г. Хабаровск |
|
06 октября 2020 г. |
А16-956/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от Кейван Виталия Алексеевича: Кейван Виталий Алексеевич - лично, Мурдашев А.Е. - по доверенности от 27.02.2020;
от управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области: Морозова А.П. по доверенности от 02.12.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кейван Виталия Алексеевича
на решение от 18.07.2020
по делу N А16-956/2020
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Кейван Виталия Алексеевича
к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области
о признании незаконным отказа в выплате субсидии,
третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации; финансовое управление правительства Еврейской автономной области; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области; администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кейван Виталий Алексеевич обратился в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в выплате субсидий в размере 517 582 руб. 27 коп. на земельные участки площадью 12 га, пострадавшие в результате паводка в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, обязании Управления произвести выплату субсидии в размере 517 582 руб. 27 коп.
Судом общей юрисдикции заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N 2-946/2020, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации; финансовое управление правительства Еврейской автономной области; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области; администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Определением от 12.03.2020 Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области передал возбужденное по заявлению ГКФХ Кейван В.А. дело N 2-946/2020 на рассмотрение Арбитражного суда Еврейской автономной области.
Определением от 15.04.2020 Арбитражный суд Еврейской автономной области принял дело по заявлению ГКФХ Кейван В.А. к рассмотрению, присвоил делу N А16-956/2020.
Решением от 18.07.2020 Арбитражный суд Еврейской автономной области отказал в удовлетворении заявления ГКФХ Кейван В.А. по делу N А16-956/2020.
Заявитель не согласился с вышеназванным судебным актом, подал на него апелляционную жалобу, содержащую требование - решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее заявитель не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что по четырем спорным земельным участкам ГКФХ Кейван В.А. не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и о наличии у Управления законных оснований для отказа в выплате субсидий.
Апелляционная жалобы была принята к производству определением от 27.08.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Лица, участвующие в деле, не представили отзывы на апелляционную жалобу, третьи лица не направили в судебное заседание своих представителей, что не препятствовало рассмотрению дела по существу в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали апелляционную жалобу, представитель Управления с апелляционной жалобой не согласился.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2014 N 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Правила N 1441).
Согласно пункту 1 постановления Губернатора Еврейской автономной области от 01.08.2019 N 385-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области" режим чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области введен с 8.00 02.08.2019.
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг определены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году, согласно приложениям N 1 - 5.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455 были утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) (далее - Правила N 1455).
Согласно пункту 6 Правил N 1455 оценка ущерба, причиненного сельскохозяйственным, в том числе личным подсобным хозяйствам, в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в установленном им порядке (Приказ Минсельхоза России от 26.03.2015 N 113).
В соответствии с Правилами N 1455 правительством Еврейской автономной области было издано постановление от 20.11.2019 N 414-пп "О Порядке предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области" (далее - Порядок N 414-пп).
Порядок N 414-пп определяет механизм предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области (далее - область), в том числе личным подсобным хозяйствам (далее - сельхозтоваропроизводитель), на компенсацию ущерба, причиненного им в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - субсидия) (п. 1 Порядка).
Пунктом 2 Порядка N 414-пп установлено, что предоставление субсидии осуществляется управлением сельского хозяйства правительства области (далее - управление) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году федеральным бюджетом.
Согласно п. 5 Порядка N 414-пп право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - чрезвычайная ситуация). Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.
В п. 3 Порядка N 414-пп указаны случаи, исключающие предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям.
Размер ущерба, причиненного сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Паводок" в летний период 2019 года, Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", в том числе в соответствии с актом от 25.09.2019 N 018д2/1 (п. 6 Порядка N 414-пп).
Кейван Виталий Алексеевич, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ГКФЗ Кейван В.А.), имевший в хозяйстве 32 земельных участка под посевы сельскохозяйственных культур (соя, картофель) общей площадью 359, 97 Га, в том числе на праве аренды земельные участки с кадастровыми номерами 79:04:1502003:49, 79:04:1702003:43, 79:04:1702003:56, 79:04:1702003:53 (договоры аренды от 19.08.2015 N 1393, от 19.08.2015 N 1392, от 23.04.2019 N 1684, от 13.06.2012 N 91-Н; арендодатель - администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области), обратился в Управление с заявлением N 129 от 16.12.2019 о предоставлении субсидии как сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванными сильными дождями, произошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Уведомлением от 23.12.2019 N 126 Управление приняло к субсидированию 272, 2367 га в соответствии с Порядком N 414-пп, отказало в выплате субсидии в остальной части, сослалось на неполное предоставление пакета документов, а именно отсутствие права собственности, пользования или иного законного права владения земельными участками площадью 12 га.
По соглашению от 24.12.2019 Управление выплатило ГКФЗ Кейван В.А. из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в соответствии с порядком N 414-пп субсидии в размере 2 701 587 руб. 73 коп.
Вышеуказанные обстоятельства, не оспоренные лицами, участвующими в деле (части 3, 3.1 АПК РФ), послужили ГКФЗ Кейван В.А. поводом для подачи заявления по настоящему делу.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя, признав обоснованными следующие доводы и аргументы Управления, изложенные в отзыве по делу:
- земельные участки с кадастровыми номерами 79:04:1502003:49, 79:04:1702003:43 передавались по договорам договоры аренды от 19.08.2015 N 1393, от 19.08.2015 N 1392 Кейван В.А. и Кейван А.С. как физическим лицам, земельные участки 79:04:1702003:56, 79:04:1702003:53 предоставлялись по договорам аренды от 23.04.2019 N 1684, от 13.06.2012 N 91-Н заявителю как физическому лицу;
- все вышеназванные земельные участки передавались под огородничество;
- Порядок N 414-пп предусматривает предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, но в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), Федеральным законом от 07.07.2002 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон N 112-ФЗ), Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ заявитель по вышеназванным земельным участкам не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции считает вышеуказанные доводы Управления подлежащими отклонению, а решение суда первой инстанции - отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных в деле требований в силу следующего.
В дело не представлены договоры аренды от 19.08.2015 N 1393, от 19.08.2015 N 1392, но заявитель не оспаривает заключение им совместно с Кейван А.С. указанных договоров с указанием назначения - "для огородничества".
Между тем, само по себе указание в договорах аренды от 19.08.2015 N 1393, от 19.08.2015 N 1392, от 23.04.2019 N 1684, от 13.06.2012 N 91-Н не отменяет того факта, что Кейван В.А. является ГКФХ. Члены семьи Кейван В.А. являются и членами КФХ в силу Закона N 74-ФЗ.
В акте от 04.09.2019 N 133-Бр обследования посевом и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного хозяйства, составленном с участием должностных лиц органом местного самоуправления Биробиджанского района Еврейской автономной области, указаны все 32 земельных участка, в том числе с кадастровыми номерами 79:04:1502003:49, 79:04:1702003:43, 79:04:1702003:56, 79:04:1702003:53, которыми владел заявитель. При этом площади посевов и их гибели на спорных участках составляют:
- N 79:04:1502003:49 - 3, 58 га, 3 га (картофель);
- N 79:04:1702003:43 - 3, 96 га, 3 га (соя);
- 79:04:1702003:56 - 4, 07 га, 2 га (соя);
- 79:04:1702003:53 - 2, 25 га, 2, 25 га (картофель).
Всего по четырем участкам было засеяно картофелем и соей 13, 86 га, из них погибли посевы на площади 10, 25 га.
В акте от 04.09.2019 N 133-Бр по всем 32 земельным участкам указано:
- общая сумма материального ущерба - 3 219 170 руб.;
- списаны погибшие площади сельскохозяйственных культур - 282, 52 га;
- затраты не покрываются за счет средств местного/регионального бюджета.
Из вышеуказанных нормативных правовых актов, материалов дела, в том числе отзыва на апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, акта от 04.09.2019 N 133-Бр, акта от 25.09.2019 N 018д2/1, договоров следует:
- указанные в акте от 04.09.2019 N 133-Бр обстоятельства гибели посевов, принадлежавших заявителю, в том числе по спорным четырем участкам были включены в акт от 25.09.2019 N 018д2/1 анализа материалов по гибели объектов растениеводства по Еврейской автономной области с реестром;
- ГКФХ Кейван В.А. включен в акт от 25.09.2019 N 018д2/1 (в реестр) в качестве сельхозпредприятия, пострадавшего в результате ЧС, в том числе по четырем спорным земельным участкам;
- пункт 6 Порядка N 414-пп прямо указывает на акт от 25.09.2019 N 018д2/1 при определении размера ущерба, причиненного сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации;
- в соответствии с Правилами N 1455, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 294-р, от 27.12.2019 N 3235-р денежные средства по реестру к акту от 25.09.2019 N 018д2/1 в полном объеме были выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации Минсельхозом России в бюджет Еврейской автономной области на основании расходных расписаний от 19.11.2019 N 0100082/10788, от 30.12.2020 N 0100082/12188.
- таким образом, ГКФХ Кейван В.А. является сельскохозяйственным товаропроизводителем по всем земельным участкам, был вправе получить субсидию в полном объеме, без исключения права на субсидию по земельным участкам с кадастровыми номерами 79:04:1502003:49, 79:04:1702003:43, 79:04:1702003:56, 79:04:1702003:53.
По мнению суда апелляционной инстанции, само по себе указание в договорах аренды от 19.08.2015 N 1393, от 19.08.2015 N 1392, от 23.04.2019 N 1684, от 13.06.2012 N 91-Н на предоставление земельных участков для огородничества не лишает ГКФХ Кейван В.А. статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, не противоречит Порядку N 414-пп, поскольку из указанных выше законов обратное не следует. Само существо и содержание спорных договоров, предоставляющих земельные участки под посевы картофеля и сои на общей площади 13, 86 га, указывает на то, что земельные участки предоставлялись не для личного пользования, а для сельскохозяйственного товаропроизводства.
В судебном заседании представитель Управления пояснил, что выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации Минсельхозом России в бюджет Еврейской автономной области на основании расходных расписаний от 19.11.2019 N 0100082/10788, от 30.12.2020 N 0100082/12188 в неиспользованной части были возвращены в бюджет Российской Федерации, но такой довод подлежит отклонению, как документально не подтвержденный, а также как не имеющий значения для дела.
Принимаются пояснения заявителя о том, что он был вынужден подписать договоры с назначением "для огородничества" в целях сельхозпроизводства на имеющихся свободных земельных участках, о вынужденном подписании соглашения от 24.12.2019 N 125 на выплату субсидии только в части 2 701 587 руб. 73 коп. в целях срочного получения денежных средств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3 (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела) 4 (нарушение или неправильное применение норм материального права) части 1 статьи 270 АПК РФ.
Следует признать незаконным изложенный в уведомлении от 23.12.2019 N 126 отказ Управления в выплате субсидии в размере 517 582 руб. 27 коп.
В качестве восстановительной меры подлежит удовлетворение требования заявителя об обязании Управления выплатить субсидию в заявленном размере.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение от 18.07.2020 по делу N А16-956/2020 Арбитражного суда Еврейской автономной области.
Признать незаконным отказ управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области в выплате субсидии в размере 517 582 руб. 27 коп., изложенный в уведомлении от 23.12.2019 N 126.
Обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести выплату главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кейвану Виталию Алексеевичу субсидии в размере 517 582 руб. 27 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-956/2020
Истец: Кейван Виталий Алексеевич
Ответчик: Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области
Третье лицо: Администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Мурдашев Алексей Евгеньевич, Росреестр, ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5715/20
22.10.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4386/20
06.10.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4386/20
18.07.2020 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-956/20