город Москва |
|
7 октября 2020 г. |
дело N А40-28988/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 07.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционных жалоб Тульской таможни, Центральной оперативной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020
по делу N А40-28988/20
по заявлению ООО "КБФ Групп" (ОГРН 1085003003964)
к Тульской таможне, Центральной оперативной таможне
о признании незаконными и отмене постановления и решения;
от заявителя - Маркин Г.Н. по доверенности от 30.04.2019;
от заинтересованных лиц - от Тульской таможни - Рыкалина Л.А. по доверенности от 09.01.2020; от Центральной оперативной таможни - Ханов Р.М. по доверенности от 27.01.2020; Титов М.В. по доверенности от 05.02.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020 с учетом дополнительного решения от 21.08.2020 признаны незаконными и отменены постановление Тульской таможни от 29.08.2019 N 10116000-435/2019 о привлечении ООО "КБФ Групп" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа 2.247, 03 руб. и решение Центральной оперативной таможни от 22.01.2020 N 10119000/175ю/8А.
Таможенные органы не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, просят решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда и дополнительное решение подлежат отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что обществом, являющееся таможенным представителем, подана таможенная декларация N 10116020/140519/0003518 в таможенной процедуре (ИМ -40) - выпуск для внутреннего потребления, где в графе 31 "наименование товара" указан товар N 3 - "1 - ковры и напольные покрытия из химических текстильных материалов, готовые или неготовые, поставляются в количестве комплектующих товаров для промышленной сборки легковых автомобилей HAVAL F7, производимой в обращение на территории Российской Федерации, новые: покрытие для изготовления пола автомобиля - нетканое иглопробивное полотно без подложки с покрытием (на основе) из полиэтилентерефталат + будатиенстирольный каучука, плотность 330,15 г/кВ.м., в листах размером 580Х2080Х4,5 мм.; производитель - BAODING YIEONG AUTO INTERIOR MATERIAL CO. LTD; товарный знак GREAT WALL; количество - 60 шт.; артикул AGAJ0004; страна происхождения Китай, код ТН ВЭД ЕАЭС 5705003000, фактурная стоимость 2.962, 80 юань, таможенная стоимость - 29.785, 60 руб.; вес нетто: 210 кг., вес брутто: 287, 50 кг.
Товар ввезен на территорию Российской Федерации в рамках контракта купли-продажи от 28.03.2018 N GJNMR1803001SC, заключенного между Great Wall Motor Company Limited (Китай) и ООО "Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус".
Отправитель товаров Great Wall Motor Company Limited (Китай).
Подача декларации на товары сопровождена поданными в электронном виде соответствующими документами.
В ходе проверки достоверности сведений заявленных в декларации о товаре N 3 таможенным органом установлено расхождение сведений о размерах товара N 3, о чем принято решение о производстве досмотра товара N 3, в ходе которого установлено, что фактически размер товара N 3 "ковры и напольные покрытия составляет 1,55х2,09х60=194,37 кв.м., а в декларации заявлено 72,39 кв.м., что на 121,98 кв.м. превышает размер товара N 3.
Данные обстоятельства явились основанием для занижения размера таможенных платежей на сумму 4.494, 06 руб. (ввозная таможенная пошлина - 3.407, 97 руб., НДС - 1.086, 09 руб.).
20.05.2019 составлен акт досмотра.
20.05.2019 таможенному представителю ООО "КБФ Групп" выставлено требование о внесении изменений сведений о товаре N 3 декларации на товары в соответствии с фактическим размером товара.
21.05.2019 обществом отказано во внесении изменений в декларацию, так как на товар N 3 подана декларация N 10013160/160519/0156147 в Московский областной таможенный пост Московской областной таможни.
Согласно Порядку заполнения декларации на товары, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее Порядок) декларантом в графе 31,41 указываются: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара, таможенному органу которому подается декларация, определяемом в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.
На основании данных сведений (м2) производится расчет подлежащих уплате таможенных платежей (гр. 47 ДТ).
Обязанность по заполнению графы 31, 41 возложена на декларанта (п. 14 Порядка).
В соответствии с п. 2 ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 84 Кодекса декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с Таможенным ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС.
В соответствии со ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, в письменной и (или) электронной формах.
В соответствии со ст. 105 Таможенного кодекса ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
К основным сведениям, подлежащим заявлению в таможенной декларации, относятся, сведения о наименовании, описании, количестве, весе, стране происхождения товаров, сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях.
На основании ст. 106 Кодекса в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения об исчислении таможенных платежей, ставки таможенных пошлин, налогов, суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов и др.
В соответствии с п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Декларация на товары, поданная обществом на Новомосковский таможенный пост зарегистрирована 14.05.2019 в 15.03.04. При этом начался документальный контроль.
Согласно ст. 324 Таможенного кодекса ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке таможенной декларации; иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами; документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС; сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах; иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС или законодательством государств-членов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" утвержден порядок заполнения участниками внешнеэкономической деятельности деклараций на товары, подаваемых в таможенные органы.
Согласно п.2 Инструкции N 257 в одной декларации на товары декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки, а также, если такие товары предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение).
Декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких декларациях на товары, подаваемых в один и тот же таможенный орган.
Отдельные декларации на товары, содержащиеся в одной товарной партии, могут быть поданы в случае, если они помещаются под разные таможенные процедуры (п. 4 Инструкции N 257).
Из материалов дела следует, что товар в адрес ООО "Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус" поступил от одного и того же отправителя по одному контракту в одной товарной партии по железнодорожной накладной от 06.04.2019 N 11047359, транзитной декларации от 13.04.2019 N 10602060/130419/0007080, инвойсу от 03.04.2019 N GJHMR-HAVAL-07-033 и предъявлен одному и тому же таможенному органу - Новомосковскому таможенному посту Тульской таможни.
Довод общества об осуществлении им декларирования спорного товара в другом таможенном органе до проведения таможенного контроля является несостоятельным.
Подача декларации на товары в Московскую областную таможню 16.05.2019, после того как декларант узнал о допущенных им нарушениях в представлении сведениях о товаре на Новомосковском таможенном посту Тульской таможни 14.05.2019 осуществлена после начала таможенного контроля Тульской таможней.
ООО "КБФ Групп" являясь таможенным представителем, не могло не знать об указанных требованиях Инструкции N 257.
Ссылка на примечание к ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованной, поскольку данное примечание предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса от ответственности в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Из материалов дела следует, что в связи с выявлением Тульской таможней недостоверных сведений о товаре N 3 обществу 20.05.2019 выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара с целью устранения выявленных нарушений в декларации на товары, обнаруженных при проведении таможенного досмотра, в ответ на которое общество направлен отказ от 21.05.2019, по мотиву того, что товар N 3 задекларирован в Московской областной таможне по декларации на товары.
В связи с отказом ООО "КБФ Групп" вносить изменения в декларации на товары, Тульской таможней 22.05.2019 отказано в выпуске товара N 3 с одновременным выпуском остальных товаров заявленных в указанной декларации.
Из этого следует, что примечание к ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть применено.
Довод о том, что Тульской таможней в оспариваемом постановлении количественные характеристики товара вменены как качественные, является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 15 Инструкции N 257 в графе 31 "грузовые места и описание товаров" декларации на товары, указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
В графе 41 "дополнительные единицы" указывается количество товара, сведения о котором указаны в графе 31 декларации на товары, в дополнительной единице измерения, если в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в отношении декларируемого товара применяется дополнительная единица измерения.
Из инвойса от 03.04.2019 N GJHMR-HAVAL-07-033 следует, что основной единицей измерения товара N 3 является "штуки", дополнительной "м2".
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "КБФ Групп" в декларации на товары N 10116020/140519/0003518 в графе 31 "грузовые места и описание товаров" достоверно заявлены сведения о наименовании товара N 3 и его количестве в основных единицах измерения - 60 шт., однако недостоверно заявлены сведения о его линейных размерах - 580X2080X4,5 мм., вследствие чего недостоверно указаны сведения в графе 41 "дополнительные единицы измерения" необходимые для расчета таможенных платежей, поскольку ставка таможенной пошлины на данный товар рассчитывается из расчета 0,38 Евро/кв.м.
Следовательно, поданная ООО "КБФ Групп" в Московскую областную таможню декларация на товары с заявлением в ней достоверных сведений о количестве - 60 шт. и линейных размерах 1580х2080х4,5 мм. товара с приложением к ней товаросопроводительных документов предъявленных ранее Тульской таможне, в том числе, инвойса от 03.04.2019 N GJHMR-HAVAL-07-033, в котором указан размер листов товара 580х2080х4,5 мм., подтверждает недостоверность сведений о данном товаре, заявленном ООО "КБФ Групп" в декларации на товары N 10116020/140519/0003518, зарегистрированной Тульской таможней, которые в свою очередь повлияли на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Довод ООО "КБФ Групп" о неверной квалификации Тульской таможней правонарушения, вмененного обществу, является необоснованным, исходя из следующего.
Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товаре (в рассматриваемом случае о размере товара измеряемого в квадратных метрах), влияющих на размер таможенных платежей, при условии полного декларирования этих товаров по количественным характеристикам подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная позиция изложена в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно, которой при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо исходить из следующего.
Положениями ч. 1 ст. 16.2 названного Кодекса установлена административная ответственность за не декларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом, либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о товаре и его качественных характеристиках, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав, предусмотренный ч. 2 ст. 16.2 Кодекса, при условии, что такие сведение послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При этом, из содержания положений ч. ч. 1, 2 ст. 16.2 Кодекса следует, что законодатель рассматривает не декларирование товара в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы таможенного дела в сравнении с недостоверным декларированием товаров, что находит отражение в несопоставимости размеров санкций, установленных данными нормами.
Состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, в то время, как ответственность по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело к неблагоприятным последствиям - неуплате таможенных пошлин.
Ввезенный товар задекларирован обществом с указанием сведений о его наименовании и количестве в штуках в соответствии с условиями внешнеторгового контракта и товаросопроводительными документами.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имело место заявление недостоверных сведений о ввезенном товаре, а именно: о его фактическом размере, указанном в графах N 31 и N 41 декларации на товары необходимых для расчета таможенных платежей и явившихся основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из инвойса от 03.04.2019 N GJHMR-HAVAL-07-035 следует, что основной единицей измерения товара N 3 является "штуки", дополнительной "м2".
Поскольку ставка таможенной пошлины на данный товар исчисляется из расчета 0,38 Евро/м2, то заявление в декларации на товары недостоверных сведений о товаре N 3, в частности о его линейных размерах повлекло занижение подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов на сумму 4.494, 06 руб.
Неверное указание размера товара в квадратных метрах, являющегося дополнительной единицей измерения и необходимой для исчисления таможенных платежей, несопряженное с недостоверным декларированием его основной единицы измерения - количество товара в штуках, не может служить основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, таможенным органом правомерно квалифицированы совершенные обществом действия по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества об отсутствии возможности проверки и осмотра товаров для точного определения количественных характеристик размеров декларируемых товаров, так как сам товар находился в металлической обрешетке, обтянутой полимерным материалом, противоречит нормам таможенного законодательства и обстоятельствам дела, то есть довод об отсутствии вины в совершенном правонарушении необоснован.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 404 Таможенного кодекса ЕАЭС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности, таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе, содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных Таможенным кодексом ЕАЭС требований.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС декларант вправе, в том числе, осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в товаросопроводительных документах и технической документации к товару, заявленному обществом при декларировании, имеются разночтения в сведениях о его размере, влияющему на исчисление таможенных платежей.
Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости принятия обществом мер для проверки информации о размерах товара до подачи декларации на товары, однако, необходимых мер обществом не принято.
Доказательства наличия объективных препятствий для исполнения возложенных на общество обязанностей, и, соответственно, предотвращения совершения правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Ссылка общества на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 23.01.2014 N 18-АД13-43, не может быть учтена судом ввиду того, что в данном деле установлены иные обстоятельства (неверно указаны данные о весе товара), чем те, что установлены в настоящем деле.
Доказательства наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих выполнению обязанностей, предусмотренных законодательством, в материалах административного дела отсутствуют.
Размер ответственности правильно определен административным органом в пределах санкции ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, выводы таможенных органов являются обоснованными, что является основанием для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020 (дополнительное решение от 21.08.2020) по делу N А40-28988/20 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "КБФ Групп" требований о признании незаконными и отмене постановления Тульской таможни от 29.08.2019 N 10116000-435/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решения Центральной оперативной таможни от 22.01.2020 N 10119000/175ю/8А, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В.Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28988/2020
Истец: ООО "КБФ ГРУПП"
Ответчик: Тульская таможня, Центральная оперативная таможня
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22895/20
07.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34868/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-28988/20
19.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-28988/20