г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А42-12219/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчиков: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24120/2020) муниципального учреждения Ковдорского района "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2020 по делу N А42-12219/2019, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал"
к 1. муниципальному образованию Ковдорский район Мурманской области в лице Администрации Ковдорского района;
2. муниципальному учреждению Ковдорского района "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному образованию Ковдорский район Мурманской области в лице Администрации Ковдорского района (далее - Администрация) о взыскании 1 650 194 руб. 69 коп. основного долга и 205 084 руб. 40 коп. пеней.
Определением от 16.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение Ковдорского района "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района" (далее - Учреждение). Определением от 12.03.2020 Учреждение привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика, исключено из состава третьих лиц.
Решением от 27.07.2020 с Учреждения в пользу Администрации взыскано 1 650 194 руб. 69 коп. основного долга и 205 084 руб. 40 коп. пеней, в иске к Администрации отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в иске к Учреждению отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства. Формирование проекта решения о бюджете относится к полномочиям Администрации, Администрация осуществляет полномочия собственника муниципального жилищного фонда в рамках реализации вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Никаких гражданско-правовых сделок между истцом и Учреждением в отношении содержания муниципальных жилых помещений не заключалось, неосновательного обогащения не возникло. Надлежащим ответчиком является Администрация, привлечение Учреждения в качестве соответчика необоснованно.
Представители истца и ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, поскольку они извещены надлежащим образом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунальных ресурсов: отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение в многоквартирные жилые дома, расположенных на территории г. Ковдор.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что в период с апреля 2018 года по август 2019 года он осуществлял поставку коммунальных ресурсов в жилые помещения, принадлежащие муниципальному образованию Ковдорского района Мурманской области.
Главе Ковдорского района Мурманской области Общество направило претензию от 15.10.2019 исх. N 3245, которой сообщило о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг по 101-му жилому помещению и предлагало погасить задолженность в течение 7 дней с момента получения претензии.
Письмом от 23.10.2019 исх. N 02-27/4004 истцу сообщено, что Администрация не может удовлетворить требования претензии и предложено применить меры по взысканию непосредственно с нанимателей жилых помещений.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиками обязательств истец начислил пени и обратился в суд с настоящим иском к ответчикам.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Таким образом, в отсутствие договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов и в отсутствие заключенных в установленном порядке договоров найма жилого помещения (обратное не доказано) на собственнике жилого помещения лежит обязанность по оплате стоимости фактически поставленных коммунальных ресурсов.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В данном случае спор возник, в том числе, и по вопросу, какое лицо от имени собственника должно нести расходы по оплате поставленных коммунальных ресурсов в спорные жилые помещения.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В материалы дела представлен Устав Муниципального учреждения Ковдорского района "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района", утвержденный постановлением Администрации Муниципального образования Ковдорский район от 20.11.2012 N 733 (далее - Устав) (том 3, л.д. 27-35).
Согласно пункту 1.1. Устава Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района (далее - УЖКХ) является муниципальным казенным учреждением, согласно пункту 1.5. - УЖКХ является некоммерческой организацией, созданной в целях выполнения и оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в жилищно-коммунальной сфере для нужд муниципального образования Ковдорский район.
В пункте 1.8. Устава определено, что УЖКХ в соответствии с законодательством Российской Федерации УЖКХ может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) разъяснено, что судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Факт поставки коммунальных ресурсов в спорные жилые помещения, просрочки оплаты за отпущенные коммунальные ресурсы подтверждается материалами дела, ответчиками не оспаривается.
Доказательств оплаты задолженности не представлено.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что Администрация осуществляет полномочия собственника муниципального жилищного фонда в рамках реализации вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на отсутствие договорных отношений между истцом и Учреждением, полагает, что ответчиком по иску должна выступать Администрация как собственник спорных помещений.
Данный довод отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 2.2. Устава УЖКХ исполняет следующую муниципальную функцию - от имени органов местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район исполняет полномочия собственника (наймодателя) муниципальных жилых помещений, заключает договоры найма, социального найма жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования Ковдорский район.
Учреждение наделено учредителем - муниципальным образованием Ковдорский район - полномочиями собственника, в связи с этим суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, изложенными в Постановлении 13, положений Устава, пришел к обоснованному выводу, что лицом, обязанным оплачивать поставленные в незаселенные жилые помещения коммунальные ресурсы, является Учреждение в силу возложенных на него полномочий.
Указание в апелляционной жалобе на то, что решением Совета депутатов Ковдорского района от 29.03.2018 N 26 были внесены изменения в решение Совета депутатов Ковдорского района от 26.12.2017 N 45 "О бюджете муниципального образования Ковдорский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", которым Учреждение исключено из числа главных распорядителей бюджетных средств в ведомственной структуре с присвоением бюджетных полномочий получателя бюджетных средств, не является основанием для освобождения Учреждения нести соответствующие расходы, поскольку исполнение возложенных Уставом полномочий как собственника помещений не обусловлено наличием у Учреждения статуса главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 6. Устава финансовое обеспечение деятельности УЖКХ осуществляется за счет средств местного бюджета согласно утверждаемой смете.
Довод об отсутствии договорных отношений между истцом и Учреждением отклонен апелляционным судом, поскольку соответствующие обязанности на Учреждения в данном случае возложены законом и Уставом.
Ссылки ответчика на решения Совета депутатов Ковдорского района от 19.12.2019 N 105, от 26.03.2020 N 21 не имеют правового значения, поскольку данные решения приняты после спорного периода.
Произведенный истцом на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации расчет неустойки проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, ответчиками документально не опровергнут.
Коллегия судей пришла к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2020 по делу N А42-12219/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-12219/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОВОДОКАНАЛ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОВДОРСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, КОВДОРСКОГО РАЙОНА "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КОВДОРСКОГО РАЙОНА"
Третье лицо: КОВДОРСКОГО РАЙОНА "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КОВДОРСКОГО РАЙОНА"