г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А56-59487/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: Шишканов А.О. (доверенность от 11.12.2019)
от ответчика: Галкина Д.А. (доверенность от 22.10.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37689/2019) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2019 по делу N А56-59487/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое по заявлению ГУП " Водоканал Санкт-Петербурга " о признании недействительными действий, обязании, заинтересованное лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, ГУП, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент, заинтересованное лицо, Росприроднадзор) с заявлением об оспаривании невозврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 29 127 534 руб. 87 коп., об обязании Департамента возвратить указанные денежные средства.
Решением от 10.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой об его отмене, указав на предоставление неполного комплекта документов для положительного разрешения вопроса о возврате излишне оплаченных денежных средств.
В судебном заседании представитель Департамента доводы жалобы поддержал, представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Предприятие 21.02.2019 обратилось в Департамент с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 29 127 534,87 руб.
В ответ на него заявителем получено письмо Департамента от 27.03.2019 N 04-28/2887, в котором указано на невозможность рассмотрения обращения в связи с некорректно сформированной Предприятием декларацией по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2017 год, что не позволяет Департаменту выгрузить данные по исчисленной плате за негативное воздействие.
Предприятие не согласилось с действиями Департамента и обратилось с в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ; сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов.
В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (пункт 3). Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5).
Как предусмотрено статьей 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1). Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату (пункт 2). Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 N 913 утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2016), а постановлением от 03.03.2017 N 255 - Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016; далее - Правила N 255).
Согласно пункту 35 Правил N 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
Согласно пункту 36 Правил N 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Предприятием была произведена фактическая уплата платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 199 467 809 руб. 46 коп. Фактическая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисляемая на основании данных производственного экологического контроля за 2017 год, в соответствии с представленными декларациями составляет 170 340 274 руб. 59 коп., а разница, подлежащая возврату, равна 29 127 534 руб. 87 коп. Разница сложилась в связи с внесением платежей авансовым методом.
Декларация за 2017 год представлена Предприятием 06.03.2018 в форме электронного документа, загружена и принята в ФГИС Росприроднадзора (ПТК Госконтроль), о чем свидетельствует запись в личном кабинете природопользователя. Таким образом, 06.03.2018 служба технической поддержки ФГИС Росприроднадзора не выявила ошибок, на наличие которых впоследствии сослался Департамент. Установленный срок проверки декларации за 2017 год истек 06.12.2018. Информация о том, что декларация не принята, была опубликована в личном кабинете Предприятия только 26.02.2019, то есть уже после того как Природопользователь обратился в Департамент с заявлением о возврате.
На сайте Минприроды России размещена Информация "О плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении твердых коммунальных отходов", в которой отражена позиция ведомства по поводу возврата переплат: "Пунктом 36 Правил N 255 предусмотрено, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления. В связи с чем, лица, внесшие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плату, вправе возвратить излишне уплаченную сумму платы или зачесть ее в счет будущего периода. Решения о зачете (возврате) принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 48 Правил N 255)".
Пунктом 37 Правил основания для продления срока проверки декларации не предусмотрены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, установив, что Департамент неправомерно не рассмотрел заявление Предприятия о возврате переплаты в установленный срок, тем самым нарушив пункт 36 Правил N 255.
Из пояснений представителей сторон, данных в судебном заседании, апелляционным судом установлено, что Департамент ссылается на невозможность проверки данных, заявленных в декларации за 2017, протокольным определением от 19.02.2020 апелляционный суд предложил Предприятию представить департаменту корректную декларацию за 2017 год, Департаменту произвести проверку корректной декларации 2017.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, стороны произвели сверку расчетов, представили дополнения и пояснения относительно размера подлежащих возврату денежных средств.
Департамент представил расчет, в котором согласился с требованиями в части 25096049 руб., указав, что в отсутствии лимитов на размещение отходов Предприятие ошибочно начислило плату без применения пятикратного коэффициента по площадкам (ЦАС, ЮЗОС). По отходам пятого класса опасности "опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные" применена пониженная ставка платы. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" ставка платы для отходов прирабатывающей промышленности 5-го класса составляет 40,1 руб.
Между тем Предприятием в материалы дела представлены действовавшие в 2017 году документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по объекту ЦСА N 26-30582-0-12/17 со сроком действия 10.12.12 - 09.12.2017, N 26-5740-0-17/22 со сроком действия 21.11.2017 -20.11.2022, а также по объекту ЮЗОС Х226-8890-0-14/19 со сроком действия 10.04.2014 -09.04,2019 (далее - разрешения).
В данных разрешениях среди перечня отходов четвертого класса опасности указаны отходы (осадки) при механической очистке и биологической очистке сточных вод по коду 94300000 00 00 0: отбросы с механизированных решеток D=60-100mm, а также отбросы с механизированных решеток D=4-20m. Их наименование и код приведены в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786 (далее - ФККО-2002), который действовал на момент выдачи разрешений.
Департамент исходит из того, что в момент издания приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО-2014) действие разрешений, выданных на отходы со ссылкой на ФККО-2002, отменяется, а природопользователь обязан получить новое разрешение. Исходя из этого размещение отходов Предприятием было признано осуществленным в отсутствии установленных лимитов, вследствие чего применен пятикратный повышающий коэффициент.
Между тем такой подход Департамента противоречит нормам законодательства.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Предприятие разрабатывает проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными приказом Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014гN 349.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов природопользования Предприятия утверждаются Приказом Департамента Росприроднадзора.
В соответствии с п. 14 "Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Приказ N 50) переоформление документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение происходит только в случае изменения сведений, индивидуализирующих природопользователя (наименование, организационно-правовая форма либо его места нахождения), а также в случае изменения объекта размещения отходов. Указанные обстоятельства применительно к Предприятию не установлены. Таким образом, требование произвести переоформление разрешений не соответствует закону.
Указанная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями Минприроды России (письма от 17.03.2014 N 05-12-44/5164 и от 30.07.2014 N 05-12-44/16059) о том, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, выданные до выхода ФККО-2014, не требуют их переоформления до истечения указанного в них срока действия.
Подлежат отклонению также и доводы Управления о том, что Предприятие не доказало соответствие отходов, указанных в разрешениях, и тех, которые оно размещало.
Природопользователем в материалы дела представлены паспорта отходов от 20.03.2011 по коду 94300000 00 00 0 на отходы (осадки) при механической очистке и биологической очистке сточных вод: отбросы с механизированных решеток D=60-100 мм, а также отбросы с механизированных решеток D=4-20m, а также паспорт, составленный в 2014 году на отход по коду 7 22 101 01 71 4 Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный, образованный в процессе грубой механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.
Согласно п.8 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 паспорт на отходы действует бессрочно.
Код 722 101 01 71 4 является соответствующим кодом к классификатору ФККО-2002, так как диаметр решеток не влияет на компонентный состав отхода.
В соответствии с требованиями Приказа N 50 технические отчеты по обращению с отходами в 2017 году Предприятие представляло в Департамент Росприроднадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Департамент Росприроднадзора не уведомляло Предприятие о приостановлении действия документов НООЛР на 2017 г.
В связи с выходом приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО-2014) Предприятие провело инвентаризацию отходов и разработало в установленном порядке, а также направило в Департамент Росприроднадзора паспорта на отходы, включенные в ФККО-2014, и материалы обоснования отходов (в том числе технологических отходов), не включенных в ФККО-2014.
Технологические отходы были включены в ФККО-2014 только в конце второго квартала 2016 года (Приказ Минприроды России от 3 июня 2016 г. N 311).
Предприятие ежегодно предоставляло в Департамент Росприроднадзора технические отчеты об обращении с отходами, в которых указывалась информация о подтверждении заявленных в разрешения видах отходов, классов опасности и количестве отходов.
Начиная с 2014 года информация о кодах, классах и наименованиях отходов представлялась как по указанным в разрешении данным, так и по ФККО-2014. Департамент Росприроднадзора в период с 2014 по 2017 год принимал такие технические отчеты.
Таким образов, в условиях, когда природопользователем лимиты на размещение отходов не превышались, применение к нему пятикратного повышающего коэффициента неправомерно.
Указанные обстоятельства ответчиком не документально не опровергнуты.
Вместе с тем Предприятие согласилось с Департаментом в части применения неправильной ставки для отходов перерабатывающей промышленности 5-го класса, признав, что сумма нарушений составляет 100 руб. 77 коп., что на 57 руб. 30 коп. больше внесенной.
Кроме того, истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил о частичном отказе от заявленных требований на сумму 12,26 руб., что составляет плату за выбросы в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах, решение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2019 по делу N А56-59487/2019 изменить.
Принять отказ от иска в части взыскания 12 р. 26 коп.
В указанной части решение отменить и производство по делу прекратить.
Признать недействительным невозвращение государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 29 127 465 руб. 31 коп., изложенное в письме от 27.03.2019 N 04-28/2887.
Обязать Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в течение 3-х месяцев с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу осуществить действия по возвращению государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 29 127 465 руб. 31 коп.
Взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59487/2019
Истец: ГУП " Водоканал Сканкт-Петербурга "
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу