г. Москва |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А40-40697/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей В.Р.Валиева, Т.В.Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурадян М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Дзержинск-Металл" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 августа 2020 года по делу N А40-40697/20, принятое судьей Мурашовой К.С., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Дзержинск-Металл" (ОГРН: 1025201744259; юр. адрес: 606000, Нижегородская обл., г. Дзержинск, проспект. Чкалова, 7, П, 1) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) об обязании урегулировать разногласия при заключении договора N 2/324 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Макаренко И.А. по доверенности от 06.12.2018
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дзержинск-Металл" (далее - ООО "Дзержинск-Металл", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) об обязании урегулировать разногласия при заключении договора N 2/324 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.08.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседание суда апелляционной инстанции 28.09.2020 г. представитель истца не явился.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя истца по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2020 г. на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ОАО "РЖД" и ООО ТК "Дзержинск Металл" 07.04.2014 заключили договор N 2/324 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Предметом требований истца является установление в договоре N 2/324 условия о взимании платы за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с условиями названного договора перевозчиком осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО "РЖД".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции привёл нижеследующие основания.
В соответствии со ст. 60 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее по тексту - Устав), отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между сторонами договором.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 58 Устава, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством РФ.
Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Заключение договоров на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителей (грузополучателей).
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования в силу ст. ст. 426, 785 ГК РФ является публичным договором.
Согласно пункту 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий; в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. В данном Перечне не поименована такая услуга как "предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" (перевозчику).
Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей. Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг, исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (пункт 3 статьи 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 Устава.
То обстоятельство, что плата за работу локомотива (подача и уборка вагонов) подлежит государственному регулированию согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня, не исключает возможности договорного согласования платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, которая является самостоятельной услугой, что прямо следует из части 5 статьи 58 Устава, то есть обладает собственной коммерческой ценностью.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Президиум Верховного суда РФ в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 20.12.2017 года, подтвердил, правомерность установления в договоре условия о взимании платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, указав при этом, что размер платы может быть установлен соглашением сторон.
Аналогичная позиция сформулирована в определениях Верховного Суда РФ от 05.02.2020 по делу А53-9736/2018, от 21.05.2018 по делу N А58-6807/2016, от 18.06.2018 по делу А58-6257/2016, от 25.06.2018 по делу А58-5792/2016.
05.02.2018 по делу N А82-15521/2016 Верховным судом РФ вынесено определение, в соответствии с которым суд поддержал позицию судов первой, второй и третьей инстанций об отсутствии оснований к исключению из условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования пункта о взыскании ежесуточной платы за пользование путями.
Истец не может освободить себя от обязанности по уплате платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования, так как эта обязанность установлена законом.
Так, в соответствии с вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2019 по делу А40-82657/2019, Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2018 по делу N А05-15688/2017, от 20.03.2018 по делу NА05-17119/2017 от 16.08.2018 по делу А05-2141/2018, А40-103282/2017, Арбитражного суда Волгоградской области от 31.01.2020 по делу NА12-45609/2019 суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договоров на эксплуатацию пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов, включив в договоры пункт о начислении ежесуточной платы в редакции ОАО "РЖД".
Позиция Арбитражного суда Московского округа, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2018 по делу А41-5322/2018, также согласуется с доводами ОАО "РЖД": "Суды, проанализировав положения ст. 210 (ст.210 "Бремя содержания имущества"), п. 4 ст. 421 (ст.421 "Свобода договора"), ст. 424 (ст. 424 "Цена") Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 58, ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", учитывая, что ОАО "РЖД" является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и фактически является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг, а также из того, что договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент, и в данном случае, размер такой платы может устанавливаться в договорах на подачу и уборку вагонов и договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для урегулирования разногласий по спорному пункту договора в редакции, предложенной истцом - ОАО "РЖД". В договоре установлено условие о взимании ежесуточной платы за пользование путями.
Разногласия, возникшие при заключении договора на подачу и уборку вагонов и касающиеся исключения из договора условия о взимании платы за использование пути ОАО "РЖД", по делу А40-103282/2017 разрешены судом в пользу перевозчика. Арбитражный суд Московского округа 23.05.2018 подтвердил правомерность установления в договоре положения о взыскании ежесуточной платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования.
В соответствии с решением Верховного суда Российский Федерации от 24.12.2009 N ГКПИ09-1413 плата за использование железнодорожного пути необщего пользования призвана компенсировать затраты ОАО "РЖД", связанные с круглосуточным содержанием путей необщего пользования для грузовладельцев в технически исправном состоянии, с учетом расходов на капитальный ремонт и амортизацию.
В соответствии с разъяснениями ФСТ России от 28.05.2015 N ТС- 6279/10 до установления уполномоченным государственным органом нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, указанные ставки могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а ставки действующего Тарифного руководства N 3 могут быть использованы в качестве экономического ориентира.
Согласно разъяснениям Минтранса России от 01.04.2016 г. N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при этом плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
Кроме того, по мнению ФАС России (разъяснения от 11.04.2016 N АР/23572) до установления нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации его в рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ставки сбора за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2018 по делу N А40-35465/2017 (N305-ЭС18-7949) также указано на законность установления в договоре условия о взимании ежесуточной платы за пользование путями.
Так, в обоснование своих доводов Верховный суд РФ поясняет, что договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, ОАО "РЖД", уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент. Поскольку размер платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику, на данный момент законодательно не определен, размер такой платы может устанавливаться в договорах на подачу и уборку вагонов и договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
В виду отсутствия установленной государством ставки платы, руководствуясь ст. 2, п. 4 ст. 421, ст. 423 Гражданского кодекса РФ, письмом ФСТ России от 28.05.2015 N ТС-6279/10, разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 N АЦ-26/3881, принимая во внимание позицию Федеральной антимонопольной службы, изложенную в решении Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 02.08.2016 по делу N 03-16/01-2016, учитывая позицию Верховного суда РФ в договор включено условие об оплате данного сбора в размере, установленном протоколом согласования договорной цены по ставке определенной Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 г. N1056р "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД".
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2018 по делу N А43-3153/2017, в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2017 по делу N А40-108899/2016 от 12.04.2017, по делу N А40-141365/2016, от 05.12.2017 по делу N А40-44057/2017, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу NА40-249218/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу NА40-206262/2017, в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2017 по делу N А43-26131/2017.
Плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования должна взыскиваться ежесуточно, не зависимо от выходов локомотива.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом п. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику предоставлено право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Заключая договор на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования, ОАО "РЖД" фактически передает свое право пользования собственным имуществом (железнодорожным путем необщего пользования) иному лицу (истцу).
Указанное право пользования по своей правовой природе идентично праву пользования, которое арендодатель передает арендатору (ст. 606 ГК РФ). При этом положения ГК РФ об аренде устанавливают обязанность арендатора вносить арендную плату независимо от фактического использования переданного ему имущества.
Согласно ст. 210 ГК РФ ОАО "РЖД" несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, тем самым обеспечивая право своего контрагента пользоваться этим имуществом в любое время.
При этом ОАО "РЖД" лишено права использовать принадлежащий ему железнодорожный путь необщего пользования по своему усмотрению для иных целей в периоды, когда не производится подача или уборка вагонов для ответчика, поскольку сторонам заранее неизвестно в какие дни, в какое время будет осуществляться подача и уборка вагонов.
Таким образом, ОАО "РЖД" фактически предоставляет право пользования железнодорожным путем ответчику ежесуточно, не используя свое имущество каким-либо иным образом.
В соответствии с условиями договора N 2/324 при подаче и уборке вагонов ООО ТК "Дзержинск Металл" используется железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 1 209 метров.
Ставка платы согласно Протоколу согласования договорной цены составила 4041 рубль 69 копеек (без учета НДС) в сутки.
Размер ставки экономически обоснован Департаментом реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок.
На 2015 год среднесетевая ставка за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов в размере 2 812 руб/км в сутки утверждена протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 15.12.2014 N 42.
Расчет среднесетевой ставки договорной платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов производится в соответствии в формулой 3.4 Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (утверждены указанием МПС России от 21.12.2001 N И-1947у), Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД" (утвержден приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311).
В данной ставке платы учтены расходы по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего-, водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей ОАО "РЖД", расходы на капитальные виды ремонта и амортизации подъездных путей за 2010 год, с учетом индексации, а так же уровня рентабельности грузовых перевозок в соответствии с прогнозными показателями, заложенными в финансовом плане ОАО "РЖД" на 2012 год, в размере 4,3%.
Для применения указанной ставки платы ОАО "РЖД" введен в действие Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, который обеспечивает получение ОАО "РЖД" указанной платы в экономически обоснованном размере, а каждый пользователь оплачивает его в доле, соответствующей интенсивности использования пути при подаче и уборке вагонов в его адрес.
Расчет среднесетевой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов (670 175/365)*1,043*1,08*1,06*1,1*1,06*1,1= 2 812,00 (руб/км/сут), где 670 175 - расходы по текущему содержанию и одиночной смене материалов верхнего строения пути (в том числе в части ФОТ), на капитальные виды ремонта и амортизацию подъездных путей, рассчитанные на 1 км общей протяженности подъездных путей, за 2010 год, руб/км в год; 365 - количество дней в году; 1,043 - коэффициент рентабельности; 1,08; 1,06; 1,1; 1,06; 1,1, 1,09 - коэффициенты индексации ставок договорных сборов соответственно на 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы. При этом ставка платы в 2016 году составляла 3065 рублей км/сут.
Размер платы на 2018 год, утвержденный протоколом правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69, составляет 3 230 руб./км в сутки, в расчете ставки платы применяется коэффициент - 1,054 (3065 руб. км/сут * 1,054 коэффициент индексации = 3 230 рублей км/сут).
Размер платы на 2019 год, утвержденный протоколом правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62, составляет 3 343 руб./км в сутки, в расчете ставки платы применяется коэффициент - 1,0907 (3065 руб. км/сут * 1,0907 коэффициент индексации = 3 343 рубля км/сут).
Таким образом, ставка платы за расстояние подачи (уборки) вагонов 1209 метров составила 4 041 рубль 69 копеек (3343 руб.*1209-м) и рассчитана исходя из ежесуточного использования.
Предложенный ОАО "РЖД" размер ставки экономически обоснован (письмо от 02.06.2015 N 210/ЦРТ) и рассчитан исходя из ежесуточного использования и содержания железнодорожного пути. Применение ставки платы в указанном размере при оплате фактического использования пути (за каждый выход локомотива) экономически не обоснованно.
Позицию, изложенную в решении УФАС по Рязанской области от 13.11.2018, которым прекращено дело N 389-04-1/2018 по признакам нарушения ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства, (пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") в части нарушения порядка ценообразования.
В рамках преддоговорного спора рассматривался вопрос обоснованности установления в договоре условия о взыскании с ООО "Восток" ежесуточной платы за пользование путями необщего пользования.
Оценивая действия ОАО "РЖД", УФАС по Рязанской области не установил неразумных ограничений прав контрагента, сделал вывод о соответствии условия договора о взыскании ежесуточной платы действующему законодательству.
Правомерность требований ОАО "РЖД" в части необходимости внесения ежесуточной платы за пользование путем необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" также подтверждается судебной практикой по делам: N N А40-82657/2019, А76-266/2018, А05-2141/2018, А05-2195/2018, А05-4587/2018, А05-4581/2018, А05-2281/2018, А40-18369/2017, А40-119282/2017, А41-5322/2018, А40-21563/2018, А40-103282/2017, А76-266/2018, а также позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 25.06.2018 N 305-ЭС18-7949, определении от 05.02.2018 N 301-ЭС17-20372.
Верховный Суд РФ при рассмотрении жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам определением от 10.07.2019 по делу N А40-249218/2016 признал правомерность установления в договоре ежесуточной платы по ставке, утвержденной ОАО "РЖД".
Решением Управление ФАС по Саратовской области от 06.12.2019 отказано в возбуждении дела в отношении ОАО "РЖД" о нарушении антимонопольного законодательства в части навязывания невыгодных условий договора в отношении ООО "Волгострой сервис" на предмет установления в договоре условия о взимании ежесуточной платы за пользование ж.д. путями необщего пользования. Правомерность позиции ОАО "РЖД" установлена, признано обоснованным установление в договоре условия о взимании ежесуточной платы.
Обоснованность требований ОАО "РЖД" так же подтверждена определением Верховного Суда РФ от 28.05.2020 по делу N А57-19014/2017. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ рассмотрев кассационную жалобу истца - ООО "Волгоградский завод смазок и СОЖ" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2019, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2019 признал правомерность установления в договоре ежесуточной платы по ставке, утвержденной ОАО "РЖД".
Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта РФ" установлена обязанность грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по внесению платы за пользование ж.д. путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" (ст.58).
В соответствии с решением Верховного суда Российский Федерации от 24.12.2009 N ГКПИ09-1413 плата за использование железнодорожного пути необщего пользования призвана компенсировать затраты ОАО "РЖД", связанные с круглосуточным содержанием путей необщего пользования для грузовладельцев в технически исправном состоянии, с учетом расходов на капитальный ремонт и амортизацию.
Верховный суд РФ неоднократно подтверждал правомерность установления в договоре между ОАО "РЖД" и пользователями услуг условия о взимании ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Данная позиция сформулирована в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 20.12.2017 года, определениях Верховного Суда РФ от 05.02.2020 по делу N А53-9736/2018, от 21.05.2018 по делу N А58-6807/2016, от 18.06.2018 по делу NА58-6257/2016, от 25.06.2018 по делу N А58-5792/2016, от 05.02.2018 по делу NА82-15521/2016, от 25.06.2018 по делу N А40-35465/2017, от 10.07.2019 по делу N А40-249218/2016.
Решением Управления ФАС по Саратовской области от 06.12.2019 отказано в возбуждении дела в отношении ОАО "РЖД" о нарушении антимонопольного законодательства в части навязывания невыгодных условий договора в отношении ООО "Волгострой сервис" на предмет установления в договоре условия о взимании ежесуточной платы за пользование ж.д. путями необщего пользования. Правомерность позиции ОАО "РЖД" установлена, признано обоснованным установление в договоре условия о взимании ежесуточной платы.
Обоснованность требований ОАО "РЖД" также подтверждена определением Верховного Суда РФ от 28.05.2020 по делу N А57-19014/2017. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ рассмотрев кассационную жалобу истца - ООО "Волгоградский завод смазок и СОЖ" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2019, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2019 признал правомерность установления в договоре ежесуточной платы по ставке, утвержденной ОАО "РЖД".
Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно оснований для удовлетворения иска не находит.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению исходя из нижеследующего.
Так, довод истца, о том, что ОАО "РЖД" не представило расчет ставки платы за пользование ж.д. путем необщего пользования является необоснованным и противоречащим материалам дела.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ОАО "РЖД" представлено экономическое обоснование размера среднесетевой ставки платы, а так же размера ставки платы рассчитанного исходя из протяженности пути, используемого ООО "Дзержинск-Метеалл".
Ответчиком указывалось, что расчет среднесетевой ставки договорной платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов производится в соответствии в формулой 3.4 Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (утверждены указанием МПС России от 21.12.2001 N И-1947у), Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД" (утвержден приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311).
В данной ставке платы учтены расходы по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути. пополнению и замене балласта, работам по снего-. водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей ОАО "РЖД", расходы на капитальные виды ремонта и амортизации подъездных путей за 2010 год, с учетом индексации, а так же уровня рентабельности грузовых перевозок в соответствии с прогнозными показателями, заложенными в финансовом плане ОАО "РЖД" на 2012 год, в размере 4,3%.
Среднесетевая ставка платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", утверждена правлением ОАО "РЖД". Временный порядок определения платы, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р разработан в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 426 Гражданского кодекса РФ и устанавливает одинаковую цену для всех потребителей.
Размер ставки рассчитан исходя из ежесуточного использования и содержания железнодорожного пути. Применение ставки платы в указанном размере при оплате фактического использования пути (за каждый выход локомотива) экономически не обоснованно.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что начисление платы должно производиться ежесуточно. Данная ставка является разумной и соответствующей балансу интересов сторон.
Так, ответчиком суду представлено экономическое обоснование ставки, учтены расходы ответчика по содержанию железнодорожного пути в течение всего года, вне зависимости от фактического использования пути.
Факт несогласия с порядком начисления платы не может свидетельствовать о его неразумности и нарушении баланса интересов сторон.
Кроме того, при рассмотрении иска в суде первой инстанции истец не оспаривал размер платы, следовательно, был согласен с методологией расчета предложенной ставки, не представил доказательства того, что ежесуточное взыскание платы является для него крайне невыгодным и обременительным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2020 года по делу N А40-40697/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
В.Р.Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40697/2020
Истец: ООО Дзержинск Металл
Ответчик: ОАО " РЖД"