Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 декабря 2020 г. N Ф03-4711/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
06 октября 2020 г. |
А73-8953/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола с секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Истэлектрик": не явились;
от Краевого государственного автономного учреждения "Спортивная школа "Хабаровский краевой центр развития "Амур": Воронцовой И.П.;
от Общества с ограниченной ответственностью "Востоксофтсервис": Лесь-Нелиной О.С.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Истэлектрик"
на решение от 11.08.2020 по делу N А73-8953/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Истэлектрик"
к Краевому государственному автономному учреждению "Спортивная школа "Хабаровский краевой центр развития "Амур"
о признании недействительными закупочных процедур и договоров, заключенных по их результатам
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Востоксофтсервис"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Истэлектрик" (далее - истец, ООО "Истэлектрик") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Краевому государственному автономному учреждению "Спортивная школа "Хабаровский краевой центр развития хоккея "Амур" (далее - ответчик, КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур") с исковым заявлением о признании недействительной закупочной процедуры реестровый N 31908037450 на сумму 9 878 400,00 руб.; N 31908037455 на сумму 504 000,00 руб.; N 31908037463 на сумму 9 794 400,00 руб.; недействительными договоров, заключенных по результатам данных процедур, и применить последствия недействительности сделки в порядке статьи 167 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Востоксофтсервис" (далее - третье лицо, ООО "Востоксофтсервис").
Решением суда от 11.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву соответствия проведенных процедур положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ), Положению о закупках товаров, работ услуг для нужд учреждения, утвержденным протоколом Наблюдательного совета КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур" от 30.11.2018 N15 (далее - Положение о закупках).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур" в отзыве на жалобу и заседании суда второй инстанции выразило несогласие с изложенными в ней доводами, настаивало на законности судебного решения.
ООО "Востоксофтсервис" также в отзыве и в ходе судебного разбирательства отклонило доводы жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание второй инстанции представитель апеллянта не прибыл.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов и возражений на них, заслушав участников процесса, суд второй инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на основании пунктов 19.1.1, 19.1.48, 19.1.49 Положения о закупке КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур" принято решение о проведении неконкурентной закупки светового оборудования у единственного поставщика.
Учреждением направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений на поставку необходимого оборудования для изучения рынка, определения круга потенциальных поставщиков и стоимости поставляемого оборудования и получены коммерческие предложения от следующих поставщиков: ООО "ЛЕД-Эффект", ООО "Востоксофтсервис", ООО "БИНА", ООО "Интертехсервис-Хабаровск", ООО "Компания "Алюминиевая Пластиковая Панель". Коммерческих предложений от иных потенциальных поставщиков товара не поступало.
В процессе сравнения характеристик предлагаемого для поставки товара КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур" установлено, что оборудование ООО "Востоксофтсервис" в наибольшей степени соответствует требованиям технического регламента континентальной хоккейной лиги (лучшее соответствие по 8 позициям из 10). При этом данное оборудование на 30% ниже по стоимости предложений других поставщиков. Кроме того, общая потребляемая мощность оборудования вышеуказанного поставщика на 20% ниже, чем у других поставщиков, что в дальнейшем позволит экономить бюджетные средства по оплате электрической энергии.
После заключения соглашения о выделении денежных средств из краевого бюджета от 21.06.2019 N 46 КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур" (заказчик) 27.06.2019 размещены извещения N N 31908037450, 31908037455, 3190803746 о закупках у единственного поставщика.
По итогам размещенных извещений заключены договоры от 28.06.2019 N N 242, 243, 244 с ООО "Востоксофтсервис", которые были исполнены его участниками в полном объеме.
Вместе с тем, не согласившись с итогами проведенной закупки, ООО "Истэлектрик" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением в порядке статьи 449 ГК РФ.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при покупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона).
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями (пункт 1 части 2 статьи 1). При этом Закон не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.
Согласно части 5.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.
Закупочная деятельность КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур" регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным протоколом Наблюдательного совета учреждения от 30.11.2018 N 15.
Пунктом 19 Положения о закупках установлены случаи закупки у единственного поставщика, в том числе подпункт 19.1.48 - приобретение товаров в целях приведения спортивного сооружения в соответствии с требованием регламентов, стандартов и т.д. предъявляемых к спортивным сооружениям; подпункт 19.1.49 - закупка товаров в соответствии с перечнем, в числе которых имеются лампы накаливания, прожекторы, устройства осветительные; подпункт 19.1.1. - закупка товаров на сумму до десяти миллионов рублей является самостоятельным случаем закупки у единственного поставщика.
Таким образом, у ответчика как заказчика, согласно Положению о закупках, имелись все правовые основания для заключения договоров поставки неконкурентным способом - с единственным поставщиком.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом и положением о закупке.
Пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ устанавливают, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Верховный Суд Российской Федерации в Определениях от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 разъяснил, что заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
ООО "Истэлектрик", оспаривая решения заказчика об определении победителя закупок, указывал на несоблюдение последним требований пунктов 9.1, 9.2, 10.1, 19.1, 19.2 Положения о закупках учреждения.
Проверяя данный довод, арбитражный суд обоснованно не принял его во внимание.
Согласно вступившему решению Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2020 по делу N А73-17875/2019, оставленному в силу постанолванием апелляционного суда от 16.06.2020, по иску ООО "Истэлектрик" к КГАУ СШ ХКЦРХ "Амур" о взыскании 260 000 руб. установлено, что закупка у единственного поставщика произведена в соответствии с пунктом 19.1.1 Положения "О закупках товаров работ, услуг для нужд краевого государственного автономного учреждения "Спортивная школа "Хабаровский краевой центр развития хоккея "Амур" от 30.11.2018. Доказательств обратного истцом не представлено.
В рамках настоящего дела арбитражным судом установлено, что закупки осветительного оборудования производились заказчиком неконкурентным способом в соответствии со статьей 3.3 Закона N 223-ФЗ и Положением о закупках, в проекте договоров был указан конкретный товарный знак приобретаемого товара, так как пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с которой при описании в документации предмета закупки заказчик должен в случае использования указания на товарный знак использовать слова "(или эквивалент)", распространяется только на конкурентные закупки, в связи с чем заказчик вправе закупать товары конкретных товарных знаков посредством использования предусмотренных положением о закупке неконкурентных способов закупки.
Поскольку ООО "Востоксофтсервис", чье коммерческое предложение соответствовало требованиям поставляемого оборудования и имело наиболее низкую стоимость, предлагало для поставки товар конкретного товарного знака - "Леда" - данный товарный знак и был указан в проекте договоров без указания слов "или эквивалент".
Извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит уведомительный характер и не предполагает при его размещении в ЕИС подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов и сведений, в том числе коммерческих предложений.
Таким образом, у ответчика как заказчика согласно Положению о закупках имелись все правовые основания для заключения договоров поставки неконкурентным способом с единственным поставщиком ООО "Востоксофтсервис".
Кроме того, первая инстанция установила, что по спорным договорам N N 242, 243, 244 от 28.06.2019 обязательства исполнены в полном объеме и надлежащим образом: заказчику произведена поставка осветительного оборудования (осветители светодиодные подвесные "Леда Оптик 100" в количестве 20 штук на сумму 504 000 руб. (товарная накладная N 170 от 08.08.2019); осветители подвесные светодиодные "Леда Industry 220" в количестве 264 штуки на сумму 9 794 400 руб. (товарные накладные N 171 от 08.08.2019 и N 174 от 16.08.2019); прожекторы со светодиодным излучателем "Леда Профи FCZ 250" в количестве 240 штук на сумму 9 878 400 руб. (товарная накладная N 173 от 16.08.2019); поставленное осветительное оборудование соответствует техническим характеристикам, определенным в спецификациях к договорам; па полученное оборудование произведена оплата поставщику в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ и статьи 168 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
При этом реализация права на оспаривание торгов заинтересованным лицом возможна в том случае, если заключенной по их результатам сделкой нарушены его права или охраняемые законом интересы, а целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов. Иными словами, в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к тому, что истец по настоящему делу не является заинтересованным лицом, имеющим право оспаривать в спорной ситуации закупочные процедуры и договоры. Надлежащих доказательств обратному суду второй инстанции не представлено.
Материалы дела не содержат доказательств того, что ООО "Истэлектрик" направляло заказчику коммерческое предложение.
Таким образом, неучастие ООО "Истэлектрик" в закупке лишает истца права требовать признания такой закупки недействительной на основании возможности участвовать в ней.
Ссылка на решение УФАС России по Хабаровскому краю от 03.06.2020 N 8-01/234/027/01/17-811/2019 не принимается во внимание, так как его законность только проверятся в рамках судебного разбирательства по делу NА73-11048/2020. Кроме того, при рассмотрении настоящего спора по существу суд не связан выводами антимонопольного органа.
Ссылки апеллянта на судебную практику в подтверждение доводов жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, так как судебные акты по указанным делам основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2020 по делу N А73-8953/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П.Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8953/2020
Истец: ООО "ИСТЭЛЕКТРИК"
Ответчик: КГАУ СШ ХКЦРК "Амур"
Третье лицо: ООО "Востоксофтсервис"