г. Чита |
|
6 октября 2020 г. |
Дело N А19-397/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Солощенко Вячеслава Викторовича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2020 года по делу N А19-397/2020,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Братское" (ОГРН 1033800837894, ИНН 3804016398, далее - МУ МВД России "Братское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Солощенко Вячеславу Викторовичу (ОГРНИП 319385000072494, ИНН 382305052006, далее - предприниматель, ИП Солощенко В.В.) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лилия" (ОГРН 1163850093791, ИНН3805730340).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2020 года по делу N А19-397/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано, изъятая у предпринимателя алкогольная продукция направлена на уничтожение.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части направления изъятой у предпринимателя алкогольной продукции на уничтожение.
Заявитель жалобы полагает, что в обжалуемой части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определением суда от 04.09.2020 года изменено время судебного заседания на 11 часов 40 минут 29 сентября 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.08.2020, 05.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверочных мероприятий 19.10.2019 г. оперуполномоченным отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД России "Братское" старшим лейтенантом полиции В.В. Козлитиным в магазине "Магнит", расположенном по адресу: Иркутская область, г. Вихоревка, ул. Монтажников, д. 4 был выявлен факт хранение алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота. В ходе проверки был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов, и протокол изъятия от 19.10.2019 года.
Алкогольная продукция, находящаяся на хранении в указанной торговой точке, осмотрена проверяющим сотрудником полиции с применением фотосъемки (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.10.2019) и изъята (протокол изъятия вещей и документов от 19.10.2019):
1. Водка "Столичная" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель АО "Московский завод Кристалл" г. Москва, по цене 446 рублей, в количестве 3 бутылки, всего 1,5 литра;
2. Водка "Беленькая" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель ОАО "Уссурийский бальзам" г. Уссурийск, по цене 359 рублей, в количестве 4 бутылки, всего 2 литра;
3. Водка "Тяплица" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "Питейный дом" г. Майкоп, по цене 292 рублей, в количестве 2 бутылки, всего 1 литр;
4. Водка "Кедровица" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "Омсквинпром" г. Омск, по цене 271 рублей, в количестве 3 бутылки, всего 1,5 литра;
5. Водка "Тельняшка" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель АО "Омсквинпром" г. Омск, по цене 309 рублей, в количестве 1 бутылка, всего 0,5 литра;
6. Водка "Ветрица" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель АО "Пермолка" г. Пермь, по цене 240 рублей, в количестве 4 бутылки, всего 2 литра;
7. Водка "Московский кристалл" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель "Московский завод Кристалл" г. Москва, по цене 363 рублей, в количестве 2 бутылки, всего 1 литр;
8. Водка "Майкопская" объемом 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель "Питейный дом" г. Майкоп, по цене 281 рублей, в количестве 3 бутылки, всего 1,5 литра;
9. Водка "Граф ледофф" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель АО "Татспиртпром" г. Казань, по цене 356 рублей, в количестве 6 бутылок, всего 3 литра;
10. Водка "Славянская" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "АльфаЛюкс" Ульяновская область, по цене 275 рублей, в количестве 7 бутылок, всего 3,5 литра;
11. Водка "Столичная" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель АО "Московский завод Кристалл" г. Москва, по цене 446 рублей, в количестве 3 бутылки, всего 1,5 литра;
12. Водка "Граф ледофф" объем 0,25 литра, крепость 40%, изготовитель АО "Татспиртпром" г. Казань, по цене 171 рублей, в количестве 2 бутылки, всего 0,5 литра;
13. Водка "Мягкий знак" объем 0,25 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "Питейный дом" г. Майкоп, по цене 153 рублей, в количестве 7 бутылок, всего 1,75 литра;
14. Водка "Майкопская" объем 0,25 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "Питейный дом" г. Майкоп, по цене 150 рублей, в количестве 2 бутылки, всего 1 литр;
15. Водка "Славянская" объем 0,25 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "АльфаЛюкс" Ульяновская область, по цене 180 рублей, в количестве 5 бутылок, всего 1,25 литра;
16. Водка "Тяплица" объем 0,25 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "Питейный дом" г. Майкоп, по цене 150 рублей, в количестве 5 бутылки, всего 1,25 литра;
17. Настойка "Капитанский ром" объем 0,25 литра, крепость 40%, изготовитель ОАО "Уссурийский бальзам" г. Уссурийск, по цене 176 рублей, в количестве 3 бутылки, всего 0,75 литра;
18. Настойка "Жгучий перчик" объем 0,5 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "Парламент продакшн" г. Балашиха, по цене 320 рублей, в количестве 6 бутылок, всего 3 литра;
19. Вино "Густаре" объем 1 литр, крепость 11%, изготовитель ООО "Виллаш-КМВ" г. Санкт-Петербург, по цене 150 рублей, в количестве 14 упаковок, всего 14 литров;
20. Вино "Вечера на Кубани" объем 1 литр, крепость 10%, изготовитель ООО "Союз вино" Краснодарский край, по цене 139 рублей, в количестве 4 упаковки, всего 4 литра;
21. Настойка "Жгучий перчик" объем 0,25 литра, крепость 40%, изготовитель ООО "Парламент продакшн" г. Балашиха, по цене 176 рублей, в количестве 10 бутылок, всего 2,5 литра;
22. Шампанское "Советское" объем 0,75 литр, крепость 10,5-12%, изготовитель ЗАО "Комбинат Шампанских вин и коньяков "Росинка", г. Тольятти, цена 278 рублей, в количестве 3 бутылки, всего 2,25 литра;
23. Шампанское "Советское" объем 0,75 литр, крепость 10,5-12%, изготовитель ООО "Велаш КШВ", г. Санкт-Петербург, цена 185 рублей, в количестве 4 бутылки, всего 3 литра)
с помещением на склад временного хранения по адресу: г. Братск, ул. Коммунальная, 11/14, склад N 12.
Должностным лицом МУ МВД России Братское 09.12.2019 составлен протокол об административном правонарушении АД N 016201, в котором отражен факт оборота предпринимателем алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
На основании части 1 статьи 23.1. КоАП РФ МУ МВД России Братское обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Солощенко В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве не спиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве не спиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции;
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила N 864).
Согласно пункту 2 Правил N 864 справка заполняется в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве не спиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждой единице алкогольной продукции.
Справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной и (или) международной товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности.
Организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство продукции на территории Российской Федерации и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы "А" и "Б" справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью (при наличии).
Организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая производство продукции на территориях других государств - членов ЕАЭС, а также организация (индивидуальный предприниматель), являющаяся продавцом такой продукции, или организация (индивидуальный предприниматель) других государств - членов ЕАЭС, осуществляющая ввоз продукции на таможенную территорию ЕАЭС, которая приобрела статус товара ЕАЭС, а также организация (индивидуальный предприниматель), являющаяся продавцом такой продукции, при поставке продукции в Российскую Федерацию заполняют раздел "А" и левую часть раздела "Б" справки, за исключением пунктов 1(1), 1(2), 8, 12 и 17 раздела "А" и указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя (получателя) (п. 3 Правил N 864).
Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя, осуществляющего производство продукции на территории Российской Федерации, заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (при наличии).
Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от организации (индивидуального предпринимателя) других государств - членов ЕАЭС, осуществляющей поставку продукции в Российскую Федерацию, заверяет относящиеся к этой организации данные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (при наличии). При этом правая часть раздела "Б" справки заполняется организацией-покупателем (получателем) и заверяется подписью уполномоченного должностного лица и печатью (при наличии) (п. 4 Правил N 864).
При каждых последующих реализации (передаче) или внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя продукции продавцом (отправителем) заполняется только раздел "Б" справки. При этом продавец (отправитель) заполняет обе части раздела "Б" справки, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (при наличии) данные, указанные в левой части раздела. Требования настоящего абзаца распространяются на реализацию (передачу) или внутреннее перемещение между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя маркируемой алкогольной продукции, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждой единице алкогольной продукции (п. 5 Правил N 864).
В отношении импортированных этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации" утверждены форма справки прилагаемой к таможенной декларации и Правила заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации.
В силу названных Правил справка заполняется на товары одного наименования, содержащиеся в одной товарной партии, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной таможенной зоны (свободного склада). Заполненная справка подается юридическим или физическим лицом, которое декларирует товар либо от имени которого декларируется товар, или по его поручению таможенным представителем в таможенный орган, которому декларируются товары, для ее проверки и заверения до выпуска товара.
Справка заполняется по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 872, на одном листе формата А4. На лицевой стороне справки печатается раздел "А", на оборотной - раздел "Б".
Раздел "А" справки заполняется декларантом или по его поручению таможенным представителем, заверяется подписью и печатью декларанта (таможенного представителя), если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, заполнившее справку, должно иметь печать. В случае если справка заполняется индивидуальным предпринимателем, вместо наименования организации указываются его фамилия, имя, отчество, а также серия, номер, дата и место выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность).
Раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.
На основании пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
В соответствии со статьей 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа данной продукции.
В ходе проверки установлено, что в магазине "Магнит", расположенному по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка ул. Монтажников N 4А, осуществляется оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Судом установлено, что поскольку факт хранения с целью реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, подтверждается протоколом осмотра от 19.10.2019 г. и фотосъемкой к протоколу осмотра, постольку действия по реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность её производства и оборота, содержат признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности вины предпринимателя, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих осуществление торговли в магазине "Магнит", расположенном по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка ул. Монтажников, 4А индивидуальным предпринимателем Солощенко В.В., а также доказательства принадлежности изъятой алкогольной продукции ИП Солощенко В.В. материалы административного дела не содержат.
При указанных обстоятельствах не имеется оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы в части направления изъятой алкогольной продукции на уничтожение несостоятельны и отклоняются судебной коллегией.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 3 данной статьи), а вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (пункт 2 части 3 данной статьи).
Данное положение также закреплено в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частями 2 и 3 статьи 29.10 Кодекса должен решить вопрос об изъятых вещах и документах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 Кодекса.
Ходатайство предпринимателя о приобщении дополнительных доказательств отклонено судебной коллегией, как заявленное с нарушением требований части 2 статьи 268 АПК РФ.
Кроме того, декларации соответствия на алкогольную продукцию в любом случае не могут быть приняты во внимание, поскольку на основании пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В рассматриваемом случае алкогольная продукция, обнаруженная в ходе осмотра помещения магазина "Магнит", расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка, ул.Монтажников, 4, владелец которой не установлен, находящаяся в обороте без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, признается находящейся в незаконном обороте, в связи с чем, подлежит передаче соответствующей организации для уничтожения в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. N 1027.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2020 года по делу N А19-397/2020 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-397/2020
Истец: Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел РФ "Братское"
Ответчик: Солощенко Вячеслав Викторович
Третье лицо: ООО "Лилия"