г. Киров |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А29-2737/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Инта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2020 по делу N А29-2737/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Южный" (ОГРН 1131104000070; ИНН 1104013334)
к муниципальному образованию городского округа "Инта" в лице администрации муниципального образования городского округа "Инта" (ОГРН 1021100859438; ИНН 1104008366)
о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южный" (далее - истец, ООО "Южный", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Инта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Инта" (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 765 155 рублей 52 копеек задолженности по оплате выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов N N 2, 4, 6, 8, 10, 12 по ул. Южная в г.Инте Республики Коми в части пустующих помещений, находящихся в муниципальной собственности, за период с 01.05.2017 по 31.10.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2020 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана указанная сумма задолженности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить резолютивную часть решения суда, указав на взыскание задолженности с МО ГО "Инта" в лице Администрации за счет казны МО ГО "Инта", и принять новый судебный акт.
Администрация в жалобе указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Балансодержателем всего муниципального жилого и нежилого фонда является казна МО ГО "Инта", все расходы на оплату коммунальных услуг осуществляются за счет средств казны муниципального образования. В обоснование доводов ответчик приводит Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
ООО "Южный" отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.09.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.09.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Общества в арбитражный суд послужило отсутствие за период с 01.05.2017 по 31.10.2018 со стороны собственника пустующих помещений - МО ГО "Инта" оплаты выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов N N 2, 4, 6, 8, 10, 12 по ул. Южная г.Инта Республики Коми, где истец в соответствии с протоколами общего собрания собственников помещений осуществляет функции управляющей организации (л.д.19-23). Исковые требования основаны на положениях статей 125, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 37, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Суд первой инстанции взыскал с Администрации МО ГО "Инта" в пользу Общества 765 155 рублей 52 копейки задолженности.
Из текста апелляционной жалобы ответчика следует, что Администрация выражает несогласие с решением арбитражного суда первой инстанции только применительно к резолютивной части решения, указывает, что спорная задолженность подлежит взысканию с МО ГО "Инта" в лице Администрации МО ГО "Инта" за счет казны муниципального образования.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом того, что от истца не поступило возражений относительно проверки решения только в обжалуемой ответчиком части, решение арбитражного суда первой инстанции проверяется судебной коллегией только в части заявленной подателем апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Уставом муниципального образования городского округа "Инта" (принят решением Совета МО ГО "Инта" от 12.05.2007 N I-3/6) установлено, что Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Инта" (часть 2 статьи 37).
Согласно части 1 статьи 39 Устава к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью отнесено управление муниципальной собственностью городского округа; учет муниципального имущества, составляющего муниципальную казну городского округа (подпункты "а", и "ж" пункта 7). Кроме того, к полномочиям администрации городского округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесено осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией муниципального жилищного фонда; в сфере жилищных отношений - организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; учет и распределение муниципального жилищного фонда (подпункт "б" пункта 10, подпункты "а" и "г" пункта 12).
Решение Совета МО ГО "Инта" от 19.10.2007 N I-8/83 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Положение N I-8/83). При этом действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с управлением (распоряжением) муниципальным жилищным фондом. Порядок управления таким видом имущества устанавливается соответствующими муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством и Уставом муниципального образования городского округа "Инта" (пункт 1.1).
Согласно подпункту 4.2.1 пункта 4.2 раздела 4 Положения N I-8/83 Администрация МО ГО "Инта" осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, устанавливаемом законодательством, решениями Совета МО ГО "Инта" и настоящим Положением.
В силу подпункта 4.2.12, 4.2.13 пункта 4.2 раздела 4 Положений N I-8/83 Администрация МО ГО "Инта" также обеспечивает защиту муниципального образования городского округа "Инта" в судебных органах; выступает в договорных отношениях по управлению муниципальным имуществом.
Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом муниципального образования городского округа "Инта" утверждено решением Совета МО ГО "Инта" от 10.06.2014 N II-31/2.
В соответствии с пунктом 1.4 данного Положения от имени МО ГО "Инта" права собственника в пределах предоставленных полномочий осуществляет администрация МО ГО "Инта".
Администрация МО ГО "Инта" от имени МО ГО "Инта" приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности (подпункт 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Положения N II-31/2).
Как следует из материалов настоящего дела, в исковой период Общество осуществляло функции управляющей организации в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам, где расположены принадлежащие МО ГО "Инта" жилые помещения.
Таким образом, бремя содержания жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, несет муниципальное образование в лице уполномоченного органа, которое и обязано в данном случае оплатить оказанные истцом услуги.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" даны следующие разъяснения. Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
В пункте 19 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Как усматривается из материалов дела, удовлетворенное судом первой инстанции имущественное требование истца возникло вследствие ненадлежащего исполнения собственником гражданско-правового обязательства по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. Следовательно, взыскание такой задолженности должно производиться не за счет казны муниципального образования, а непосредственно с соответствующего казенного учреждения, которому переданы полномочия по содержанию этого имущества, за счет средств бюджета публично-правового образования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал Администрацию, имеющую статус казенного учреждения, осуществляющую свою деятельность за счет средств МО ГО "Инта" и обеспечивающую исполнение денежных обязательств, надлежащим ответчиком по делу.
Оснований для иных выводов, вопреки позиции подателя жалобы, в настоящем случае не усматривается. Указание суда в резолютивной части решения на взыскание спорной задолженности с Администрации МО ГО "Инта" соответствует изложенным выше разъяснениям.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2020 по делу N А29-2737/2020 в обжалуемой части является законным, оснований для удовлетворения жалобы ответчика у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2020 по делу N А29-2737/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Инта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2737/2020
Истец: ООО "Южный"
Ответчик: МО ГО ИНТА В ЛИЦЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ИНТА"
Третье лицо: ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республике Коми