ветеринарии следует, что нормативно-правовое регулирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым, в том числе относятся и вопросы отлова безнадзорных животных, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и является их расходным обязательством.
Исходя из толкования данных норм, вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия (в том числе отлов безнадзорных животных) относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Хабаровского края от 23.11.2011 N 146 (в редакции закона от 22 сентября 2015 года) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 29.02.2012 N 38-пр "О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 146 (далее - Постановление N 38-пр) органом исполнительной власти Хабаровского края, на который возлагается контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий на территории края, является управление ветеринарии Правительства Хабаровского края.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 146 (в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания) реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований путем организации таких мероприятий как: отлов животных без владельцев; содержание, учет животных без владельцев; транспортировка животных без владельцев; эвтаназия животных без владельцев и утилизация (уничтожение) их трупов.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 4 Закона N 146 органы местного самоуправления обязаны самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, в том числе определить органы и должностных лиц органов местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий.
Ссылаясь на незаконность оспариваемого предписания, администрация приводит доводы о недостаточности финансирования.
Между тем указанные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Так, согласно статье 6 Закона N 146 финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета.
Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, определяется на основании методики, являющейся приложением к Закону N 146 (далее - Методика). Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом о краевом бюджете.
В соответствии с Методикой управлением ежегодно определяется объем субвенций органам местного самоуправления края для осуществления государственных полномочий на основе предоставляемых органами местного самоуправления края заявкам на предоставление субвенции.
Не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены (часть 5 статьи 242 БК РФ).
По материалам дела судом установлено, что суммы денежных средств на осуществление государственных полномочий, выделенные Администрации, на основании указанных норм возвращены в краевой бюджет в 2019.
При этом, согласно приложению N 72 к Закону Хабаровского края от 04.12.2019 N 32 "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" администрации на 2020 год выделена субвенция на реализацию Закона N 146 в размере 333,70 тыс. рублей, что почти в 4 раза превышает размер субвенции, выделенной администрации в 2019 году.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, увеличение субвенции на осуществление государственных полномочий способствует выполнению администрацией выданного ей предписания от 18.10.2020 N 5 в 2020.
Кроме того, Закон N 146 не ограничивает органы местного самоуправления в осуществлении ими государственных полномочий, они обязаны самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами (подпункт 2 пункта 2 статьи 4 Закона N 146).
Так же в рамках предоставленных полномочий Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края вправе создать Муниципальное предприятие, наделенное полномочиями по выполнению положений Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 146.
Между тем из материалов настоящего дела видно, что полномочия, возложенные на администрацию Законом Хабаровского края от 23.11.2011 N 146, в период 2018, 2019 гг. и по состоянию на 31.03.2020 не исполнялись, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействиях) администрации нарушений требований пункта 2, пункта 2.3 части 2 статьи 4 Закона N 146, а, следовательно, оспариваемое предписание выдано на законных основаниях.
Доводы администрации о том, что она не бездействует, а принимает возможные меры по выполнению Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 146, не свидетельствуют о незаконности предписания.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, правовых оснований для его отмены не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2020 по делу N А73-9690/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9690/2020
Истец: Администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ