г. Хабаровск |
|
06 октября 2020 г. |
А73-3962/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Ургалуголь": Кололейкина Е.П., представитель по доверенности от 23.07.2020 N 20/46 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании); Маленок О.Н., представитель по доверенности от 22.07.2020 N 57; Щербаков С.В., представитель по доверенности от 05.12.2019 N 27АА 1375457 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании);
от министерства природных ресурсов Хабаровского края: Долгова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 08-17 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании);
от Правительства Хабаровского края: Шостак И.М., представитель по доверенности от 19.11.2019 N 12.3.16-24590 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Хабаровского края
на решение от 06.08.2020
по делу N А73-3962/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "УРГАЛУГОЛЬ"
к министерству природных ресурсов Хабаровского края
о признании незаконными и отмене решений
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ургалуголь" (далее - заявитель, АО "Ургалуголь") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к министерству природных ресурсов Хабаровского края (далее - Минприроды края) о признании незаконными и отмене решений от 04.10.2019 N 2/2.1-1302 и от 19.12.2019 N 21.2.1-3563 об отказе в предоставлении лесного участка площадью 251,8677 га под внешний отвал, находящегося в государственной собственности, об обязании предоставить в аренду данный лесной участок.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено - Правительство Хабаровского края.
Решением от 06.08.2020 суд требования АО "Ургалуголь" удовлетворил частично. Суд признал недействительным решение, изложенное в письме Минприроды края от 19.12.2019 N 21.2.1-3563 "Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду". Обязал Правительство Хабаровского края и Минприроды края повторно рассмотреть заявление АО "Ургалуголь" от 07.11.2019 N 17/2370 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 251,8677 га.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.
Кроме этого, суд взыскал с Минприроды края в пользу АО "Ургалуголь" 3 000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Минприроды края заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указало, что испрашиваемая истцом цель использования лесного участка для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых без права разведки и добычи полезных ископаемых была обусловлена расположением лесного участка площадью 251, 8677 га за границами лицензии на право пользования недрами ХАБ 12587 ТЭ, предоставляющей ему такое право. Лицензия на право пользования недрами не предоставляет ее владельцу преимущественное (исключительное) право на предоставление земельных участков за ее границами. Технический проект на разработку месторождения, является основанием для увеличения границ лицензии, а не предоставления земельного участка за ее пределами, что не было учтено судом первой инстанции.
В судебном заседании представитель Минприроды края поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда в обжалуемой части, принять новый судебный акт, которым отказать АО "Ургалуголь" в удовлетворении заявленных требований.
Представители АО "Ургалуголь" в представленном отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменений как законное и обоснованное.
Представитель Правительства Хабаровского края в представленном отзыве и в судебном заседании поддержал позицию Минприроды края, просил отменить решение суда в части удовлетворенных требований.
Поскольку в порядке апелляционного производства Минприроды края обжалована только часть решения, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части - в части признания недействительным решения, изложенном в письме Минприроды края от 19.12.2019 N 21.2.1-3563 и возложении на Правительство Хабаровского края и Минприроды края обязанности повторно рассмотреть заявление АО "Ургалуголь".
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что АО "Ургалуголь" осуществляет добычу угля на основании лицензии ХАБ 12578, полученной в 2004 году с продлением действия до 31 декабря 2025 года. Лицензия выдана Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В Приложении 1 к лицензии в пункте 2 определены со ссылкой на приложение 3 пространственные границы и статус участка недр, предоставленного в пользование. В приложении 3 (изменённом на приложение N 11 Дополнением N 2 от 30.08.2018) отражена схема расположения участка недр. В лицензии указано, что участок недр имеет статус горного отвода.
В Приложении 1 к лицензии в пункте 3 указано, что участки земли, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях реализации Технического проекта на разработку участка открытых горных работ шахты "Ургал" (разрез "Буреинский") на Ургальском каменноугольном месторождении и на основании лицензии на пользование недрами ХАБ 12578 ТЭ, а также на основании распоряжения Правительства Хабаровского края oт 30.12.2016 N 1083-рп "О заключении новых договоров аренды лесных участков с АО "Ургалуголь" с Минприроды края были заключены договоры аренды лесных участков NN 242-214/2016, 247-214/2016,250-214/2016 от 30.12.2016 со сроком действия до 31.12.2018.
22.12.2017 между АО "Ургалуголь" и Минприроды края на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 28.11.2017 N 829-рп "О предоставлении АО "Ургалуголь" лесных участков для размещения внешних отвалов в целях проведения работ по добыче полезных ископаемых в Верхнебуреинском муниципальном районе" были заключены договоры аренды лесных участков N N 213-214/2017 и 214-214/2017 со сроком действия до 31.12.2025 под размещение внешних отвалов разреза "Буреинский", находящихся за границами лицензии на право пользования недрами ХАБ 12578 ТЭ. Однако лесной участок площадью 251,8677 гектара, ранее предоставленный в аренду по распоряжению 1083-рп, в аренду представлен Обществу не был.
06.02.2019 АО "Ургалуголь" в адрес Председателя Правительства Хабаровского края было направлено заявление N 17/213 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 251,8677 гектара под внешний отвал на угольном разрезе "Буреинский", принадлежащий АО "Ургалуголь". Лесной участок расположен в Верхнебуреинском муниципальном районе Хабаровского края (категория земель - лесной фонд, квартал N 388 (выдел (часть), 22), 409 (выделы 1 (часть), 2 (часть), 6 (часть), 410 (выделы 1 (часть), 2, 3-7 (части) Ургальского участкового лесничества (урочище Ургальское 2-е (бывш. Ургальское) Ургальского лесничества)).
04.10.2019 Минприроды края письмом N 2/2.1-1302 известило АО "Ургалуголь" об отказе Правительства края в предоставлении в аренду спорного лесного участка, поскольку подача заявления и прилагаемых к нему документов произведены с нарушением требований, предусмотренных подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента, также с наличием в представленных документах недостоверных сведений. Основной причиной отказа послужил факт расположения внешнего отвала за пределами лицензионного участка, право пользования, которым установлено лицензией ХАБ 12578 ТЭ.
07.11.2019 АО "Ургалуголь" повторно направило в Правительство края заявление N 17/2370 с просьбой заключить договор аренды, ссылаясь на разъяснения Федерального агентства по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Дальнедра) о том, что согласно статье 22 Федерального закона РФ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ и действующее законодательство в сфере недропользования не содержит запретов на размещение вскрышных пород при отработке месторождения за пределами лицензии.
Письмом от 19.12.2019 N 21.2.1-3563 Минприроды края повторно известило заявителя об отказе Правительства края в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду.
Не согласившись с отказами от 04.10.2019 N 2/2.1-1302, от 19.12.2019 N 21.2.1-3563 в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду, АО "Ургалуголь" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В части требования о признании недействительным решения от 04.10.2019 N 2/2.1-1302 суд первой инстанции отказал ввиду пропуска срока на обращение с заявлением, в данной части решение суда не обжалуется.
Удовлетворяя требование о признании недействительным решения от 19.12.2019 N 21.2.1-3563, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду по существу явилось то, что испрашиваемый в аренду лесной участок площадью 251,8677 га расположен за границами лицензии ХАБ 12578 ТЭ, следовательно, данная лицензия не является основанием для предоставления заявленного лесного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, Правительством и Минприроды края необоснованно не учтено следующее.
Согласно статье 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, лицензия может служить основанием для выделения земельного участка как в пределах границ, указанных в лицензии, так и за пределами этих границ при наличии обоснования - для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Законодательство не запрещает и не исключает такой подход.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 23 закона "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых.
Одним из требований рационального использования недр является разработка месторождений полезных ископаемых в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (статья 23.2 Закона "О недрах").
В соответствии с указанным требованием в АО "Ургалуголь" были разработаны:
- Технический проект на разработку участка открытых горных работ шахты "Ургал" (разрез "Буреинский") на Ургальском каменноугольном месторождении, который согласован Департаментом по недропользованию по ДФО Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (протокол заседания от 22.06.2018 N 402);
- Проектная документация на Реконструкцию участка открытых работ шахты "Ургал" (Разрез "Буреинский") на Ургальском каменноугольном месторождении с увеличением мощности до 3,0 млн тонн угля в год, получивший положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" N 1137-16/ГГЭ-9916/15 Минстроя России.
В силу статьи 23.2 Закона РФ "О недрах", разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 19 Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599, предусмотрено, что ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с проектной документацией.
Технический проект, а также Проектная документация содержат сведения о размещении вскрышных пород на внутренних и внешних отвалах (п. 3.6.1 Технического проекта). Вскрытие и порядок отработки поля карьера (п. 3.2.1 Технического проекта) предусматривает, что основной объем вскрышных пород транспортируется на внешний отвал. Часть породы укладывается в выработанное пространство разреза на специально подготовленное основание во внутренние отвалы. В конце отработки вскрышные породы используются для отсыпки в разрезе промплощадок наклонных стволов последующей отработки угольных пластов подземным способом. Согласно разделу 11.1 "Охрана и рациональное использование недр" подраздел 11.1.1 "Обоснование границ горного отвода, охранных и санитарно-защитных зон" Технического проекта границы угольного разреза "Буреинский" приняты исходя из условия обеспечения максимального извлечения запасов угля в границах лицензионного участка.
Проектная документация на реконструкцию разреза "Буреинский" содержит раздел 12.4 "Проект земельного отвода", обосновывающий расширение земельного отвода.
Протокол согласования Технического проекта также содержит указание на внутреннее и внешнее отвалообразование ч. 2 п. 2.5). Положительное заключение Главгосэкспертизы раздел 3.2.3.8 содержит сведения о необходимости выделения дополнительного земельного участка для размещения внешних отвалов, а также транспортных и инженерных коммуникаций.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, техническая документация, имеющаяся в АО "Ургалуголь", согласованная государственными органами в установленном порядке, соответствующая требованиям статьи 23.2 Закона "О недрах", подтверждает необходимость выделения дополнительных земельных участков за границами горного отвода для выполнения работ, связанных с пользованием недрами. Именно такой подход отвечает требованию рационального использования недр и наиболее полного извлечения полезного ископаемого (пункты 2, 5 статьи 23 Закона "О недрах").
Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 N 488 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" (далее - Правила N 488).
Согласно пунктам 125, 129 Правил N 488 местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры должны определяться проектом. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом, без полученного в установленном порядке разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 558 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (утв. приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599) запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.
Кроме этого, подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 43, 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, позволяют выделить данный участок без проведения торгов. Проектная документация по освоению испрашиваемого лесного участка утверждена Распоряжением от 18.07.2018 N 866-р Управления лесами Правительства Хабаровского края.
С учетом изложенного, довод Минприроды края о том, что технический проект на разработку месторождения является основанием для увеличения границ лицензии, а не предоставления земельного участка за ее переделами, является не обоснованным.
Несовпадение контуров горного отвода и контуров истребуемого лесного участка не может свидетельствовать о правомерности отказа в предоставлении его в аренду без проведения торгов.
Ссылка Минприроды края на пункт 15 Правил охраны недр, утверждённых Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71, является несостоятельной, поскольку указанный пункт раздела II содержит требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов пользования недрами. Как следует из материалов дела, вся проектная документация АО "Ургалуголь" согласована государственными органами в установленном порядке и соответствует требованиям статьи 23.1. Закона "О недрах". Вся согласованная документация содержит сведения о необходимости выделения АО "Ургалуголь" дополнительного земельного участка для размещения внешних отвалов, а так же транспортных и инженерных коммуникаций.
Так же судом установлено, что ранее Минприроды края на основании распоряжения Правительства края от 28.11.2017 N 829-рп заключило 22.12.2017 с АО "Ургалуголь" договоры аренды лесных участков N 213-214/2017, N 214-214/2017 для размещения внешних отвалов за пределами границ, установленных в лицензии на право пользование недрами ХАБ 12578 ТЭ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обжалуемый отказ в предоставлении испрашиваемого в аренду лесного участка не соответствует законодательству Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы АО "Ургалуголь", в связи с чем правомерно признал оспариваемое решение недействительным.
В целях устранения допущенного нарушения суд первой инстанции обоснованно обязал Правительство Хабаровского края и Минприроды края повторно рассмотреть заявление АО "Ургалуголь" от 07.11.2019 N 17/2370.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.08.2020 по делу N А73-3962/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3962/2020
Истец: АО "УРГАЛУГОЛЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Правительство Хабаровского края