г. Москва |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А41-107968/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Марченковой Н.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Кухаренко В.А., доверенность от 13.12.2019,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТРОЙКА" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.02.2020 по делу N А41-107968/19, по заявлению ООО "ТРОЙКА" (ОГРН: 1055006312448, ИНН: 5032127425) к Администрации Одинцовского городского округа Московской области (ОГРН: 1025004066966, ИНН: 5032004222,) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТРОЙКА" (далее - "Общество", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Одинцовского городского округа (далее - "Администрация", "заинтересованное лицо"), оформленного письмом от 22.10.2019, об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка КН 50:20:0030212:49, обязании Администрации предоставить земельный участок в аренду, заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания кафе-магазина, площадью 405, 9 кв.м., здания кафе-магазина (барбекю), площадью 10,7 кв.м., здания кафе-магазина, котельная площадью 656, 8 кв.м.что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Указанные здания расположены на земельных участках КН 50:20:0030212:48, КН 50:20:0030212:50, принадлежащим заявителю на праве собственности, а также земельном участке с КН 50:20:0030212:51.
С целью приобретения в аренду для целей обслуживания принадлежащих Обществу зданий (размещение парковки, рекреации), не связанных со строительством, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о формировании и предоставлении в аренду земельного участка площадью 639 кв.м.
Постановлением Администрации N 4976 от 29.12.2011, утверждена схема расположения земельного участка площадью 639 кв.м., обремененного водоохраной зоной пруда, для обслуживания здания кафе-магазина.
Земельный участок КН 50:20:0030212:49, площадью 639 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения и обслуживания здания кафе- магазина поставлен на кадастровый учет со статусом временный.
До настоящего времени указанный земельный участок в аренду Обществу не предоставлен, решение по ранее поданным заявлениям не приняты.
В связи с изложенным, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка КН 50:20:0030212:49 согласно представленному проекту договора.
Письмом от 22.10.2019 Администрация сообщила заявителю об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка со ссылкой на то, что основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, предусмотренные ст. 39.6, 39.20 ЗК РФ отсутствуют.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в аренду, посчитав, что данный отказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (действующего на момент принятия Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области постановления от 29.12.2011 N 4976), следует, что земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством, действовавшим в период первоначального обращения общества в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка предусматривалась различная процедура их предоставления в аренду, например для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса РФ); предоставление земельного участка для жилищного строительства за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса РФ); для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура установленная статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривалось, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Таким образом, пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, позволяющие заключить договоры аренды в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01 января 2018 г.
В данном случае между органом местного самоуправления и заявителем договор аренды земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка, по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ до 01.01.2018 года так и не был заключен.
При таких обстоятельствах, после 01 марта 2015 г. земельный участок не может быть предоставлен в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом апелляционным судом установлено, что право у общества на предоставление ему земельного участка для целей, не связанных со строительством, возникло на основании постановления от 29.12.2011 года в соответствии с нормами земельного законодательства, действовавшими ранее.
Между тем, органом местного самоуправления и Комитетом договор аренды земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка, по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации до 01 января 2018 г. не был заключен. Следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.08.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в настоящее время заключение договора аренды земельного участка общей между истцом и ответчиком не представляется возможным, в связи с истечением установленной Законом даты (01.01.2018 года) до которой подобные договоры могли заключаться по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ
Следовательно, в настоящее время заключение договора аренды земельного участка между обществом и Администрацией не представляется возможным, в связи с истечением установленной Законом даты (01 января 2018 г.), до которой подобные договоры могли заключаться по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области постановлением от 29 декабря 2011 года.
На основании изложенного к спорным правоотношениям не подлежат применению положения, предусматривающие предоставление спорного участка в порядке продолжения процедуры, инициированной до вступления в действие новой редакции Земельного кодекса РФ, утвержденной Федеральным законом N 171-ФЗ.
Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 01 марта 2015 года предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В силу ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ установлены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В рассматриваемом случае таковые основания отсутствуют.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении обществу земельного участка в аренду является законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что договор аренды своевременно не был заключен в связи с бездействием Администрации в отсутствие виновных действий общества, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку в настоящее время заключение договора аренды земельного участка между обществом и Администрацией не представляется возможным, в связи с истечением установленной Законом даты (01 января 2018 г.), до которой подобные договоры могли заключаться по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция также нашла отражение в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2020 по делу N А41-48983/2019
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления общества, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.02.2020 по делу N А41-107968/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-107968/2019
Истец: ООО "ТРОЙКА"
Ответчик: Администрация Одинцовского городского округа Москвоской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Одинцовского городского округа Москвоской области