г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А56-91577/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23184/2020) Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2020 г. по делу N А56-91577/2017 (судья Данилова Н.П.), принятое по заявлению Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о процессуальном правопреемстве
по иску Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
к ИП Решетников Иван Владимирович
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1054700123543, ИНН 4703083456) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Индивидуальному предпринимателю Решетникову Ивану Владимировичу с требованием о расторжении муниципального контракта N 63/01-36 от 10.10.2016, взыскании 219 042,00 руб. неустойки за период с 09.12.2016 по 03.10.2017.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
Определением суда первой инстанции от 04.08.2020 в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемое определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Решением суда первой инстанции от 12.04.2018 по настоящему делу с ИП Решетникова Ивана Владимировича в пользу Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области взыскана задолженность в размере 219 042,00 руб.
27.07.2018 взыскателю был выдан исполнительный лист Серии ФС 026106509.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Западного ОСП Приморского района г. Санкт-Петербурга было возбуждено исполнительное производство N 73104/18/78024-ИП.
Решением совета депутатов Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва от 12.09.2019 N 6 "О ликвидации администрации Муниципального образования", утвержден председатель и состав ликвидационной комиссии (решение опубликовано на официальном сайте МО "Город "Всеволожск", в газете "Всеволожск. Городская жизнь"),
В соответствии со ст. 20 Устава МО "Город Всеволожск" администрация МО "Город Всеволожск" не образуется, с момента принятия решения о ликвидации (Решение совета депутатов МО "Город Всеволожск" N 6 от 12.09.2019 "О ликвидации администрации МО "Город Всеволожск") все вопросы местного значения МО "Город Всеволожск" исполняет администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, которая является действующим органом местного самоуправления.
Ссылаясь на часть 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене взыскателя по делу в порядке процессуального правопреемства.
Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции указал на то, что из представленной выписки из ЕГРЮЛ усматривается, что Администрация находится в стадии ликвидации, сведения о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ не внесены, при этом из решения совета депутатов Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва от 12.09.2019 N 6 не следует, что администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" становится правопреемником Администрации с момента принятия решения о ее ликвидации.
Между тем судом при разрешении заявления о правопреемстве не учтены особенности правопреемства прав и обязанностей органов местного самоуправления, установленные федеральным законом.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования и пр.) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При этом необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Правовую основу местного самоуправления, являющуюся формой осуществления народом своей власти, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 4 Закона N 131-ФЗ).
Одним из законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления, является Закон N 131-ФЗ, содержащий нормы о преобразовании муниципальных образований, и под которым понимается, в том числе, объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (часть 1 статьи 13 Закона N 131-ФЗ).
При этом преобразование муниципальных образований, как предписывает часть 8 указанной статьи, влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1.1, 3.2, 3.3, 4 - 6.1 этой статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 12.09.2019 принято Решение совета депутатов МО "Город Всеволожск" N 6 "О ликвидации администрации МО "Город Всеволожск".
В Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Администрации МО "Город Всеволожск" внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
Указанный муниципальный правовой акт (решение Совета депутатов) опубликован на официальном сайте МО "Город Всеволожск", в газете "Всеволожск"Городская жизнь".
В соответствии со ст. 20 Устава МО "Город Всеволожск" администрация МО "Город Всеволожск" не образуется, с момента принятия решения о ликвидации (Решение совета депутатов МО "Город Всеволожск" N 6 от 12.09.2019 "О ликвидации администрации МО "Город Всеволожск") все вопросы местного значения МО "Город Всеволожск" исполняет администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, которая является действующим органом местного самоуправления.
Учитывая обстоятельства фактического выбытия Администрации МО "Город Всеволожск" из возникших по настоящему делу правоотношений, в связи с утратой статуса на основании Решения совета депутатов МО "Город Всеволожск" N 6 от 12.09.2019, и возникновение, и на основании ст. 20 Устава, апелляционный суд приходит к выводу о том, что с момента принятия решения советом депутатов МО "Город Всеволожск" N 6 от 12.09.2019 "О ликвидации администрации МО "Город Всеволожск", администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции констатирует, что Администрации МО "Город Всеволожск" выбыла из ранее возникших правоотношений, подтверждённых в рамках настоящего спора, в связи с принятием Советом депутатов МО "Город Всеволожск" вышеназванного решения и передачей прав и обязанностей Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2019 N 305-ЭС19-5435.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявления о замене в порядке процессуального правопреемства взыскателя по рассмотренному делу.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2020 по делу N А56-91577/2017 отменить.
Заменить Администрацию муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (ОГРН 1054700123543) на администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (ОГРН 1064703000911) в порядке процессуального правопреемства.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91577/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ВСЕВОЛОЖСК" ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Ршетников Иван Владимирович
Третье лицо: ИФНС по г.Иваново, УФССП Заподного ОСП Приморского района г.Санкт-Петербурга