5 октября 2020 г. |
А39-12456/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (431444, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, д.89; ОГРН 1171326003650, ИНН 1324002271)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2020 по делу N А39-12456/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (далее - ООО "Рузканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в невнесении изменений в техническое задание на разработку инвестиционной программы и несогласовании инвестиционной программы. Одновременно Общество просило суд обязать Администрацию устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство (далее - АО "Водоканал"), Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что оно выполнило все предусмотренные Правилами N 641 требования к содержанию инвестиционной программы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал отсутствие со своей стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Утверждение инвестиционных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и согласование инвестиционных программ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункты 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ).
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утверждённое органом местного самоуправления (часть 1 статьи 40 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона N 416-ФЗ инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до её утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учётом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (часть 10 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила N 641).
В соответствии с положениями пункта 6 Правил N 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Корректировка утверждённого технического задания и урегулирование разногласий, касающихся утверждённого технического задания, Правилами не предусмотрены.
Правила N 641 регулируют вопросы согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы (раздел IV), а также вопросы рассмотрения разногласий при согласовании и утверждении инвестиционных программ (раздел VI).
Так, в соответствии с положениями раздела IV Правил N 641 в случае, если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы (пункт 12).
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование.
Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом местного самоуправления поселения (городского округа) является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию.
Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, за исключением случая, указанного в пункте 17(2) настоящих Правил N 641.
Согласно пункту 13 Правил N 641 в случае отказа в согласовании проекта инвестиционной программы орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны указать причину отказа.
Регулируемая организация обязана в течение 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование соответственно в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо направить на подписание в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 7 дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации.
Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения от органа местного самоуправления поселения (городского округа) или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указанного протокола разногласий обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
В случае неполучения регулируемой организацией протокола разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа) или руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, протокол разногласий к проекту инвестиционной программы считается согласованным и проект инвестиционной программы может быть направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы без подписи руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа) или руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 14).
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 7 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование.
В случае повторного отказа в согласовании проекта инвестиционной программы её дальнейшее согласование осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12-15 настоящих Правил N 641 (пункт 15).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 641 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает проект инвестиционной программы и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости её доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы.
Основанием для отказа в утверждении проекта инвестиционной программы и направления её на доработку является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию (подпункт "б" пункта 17(1) Правил N 641).
Регулируемая организация имеет право обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о корректировке инвестиционной программы, в том числе на весь срок её действия, с учётом изменения условий деятельности регулируемой организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 416.
Инвестиционная программа корректируется на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы.
Уполномоченный орган местного самоуправления утверждает техническое задание на корректировку инвестиционной программы не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления регулируемой организации и не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения указанного технического задания направляет его в регулируемую организацию для разработки проекта корректировки инвестиционной программы (пункт 33 Правил N 641).
Корректировка инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12-26 настоящих Правил N 641 (пункт 34).
В соответствии с положениями раздела VI Правил N 641 в случае возникновения разногласий при согласовании и утверждении инвестиционной программы регулируемая организация вправе подать в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) заявление об урегулировании возникших разногласий (пункт 44).
Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, является обязательным для органов и организаций, указанных в пункте 50 настоящих Правил N 641, и подлежит исполнению в течение 1 месяца со дня его принятия, если в решении не указан иной срок (пункт 53).
Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, может быть обжаловано в установленном законом порядке (пункт 54 Правил N 641).
Установлено по делу, что постановлением Администрации от 28.08.2017 N 907 ООО "Рузканал", осуществляющее водоотведение в городском поселении Рузаевка, наделено статусом гарантирующей организации.
Постановлением Администрации от 28.02.2019 N 173 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по строительству, реконструкции и модернизации системы водоотведения городского поселения Рузаевка на 2020-2024 годы.
Письмом от 04.02.2019 N 46, то есть до принятия указанного выше решения об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы, регулируемая организация просила орган местного самоуправления внести указанные в письме изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы.
Письмом от 21.05.2019 N 179 регулируемая организация направила на согласование в Администрацию проект доработанной инвестиционной программы на 2020-2049 годы.
Письмом от 21.06.2019 N 2052 орган местного самоуправления отказал в согласовании проекта инвестиционной программы по тем основаниям, что инвестиционная программа не соответствует требованиям Правил N 641 и утвержденному техническому заданию.
Письмом от 01.07.2019 N 244 регулируемая организация посчитала отказ Администрации в согласовании проекта инвестиционной программы несостоятельным и надуманным, привела указанные в письме доводы, просила рассмотреть настоящее письмо как протокол разногласий к проекту инвестиционной программы и согласовать инвестиционную программу.
Письмом от 05.07.2019 N 2238 по результатам рассмотрения протокола разногласий Администрация повторно отказала в согласовании проекта инвестиционной программы по тем же самым основаниям, а также по тем основаниям, что проект инвестиционной программы, протокол разногласий направлен на подписание неуполномоченным представителем регулируемой организации.
Письмом от 24.07.2019 N 278 регулируемая организация направила на подписание протокол разногласий N 2 к проекту инвестиционной программы.
Письмом от 23.08.2019 N 2945 по результатам рассмотрения протокола разногласий Администрация повторно отказала в согласовании проекта инвестиционной программы по тем же самым основаниям и разъяснила заявителю право на обращение за согласованием проекта инвестиционной программы в орган исполнительной власти Республики Мордовия в области регулирования тарифов.
Письмом от 05.09.2019 N 363 ООО "Рузканал" направило на утверждение проект инвестиционной программы в Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия.
Письмом от 03.10.2019 N 03-369 Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия отказала в утверждении проекта инвестиционной программы и возвратила его на доработку в связи с несоответствием инвестиционной программы техническому заданию.
Постановлением Администрации от 29.11.2019 N 1021 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013-2027 годы.
Постановлением Администрации 28.02.2020 N 153 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по строительству, реконструкции и модернизации системы водоотведения городского поселения Рузаевка на 2021-2027 годы, а постановление органа местного самоуправления от 28.02.2019 N 173 признано утратившим силу.
В данном случае Общество в установленном законом порядке не оспорило постановление Администрации от 28.02.2019 N 173 об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы; корректировка утверждённого технического задания и урегулирование разногласий, касающихся утверждённого технического задания, Правилами не предусмотрены. Таким образом, требование заявителя о внесении изменений в техническое задание не имеет под собой правового основания.
Кроме того, указанный ненормативный правовой акт решение утратил силу.
По результатам рассмотрения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы Администрация отказала в согласовании проекта инвестиционной программы в связи с несоответствием инвестиционной программы техническому заданию.
При этом Общество не получило подписанный со стороны Администрации протокол разногласий, и, исходя из положений пункта 14 Правил N 641, проект инвестиционной программы мог быть направлен в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Мордовия на утверждение с протоколом разногласий без подписи руководителя (заместителя руководителя) администрации городского поселения.
ООО "Рузканал" реализовало указанное выше право на обращение в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Мордовия и получило решение об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы и направлении его на доработку в связи с несоответствием инвестиционной программы техническому заданию.
Данное решение уполномоченного органа также в установленном законом порядке не оспорено.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному итоговому выводу о том, что орган местного самоуправления не допустил незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным доводам не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2020 по делу N А39-12456/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2020 по делу N А39-12456/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-12456/2019
Истец: ООО "Рузаевское канализационное предприятие"
Ответчик: Администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Третье лицо: АО "Водоканал", Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия