город Томск |
|
7 октября 2020 г. |
Дело N А27-1492/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е.Б., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кононовой Елены Николаевны (N 07АП-8233/20), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.07.2020 по делу N А27-1492/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Кононовой Елены Николаевны (ОГРНИП 316420500117800, ИНН 422200260282), Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857), город Кемерово в лице филиала N15, Кемеровская область - Кузбасс, город Осинники третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (ОГРН 1044217029768, ИНН 4217011333; место нахождения: 654041, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, пр. Бардина, 14) о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 11.11.2019 N 762 и решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 11.11. 2019 N 762,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кононова Елена Николаевна (далее - заявитель, ИП Кононова Е.Н.) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (далее - заинтересованное лицо, КРОФСС, Фонд) о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 11.11.2019 N 762 и решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 11.11. 2019 N 762.
Решением суда от 16.07.2020 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм процессуального и материального права. По мнению заявителя, фонд неправомерно предложил возместить расходы на выплату пособия по беременности и родам, так как необходимые условия для получения пособия соблюдены.
Фонд в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, в отношении индивидуального предпринимателя Кононовой Елены Николаевны Филиалом N 15 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с 10.09.2019 по 07.10.2019 была проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен Акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 07.10.2019 N 762 (далее также - Акт камеральной проверки от 07.10.2019 N 762 или акт).
Камеральная проверка была проведена страховщиком в связи с обращением страхователя за выделением средств для возмещения понесенных расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с указанным актом по результатам камеральной проверки было отказано в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 214 104,90 рублей, не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособия по беременности и родам работнику Труновой Ларисе Александровне (далее также - работник, застрахованное лицо) в связи с нарушениями требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.
Предприниматель, посчитав доводы страховщика, содержащиеся в акте, об отказе в выделении средств на возмещение произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения не законным, не обоснованным, подлежащим отмене подал письменные
Возражения на Акт камеральной проверки от 07.10.2019 N 762 от 06.11.2019 N 1.
Доводы возражений предпринимателя при рассмотрении материалов проверки 06.11.2019 с участием страхователя не были приняты страховщиком.
По результатам камеральной проверки, заместителем директора филиала N 15 ГУ КРОФСС РФ были приняты Решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от N 762 (далее также - Решение об отказе в выделении средств от 11.11.2019 N 762) и Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной недееспособности и в связи с материнством от 11.11.2019 N 762 (далее также - Решение о непринятии к зачету расходов от 11.11.2019 N762).
Заявитель, не согласившись с указанными решениями, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о необоснованности доводов заявителя и отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемого решения. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями Федерального закона N 255-ФЗ урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню необходимых документов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ), за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как следует из материалов дела, документы в подтверждение права на возмещение расходов по выплате пособия представлены заявителем в полном объеме и с точки зрения их оформления соответствуют требованиям законодательства.
Вместе с тем, исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных обществу документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Как следует из материалов дела, 10.09.2019 Кононова Е.Н. обратилась в ГУ-КРОФСС РФ с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (пособия по беременности и родам Труновой Ларисы Александровны в сумме 214 104,90 руб.).
По итогам камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения, проведенной в период с 10.09.2019 по 07.10.2019, составлен акт N 762 от 07.10.2019.
По результатам проверки установлено, что ИП Кононовой Е.Н. проведены расходы в сумме 214 104,90 руб.
Пособие по беременности и родам начислено Труновой Л.А., за период с 23.08.2019 по 09.01.2020 по листку нетрудоспособности N 342933419045 в сумме 214 650,80 руб.
Расчет листка нетрудоспособности производился на основании справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два предыдущих года, предшествующих году прекращения работы N 182-н в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ.
Однако в расчете листка нетрудоспособности неверно указан период для исчисления пособия. В сведениях о заработной плате при расчете листка нетрудоспособности указаны 2016 г., 2017 г., при этом следовало указать 2017 г., 2018 г.
Ссылки заявителя на то, что указанное является опечаткой, отклоняются судом, поскольку согласно с пункту 4 статьи 4.7 Федерального Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно представленной копии платежной ведомости N 2 пособие застрахованному лицу выплачено в полном объеме 30.08.2019.
ИП Кононова Е.Н. зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Фонда с 22.07.2019. Основным видом деятельности предпринимателя является "Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность".
По сведениям, отраженным в трудовой книжке работника, Трунова Л.А., до трудоустройства к ИП Кононовой Е. Н., состояла в трудовых отношениях с ООО "ЛариТрейд" по основному месту работы с 06.04.2017 по 07.02.2019 в должности "генеральный директор" и по совместительству с ООО "НК "ХимСинтез" с 01.08.2017 по 31.12.2018 в должности "специалист по юридическим вопросам".
Согласно предоставленной "должностной инструкции" Трунова Л.А., должна: - обеспечивать сбор информационных материалов по всем аспектам, в возможном более полном объеме; - привлекать к информационному сотрудничеству различные государственные, коммерческие и общественные организации; - систематизировать и классифицировать информационные материалы, полученные от разных источников; - формировать и систематически поддерживать информационную базу данных; - определять направления для расширения объема информации; - работать с агентами на телефоне: определять задания, получать отчеты о работе и эффективности; - вести базу данных и представлять отчеты по ней; - готовить подборку информационных материалов по запросам редактора, корреспондентов, руководителя Отдела продвижения изданий; - систематически составлять обзоры информационных материалов различной направленности; - разрабатывать и вносить на рассмотрение руководства предложения по расширению и совершенствованию базы информационных материалов.
Проверкой установлено, опыта работы в должности "специалист по размещению информации" до приема к ИП Кононовой Е. Н. Трунова Л.А. не имела.
Трунова Л.А. принята к ИП Кононовой Е.Н. 01.07.2019 на должность "специалист по размещению информации" с окладом 11 280 руб. (трудовой договор N 1 от 01.07.2019, приказ о приеме на должность специалиста по размещению информации N 1 от 01.07.2019, трудовая книжка ТК-П N 7060903) за 1 месяц и 22 дня до наступления отпуска по беременности и родам.
При проверке документов установлено.
Согласно штатного расписания N 1 от 30.12.2018 - количество штатных единиц составляло 1 должность "специалист по размещению информации".
После оформления отпуска по беременности и родам Труновой Л.А. на должность "специалист по размещению информации" принята Сидоренко Л. М. (приказа N 2 от 26.08.2019 о принятии на работу).
В приказах о приеме на работу отсутствуют подписи Труновой Л.А. и Сидоренко Л. М. (ч. 2 ст. 68 ТК РФ).
Предоставлены ведомости по начислению заработной платы за июль 2018 г., за август 2018 г., что не соответствует записям в трудовой книжке, трудовому договору, приказу о приеме на работу, так как Трунова Л.А. принята на работу 01.07.2019.
Кроме того, листок нетрудоспособности заполнен работодателем не с первой ячейки, что не соответствует пункту 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н (далее - Порядок N 624н). Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки.
Как следует из материалов дела из данных, отраженных в табелях учета рабочего времени и трудовом договоре с работником, Трунова Л.А. исполняла трудовые обязанности на условиях полного рабочего дня (8 часов в день).
Трунова Л.А. 26.07.2019 по табелю находилась на работе, однако согласно копии паспорта (дата выдачи паспорта 26.07.2019 выданный ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) в этот же день получала паспорт в г. Санкт - Петербург.
Таким образом, Трунова Л.А. фактически не могла одновременно находиться на рабочем месте, выполнять трудовые обязанности в г. Калтан и находиться в г. Санкт-Петербурге для получения паспорта.
Согласно пояснительной записке ИП Кононова Е.Н. о необходимости приема сотрудника Труновой Л. А. о том, что в связи с регистрацией новых консультантов и выезда на встречи было принято решение о приеме сотрудника, который будет помогать в ее отсутствие. Так как с Труновой Л. А. ранее была договоренность, ее сразу устроили.
Между тем, документов, подтверждающих выполнение трудовых обязанностей Труновой Л. А., страхователем не представлено.
Кроме того, согласно книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения ИП Кононова Е. Н. за июль 2019 г. и август 2019 г. доход составил в сумме 54 855,44 руб., расходы отсутствуют, что противоречит сведениям о выплате заработной плате по платежному поручению N 1 от 15.08.2019 и о выплате пособия по беременности и родам по платежному поручению N 2 от 30.08.2019.
Проведя анализ выписки из банка за период с 01.01.2019 по 31.08.2019, на счет страхователя поступила сумма 258 965,28 руб., списана со счета сумма 258 861,51 руб. Средства поступали на счет страхователя по договорам за выполненные работы, поступления списывались на оплату аренды, оплату комиссии за обслуживания счета, при этом расходы страхователя на выплату заработной платы и пособия по беременности и родам в выписке не отражены.
На основании вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у предпринимателя экономической целесообразности приема данного сотрудника на работу, а также тот факт, что трудовые отношения с Труновой Л.А. носили формальный характер.
Апелляционная коллегия, оценив в совокупности все обстоятельства, приходит о том, что страхователем преднамеренно создана ситуация, связанная с выплатой пособия по беременности и родам работнику, принятому непосредственно перед наступлением страхового случая.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Формальное соответствие представленных заявителем документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях предпринимателя.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Труновой Л.А. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, Федерального закона N255-ФЗ расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, либо не подтверждённые документами в установленном порядке, в сумме 214 650,80 руб. к зачету не принимаются.
Учитывая, что расходы страхователя ИП Кононовой Е.П. на выплату заработной платы и пособия по беременности и родам в выписке из банка за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 не отражены, как отсутствуют расходы и в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за июль 2019 г. и август 2019 г. (доход при этом - 54855,44 руб.), выплата заявителем ИП Кононовой Е.П. пособия по беременности и родам в размере 214 650,80 руб. не является достаточным доказательством того, что у заявителя имелась производственная необходимость в приеме на работу работника Труновой Л.А., как и то, что у Кононовой Е.П. имелись необходимые средства для выплаты Труновой Л.А. заработной платы в установленном размере и что она выполняла возложенные на нее трудовые обязанности.
В период проверки заявитель не представил доказательства, подтверждающие осуществление Труновой Л.А. трудовых функций.
К наличию дополнительного соглашения к трудовому договору от 05.07.2019 как верно указывает суд следует относиться критически, поскольку оно не было представлено заявителем Фонду социального страхования РФ в ходе проверки.
Наличие в штатном расписании N 1 от 30.12.2018 одной штатной единицы, принятие на должность "специалист по размещению информации" Сидоренко Л.М. после того, как Трунова Л.А. оформила отпуск в связи с материнством, также указывает, что в данном случае заявителем создана искусственная должность для беременной сотрудницы в целях получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации в максимально возможном размере.
Фактические обстоятельства, перечисленные выше, в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия Труновой Л.А. на работу обоснованно расценены Фондом как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств Фонда.
Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования, в силу статьи 4 Закона N 165-ФЗ, является устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
В силу норм трудового законодательства организация вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Действующее законодательство РФ действительно не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость и приема на работу сотрудника. Страхователь вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, (качества и условий выполняемой работы).
Однако, учитывая то, что спор возник о правомерности предъявления к зачету расходов заявителя, произведенных в пользу застрахованного лица, разрешение его не может быть поставлено в зависимость только от наличия у директора организации полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 N 2901.
Оценка рациональности, эффективности и целесообразности расходов ИП Кононовой Е.Н. дается в рамках установления правовых оснований для возмещения за счет средств Фонда социального страхования расходов на пособие, связанных с материнством. При этом не выделение Фондом социального страхования средств социального страхования в полном объеме не является основанием для невыплаты заявителем начисленной им суммы пособия работнику в полном объеме из собственных средств.
Как ранее изложено, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165- ФЗ не принимаются Фондом социального страхования к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Установленные в рамках рассмотрения настоящего дела обстоятельства свидетельствуют о преднамеренном заключении с Труновой Л.А. трудового договора.
Учитывая изложенное, такие действия заявителя, правомерно квалифицированы Фондом как необоснованное возмещение денежных средств за счет Фонда социального страхования РФ.
Целью возмещения средств из Фонда социального страхования является компенсация реальной заработной платы застрахованных лиц - работников по трудовому договору.
Однако совокупность доказательств по настоящему делу подтверждает, что заявителем была искусственно создана ситуация приема на работу в период перед наступлением страхового случая и с единственной целью - получение возмещения за счет средств фонда социального страхования. Созданная искусственная схема не может являться основанием для возмещения указанных расходов заинтересованным лицом.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильном применении или нарушении судом норм права и необоснованности принятого им судебного акта, поэтому не является основание для его отмены.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.07.2020 по делу N А27-1492/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кононовой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1492/2020
Истец: Кононова Елена Николаевна
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 15
Третье лицо: ИФНС России по Центральному району г.Новокузнецка, Григорьева О М