г. Москва |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А41-104920/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского общества Автогаражное общество "Никольско-Архангельское N 1" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2020 по делу N А41-104920/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
Потребительского общества Автогаражное общество "Никольско-Архангельское N 1": Попов А.Н. (по доверенности от 11.03.2019);
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Балашихе Московской области: Сергиенко М.В. (по доверенности N 02-23/0185 от 06.02.2020);
Управления Федеральной налоговой службы по Московской области:
Ковалева Е.В. (по доверенности N 06-18/000248 от 09.01.2020).
Потребительское общество Автогаражное общество "Никольско-Архангельское N 1" (далее - ПО АГО "Никольско-Архангельское N 1", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Балашихе Московской области (далее - ИФНС, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо), Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - УФНС, управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения инспекции от 11.09.2018 N 19087 и решения управления от 14.11.2018 N 07-12/117632@.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что судом первой инстанции не учтено полное вхождение земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:14 в земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:35. Считает, что поскольку объект налогообложения не может быть установлен, а именно невозможно определить характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:14, то отсутствуют основания для начисления налога. Указывает, что поскольку гаражный кооператив фактически располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:35, находящегося в собственности Российской Федерации, судебный акт по настоящему делу влияет на права и законные интересы Территориального управления Росимущества в Московской области, которое не привлечено к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены решения суда.
От заинтересованных лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2017 год.
По результатам проведенной проверки инспекцией вынесено решение от 11.09.2018 N 19087 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 97 757 руб. 10 коп., обществу доначислен налог в сумме 651 714 руб., начислены соответствующие пени в сумме 69 909 руб. 73 коп.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило исчисление заявителем в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:14 суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 0 руб.
Заявитель указывает, что согласно государственному акту МО-15-2 N 000155 на право бессрочного (постоянного) пользования землей обществу решением от 01.09.1994 N 204 предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 1,6663 гектаров земель для размещения гаражей. Территория общества располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:35.
Общество утверждает, что обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.06.2017 N 50-0-1-325/4006/2017-4012 земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:14 (далее - участок) имеет статус ранее учтенного с неустановленными границами в соответствии с требованиями земельного законодательства, отсутствуют сведения о передаче участка в бессрочное пользование и о наличии правообладателя. На публичной кадастровой карте Росреестра участок отсутствует, в связи с чем заявитель не может зарегистрировать свои права в соответствии с законодательством и не является плательщиком земельного налога в отношении указанного объекта недвижимости.
Не согласившись с выводами налогового органа, общество обратилось с апелляционной жалобой на решение от 11.09.2018 N 19087 в УФНС, по итогам рассмотрения которой было принято решение от 14.11.2018 N 07-12/117632@ об оставлении апелляционной жалобы заявителя без удовлетворения.
В связи с вышеизложенным общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно указал на то, что на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
Аналогичный вывод содержится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2015 N 03-05-06-02/69828.
Кроме того, как следует из постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-92397/18, в материалы указанного дела была представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка заявителя с кадастровым номером 50:15:0020109:14 от 23.07.2018, в которой в разделе "Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости" в качестве правообладателя земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования является ПО АГО "Никольско-Архангельское N 1".
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества, с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Статус участка как ранее учтенного предполагает, что он существовал как объект гражданских прав ранее, и изначально при постановке на государственный кадастровый учет участка должны были быть определены границы земельного участка.
Согласно пункту 9 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, действовавшего до 01.01.2017, сведения о ранее учтенных земельных участках в реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.
Следовательно, орган кадастрового учета обязан включать сведения о ранее учтенном участке в государственный кадастр недвижимости, при этом включение сведений в государственный кадастр недвижимости означает в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, указание следующих уникальных характеристик объекта недвижимости:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
- площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Ввиду изложенного довод подателя жалобы о том, что объект налогообложения не имеет установленных границ, не может быть признан обоснованным, так как указанное не означает отсутствие такого объекта.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:14 входит в земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:35, на что также ссылается податель жалобы, не свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на участок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Налоговый орган при расчете налоговых обязательств верно руководствовался сведениями, представленными межмуниципальным отделом по г. Балашихе и г. Реутов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (письмо от 21.07.2017 N 50-15-10-1256/17). Согласно представленным сведениям земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:14 включен в государственный кадастр недвижимости на основании государственного акта от 12.09.1994 МО-15-2 N 000155, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, правообладателем является общество, вид права - постоянное (бессрочное) пользование, граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кроме того, исходя из представленных в налоговый орган деклараций по земельному налогу за 2013-2019 годы, общество декларирует земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020109:14. В период 2013-2015 годы общество по данному земельному участку исчислило и уплатило самостоятельно земельный налог.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Согласно декларации заявителя налоговая база земельного участка с кадастровым номером 50:15:0020109:14 и налоговая ставка в отношении данного земельного участка составили 0 руб.
При проведении камеральной налоговой проверки инспекцией было установлено, что кадастровая стоимость участка составляет 86 895 165 руб. (приложение N 1 (результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области - г. о. Балашиха (N п/п 2693)) к распоряжению Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области").
Налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для размещения индивидуальных или коллективных гаражей, предназначенных для хранения индивидуального автотранспорта, используемого исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, установлена в размере 0,75 процента (пункт 5.2 Решения Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 10.06.2015 N 02/03 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Балашиха").
Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет обществом за 2017 год, составила 651 714 руб. (86 895 165 рублей х 0,75 процента).
При таких обстоятельствах, решение ИФНС России по г. Балашихе от 11.09.2018 N 19087 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 97 757 руб. 10 коп., обществу доначислен налог в сумме 651 714 руб., начислены соответствующие пени в сумме 69 909 руб. 73 коп, является законным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, непривлечение судом первой инстанции к участию в споре ТУ Росимущества в Московской области не свидетельствует о том, что обжалуемое решение вынесено о правах данного органа. Общество в апелляционной жалобе не указывает, каким образом судебный акт по настоящему делу влияет на права и законные интересы ТУ Росимущества в Московской области.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2020 по делу N А41-104920/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Потребительского общества Автогаражное общество "Никольско-Архангельское N 1" - без удовлетворения.
Возвратить Потребительскому обществу Автогаражное общество "Никольско-Архангельское N 1" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 40 от 04.08.2020 государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-104920/2018
Истец: ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО АВТОГАРАЖНОЕ ОБЩЕСТВО "НИКОЛЬСКО-АРХАНГЕЛЬСКОЕ N 1"
Ответчик: ИФНС по г. Балашихе МО
Третье лицо: ИФНС по г. Балашихе МО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МО