Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2020 г. N Ф08-10881/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2020 г. |
дело N А32-14647/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И., судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муштатовой А.А.
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Боровкова Г.В. по доверенности от 10.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2020 по делу N А32-14647/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выбор-С" (ИНН 2315085509, ОГРН 1022302388745)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Выбор-С" (далее - ООО "Выбор-С", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений от 18.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8587, N 23/021/002/801/2018-8589, от 19.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8542, N 23/021/002/801/2018-8582, N 23/021/002/801/2018-8549, от 21.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8540, N 23/021/002/801/2018-8586, от 22.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8588, N 23/021/002/801/2018-8539, N 23/021/002/801/2018-8593, N 23/021/002/801/2018-8547, N 23/021/002/801/2018-8541, N 23/021/002/80 1/2018-8544, N 23/021/002/801/2018-8543, N 23/021/002/801/2018-8591, от 23.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8584 об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: сушильные камеры - площадь застройки 94,0 кв.м., компрессор с генератором - площадь застройки 42,2 кв.м., котельная - площадь застройки 68,5 кв.м., весы - площадь застройки 65,3 кв.м., РБУ - площадь застройки 188,0 кв.м., насосная - площадь застройки 7,6 кв.м., резервуар для воды - площадь застройки 38,2 кв.м., трансформаторная подстанция - площадь застройки 45,9 кв.м., трансформаторная подстанция - площадь застройки 56,4 кв.м., проходная - площадь застройки 42,9 кв.м., проходная - площадь застройки 37,2 кв.м., открытые склады для хранения инертных материалов (щебень, песок) - площадь застройки 745,0 кв.м., 1 123,4 кв.м., 1 825,4 кв.м., 42,3 кв.м., 44,5 кв.м., 597,5 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0107002:151 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, с. Цемдолина, ул. Промышленная, 5; обязании управления произвести государственную регистрацию права собственности заявителя на указанные объекты недвижимости на основании заявлений: N 23/021/002/801/2018-8587, N 23/021/002/801/2018-8589, N 23/021/002/801/2018-8542, N 23/021/002/801/2018-8582, N 23/021/002/801/2018-8549, N 23/021/002/80 1/2018-8540, N 23/021/002/801/2018-8586, N 23/021/002/801/2018-8588, N 23/021/002/801/2018-8539, N 23/021/002/801/2018-8593, N 23/021/002/801/2018-8547, N 23/021/002/801/2018-8541, N 23/021/002/801/2018-8544, N 23/021/00 2/801/2018-8543, N 23/021/002/801/2018-8591, N 23/021/002/80 1/2018-8584.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2020 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что спорные объекты являются объектами капитального строительства вспомогательного использования и не могут эксплуатироваться отдельно от основного объекта недвижимого имущества - литер К, К1, к, к1 (административный корпус и производственный цех), выполняют технологическую, целевую, эксплуатационную функцию и расположены на одном земельном участке. Поскольку спорные сооружения являются объектами вспомогательного назначения, необходимость получения обществом разрешения на их строительство и ввод в эксплуатацию отсутствует.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 11.08.2020 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что материалами дела не подтверждено наличие предусмотренных статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания решений управления незаконными. Представленная заявителем проектная документация на спорные объекты не содержит сведений о том, что данные объекты являются объектами вспомогательного использования. Техническое заключение БТИ от 08.04.2019 не может являться надлежащим доказательством позиции заявителя, поскольку выполнено на основании визуального осмотра, оценки уровня ответственности сооружений не производилось, заключение не содержит обоснование отнесения спорных объектов к объектам вспомогательного использования. Объекты - склады, весы, котельная не являются объектами недвижимости.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "Выбор-С" указывает, что спорные объекты являются объектами капитального строительства вспомогательного использования, для возведения которых не требуется получение разрешения на строительство. На основании аналогичного пакета документов зарегистрировано права собственности на идентичные вспомогательные объекты производственной базы в г. Курганинске. Заявителем в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, основания для отказа в регистрации права собственности на спорные объекты у управления отсутствовали.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания считается уведомленным надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя управления в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Выбор-С" обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0107002:151 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, с. Цемдолина, ул. Промышленная, 5.
Решениями управления N 23/021/002/801/2018-8588, N 23/021/002/801/2018-8540, N 23/021/002/801/2018-8586, N 23/021/002/801/2018-8539, N 23/021/002/80 1/2018-8544, N 23/021/002/801/2018-8591, N 23/021/002/801/2018-8547, N 23/021/002/80 1/2018-8582, N 23/021/002/801/2018-8549, N 23/021/002/801/2018-8542, N 23/021/002/801/2018-8584 осуществление постановки на кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации - в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Решениями управления N 23/021/002/801/2018-8541, N 23/021/002/801/2018-8543, N 23/021/002/801/2018-8589, N 23/021/002/801/2018-8587, N 23/021/002/80 1/2018-8593 по объектам открытые склады для хранения инертных материалов, весы, котельная, осуществление регистрации кадастрового учета и государственной регистрации права приостановлено на основании пункта 19 части 1 статьи 26 Закона о регистрации - в связи с тем, что объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку основания для приостановления регистрации заявителем не устранены, управлениям в соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ приняты решения: от 18.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8587, N 23/021/002/801/2018-8589, от 19.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8542, N 23/021/002/801/2018-8582, N 23/021/00 2/801/2018-8549, от 21.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8540, N 23/021/002/801/2018-8586, от 22.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8588, N 23/021/002/801/2018-8539, N 23/021/002/801/2018-8593, N 23/021/002/801/2018-8547, N 23/021/002/801/2018-8541, N 23/021/002/801/2018-8544, N 23/021/002/80 1/2018-8543, N 23/021/002/80 1/2018-8591, от 23.10.2019 N 23/021/002/801/2018-8584 об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, с. Цемдолина, ул. Промышленная, 5.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявителя на вышеназванные объекты послужило непредставление разрешений на ввод в эксплуатацию объектов в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в отношении объектов - склады, весы и котельная то обстоятельство, что объекты не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, не являются объектами недвижимости.
Полагая, что отказ в регистрации прав на вышеназванные объекты является незаконным, ООО "Выбор-С" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия указанных актов закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу судебная коллегия находит доказанным.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (пункт 6); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
По правилам части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 40 Закона N 218-ФЗ, в силу части 10 которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что основанием для отказа ООО "Выбор-С" в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, с. Цемдолина, ул. Промышленная, 5, послужило непредставление заявителем разрешений на ввод в эксплуатацию данных объектов в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в отношении объектов - склады, весы и котельная то обстоятельство, что объекты не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, не являются объектами недвижимости.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Указанным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствуют утвержденные Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113 и адресованные органам, осуществляющим государственную регистрацию прав, Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества. В частности, подпунктом 2 пункта 12 названных Методических рекомендаций предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Из совокупного анализа названных норм права следует, что под объектом вспомогательного использования следует понимать здания, сооружения, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществления строительства объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Материалами дела подтверждается, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:47:0107002:151, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения промышленных объектов (зона П-5), и собственником основного строения литер К, К1, к, к1, кадастровый номер 23:47:0107002:525, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, с. Цемдолина, ул. Промышленная, 5, (свидетельство о государственной регистрации права от 22.07.2014 серии 23-АМ 607506; свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2005 серии 23-АА 310759). На данном земельном участке расположена производственная база по изготовлению тротуарной плитки и элементов благоустройства. В здании литер К, К1, к, к1 расположены административный корпус и производственный цех, в котором происходят основные технологические процессы.
В 2018 году заявителем были разработаны проекты на вспомогательные объекты - сооружения, необходимые для производства: сушильные камеры, компрессор с генератором, котельная, бункер опилочный, РБУ, весы, насосная, шламоотстойник, резервуар для воды, 2 трансформаторные подстанции, пожарный бассейн, 2 проходные, открытые склады для хранения инертных материалов (щебень, песок), ограждения по периметру земельного участка (забор).
После разработки указанных проектов общество обратилось за разъяснениями в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск с заявлением о разъяснении необходимости получения разрешения на строительство указанных объектов.
В письме от 28.08.2018 N 0203-1.3-1845/18 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск разъяснило заявителю, что получение разрешения на строительство строений и сооружений вспомогательного использования не требуется.
Из представленной в материалы дела проектной документации на спорные объекты следует, что строительство объектов осуществлялось в рамках реконструкции производственной базы по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский район, с. Цемдолина, ул. Промышленная, 5.
В письме от 29.01.2019 N 02.03-1.3-285/19 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск разъяснило заявителю, что спорные объекты относятся к вспомогательным объектам к производственной базе (нежилое здание с кадастровым номером 23:47:0107002:252 площадью 3 745 кв.м), в связи с чем, в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется.
Аналогичные разъяснения даны заявителю в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск от 16.09.2019 N 02.03-1.3-5359/19.
Согласно техническому заключению от 08.04.2019 по определению принадлежности строений и сооружений, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Промышленная, N 5, выданному отделом ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по г. Новороссийску, указанные объекты являются строениями и сооружениями капитального строительства вспомогательного использования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что техническое заключение БТИ от 08.04.2019 не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку не содержит обоснование отнесения спорных объектов к объектам вспомогательного использования, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из заключения от 08.04.2019 следует, что выводы специалиста основаны на анализе правоустанавливающих документов, учетно-технической документации, натурном обмере и осмотре строений. В заключении приведены основные технические показатели и параметры спорных сооружений, учитываемые специалистом при составлении заключения.
Указанное заключение в силу положений пункта 1 статьи 64, статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признано арбитражным судом первой инстанции надлежащим доказательством по делу. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Доводы управления о том, что склады, весы и котельная не являются объектами недвижимости, права на которые подлежат регистрации, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 17085/12, от 26.01.2010 N 11052/09, от 17.01.2012 N 4777/08, от 24.09.2013 N 1160/2013, определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2016 по делу N 304-КГ16-761, если объекты, хотя и прочно связанные с землей, не имеют самостоятельного функционального назначения и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, данные объекты не являются самостоятельными объектами гражданских прав.
Из приведенных выше норм права и разъяснений следует, что для признания объекта недвижимой вещью и самостоятельным объектом гражданских прав, подлежащим вводу в эксплуатацию посредством регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, необходимо установить не только факт невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, но и наличие у него самостоятельного функционального назначения.
В техническом заключении ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" от 08.04.2019 имеется вывод о том, что спорные сооружения являются недвижимыми, имеют неразрывную связи с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Доказательств обратного управлением в материалы настоящего дела не представлено.
Кроме того, каждый объект имеет самостоятельное функциональное значение и участвует в производственном процессе в соответствии с таким назначением.
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается, что спорные объекты относятся к вспомогательным объектам недвижимости, для строительство которых в соответствии с нормами действующего законодательства получение разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию не требуется, что согласуется с пунктами 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, основания для отказа в постановке на кадастровый учет и регистрации прав заявителя на спорные объекты у управления отсутствовали.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2020 по делу N А32-14647/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14647/2020
Истец: ООО Выбор-С, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Росреестр