г. Москва |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А40-335932/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2020 года
по делу N А40-335932/19, принятое судьей Бушкаревым А.Н.,
в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Басманная Новая, д. 2)
к Федеральному казенному учреждению "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(ОГРН: 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, 31, 1)
о взыскании долга в сумме 395 090 рублей 12 копеек, процентов с даты направления искового заявления по день фактической оплаты
УСТАНОВИЛ:
Общество РЖД обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "ГЦСП МВД РОССИИ" о взыскании долга в сумме 395 909 руб. 12 коп., проценты с даты направления искового заявления по день фактической оплаты.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.05.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку срок исковой давности истек. Также суд неправильно распределил судебные расходы, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и на нарушение судом норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Истец направил в суд отзыв на апелляционную жалобу.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между истцом и ответчиком заключен Государственный контракт на оказание услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок N 3432792 от 06.05.2019, в соответствии с п. 2.1 которого, ОАО "РЖД" обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении, в том числе по инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, не принадлежащим Головному исполнителю, воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах и контейнерах в интересах Государственного заказчика и Получателей услуг, в том числе с привлечением для указанных перевозок подвижного состава и контейнеров порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" Государственный контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2019 года включительно.
В соответствии с п.2 ст.425 Гражданского Кодекса РФ действие Государственного контракта распространяются на правоотношения, фактически возникшие между Сторонами с 21 августа 2018 года.
В соответствии с п. 2.1 Государственного контракта ОАО "РЖД" обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах в интересах ФКУ "ГСЦП МВД России" (Государственный заказчика") и его подразделений с привлечением подвижного состава порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. N 1590.
В соответствии с п. 5.4 Государственного контракта плата за воинские и специальные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава производится по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов, плат с учетом особенностей тарификации воинских железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением правительства РФ от 31.12.2016 г. N 1590.
Согласно п. 5.5 Государственного контракта начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с Постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590. Таким образом, заключенным между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" Государственным контрактом прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 и, следовательно, применим общий порядок индексации, установленный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15.
На основании Государственного контракта ОАО "РЖД" был выставлен для акцепта счета N 77 от 21.11.2018 г., N 78 от 26.11.2018 г., N 83 от 06.12.2018 г. на основании акта оказанных услуг, перечня первичных документов и оригиналов перевозочных документов. При начислении платы ОАО "РЖД" применило к перевозкам тариф, установленный Прейскурантом 10-01, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, с применением индексов к базовым ставкам, установленных приказов ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 для соответствующего периода. Коэффициенты индексации тарифов на 2018 год в зависимости от рода груза, типа подвижного состава и иных условий составил 3.5129 (перевозка грузов в контейнерах и другие).
Однако ФКУ "ГЦСП МВД России" необоснованно уклонилось от исполнения обязательства по оплате оказанных услуг по Государственному контракту. Филиалом ФКУ "ГЦСП МВД России" "ЦСП МВД России на Забайкальской железной дороге" приняты к оплате суммы провозных платежей с применением коэффициента индексации тарифов, установленных приказом ФАС России от 27.12.2017 N 1803/17 и соответствующего 3,287. При этом требования Постановления N 1590 не учтены.
Со стороны ФКУ "ГЦСП МВД России" вышеуказанный акт на оказание услуг подписан с разногласиями и указанием суммы акцепта. В адрес ОАО "РЖД" направлены справки с указанием суммы неакцепта, в том числе по перевозочным документам N N С506824, Ф371671 в размере 395909.12 рубля. В результате применения разных коэффициентов индексации тарифов со стороны ОАО "РЖД" и ФКУ "ГЦСП МВД России" возник недобор провозной платы в размере применения разных коэффициентов индексации тарифов в размере 395909,12 руб.
В соответствии со ст.30 УЖТ РФ при выявлении обстоятельств, влекущих за необходимость перерасчета стоимости перевозки, перерасчет может производится после выдачи грузов грузополучателю. ФКУ "ГЦСП МВД России" была направлена претензия от 04.09.2019 N 2516/ЗабТЦФТО на оплату задолженности. Отказ в удовлетворении претензии получен 09.10.2019 г. Позиция ФКУ "ГЦСП МВД России" ошибочна.
Приказы ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16, от 27.12.2017 N 1803/17 не могут быть использованы при определении тарифа по следующими основаниям. Приказы ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16, от 27.12.2017 N 1803/17 не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы.
Согласно п. 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут, как не вступившие в силу. Приказы ФАС России от 09.12.2016 N1749/16, от 27.12.2017 N1803/17 не являются нормативно-правовым актами, устанавливающими общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц. Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01, утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 N47-т/5.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС России ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01. Индексация тарифов на перевозку коммерческих грузов и воинских грузов до 31.12.2016 осуществлялась раздельно, т.е. тарифы на коммерческие грузы индексировались одними приказами ФАС России, а тарифы на перевозку воинских грузов индексировались другими приказами ФАС России. 31.12.2016 принято постановление Правительства Российской Федерации N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с п. 1 постановления установлено, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017. Постановлением от 31.12.2016 N 1590 были утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок (далее - Особенности тарификации).
В соответствии с п.1 Особенностей тарификации установлено, что оно применяется при организации и осуществлении воинских и специальных 4 железнодорожных перевозок в железнодорожном подвижном составе и устанавливает особенности расчетов при оказании услуг по организации и осуществлению таких перевозок по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии с п.2 Особенностей тарификации понятие "тарифное руководство" используется в настоящем документе в значении, предусмотренном ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ". В соответствии с п.3 Особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за. услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее - коэффициент индексации тарифов).
Плата за перевозку специальных грузов в вагонах общего парка определяется согласно приложению N 3 к Особенностям тарификации. Ставки, предусмотренные приложением N 3. рассчитаны в условиях 2016 года и изменяются в последующие годы в соответствии с коэффициентом индексации тарифов для грузовых перевозок (п.8 Особенностей тарификации).
Таким образом, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 с 01.01.2017 воинские и коммерческие перевозки тарифицируются по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
При этом приказ ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16 и приказ ФАС России от 27.12.2017 N1803/17 (не являющиеся нормативно-правовыми актами) индексируют тарифы на перевозки воинских грузов и ставки Единого воинского тарифа, установленного в Правилах оформления воинских перевозок железнодорожным транспортом и расчетов за них, утвержденных начальником Главного управления бухгалтерского учета и финансов МПС СССР и начальником Финансовой службы Минобороны СССР в 1990 году и вступили в силу с 01.01.1991.
Ставки тарифа содержатся в Приложении N 2 Правил. Между тем, ставки Единого воинского тарифа не подлежат применению на территории РФ с 01.01.2017.
Это установлено вышеуказанными положениями постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590. Индексы, содержащиеся в приказах ФАС России от 09.12.2016 N1749/16, от 27.12.2017 N1803/17 не отвечают понятию "действующий тариф", установленному постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N1590, поскольку они не распространяются (как это требует постановление Правительства РФ) на всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, т.к. данные приказы не являются нормативноправовыми актами, распространяющими свое действие на неопределенный круг пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Раздел II Особенностей тарификации содержит математические формулы для расчета тарифа. В разделе II установлено, что в значения формулы следует подставлять размеры тарифов из тарифного руководства, определенные с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Размеры тарифов, определенные с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, содержатся в приказе ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, приказе ФАС России от 18.12.2017 N 1687/17 и Прейскуранте 10-01, утв. постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N47-т/5. Настоящие нормативно-правовые акты зарегистрированы в Минюсте России, официально опубликованы и устанавливают обязательные правила поведения для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта. Правомерность позиции ОАО "РЖД" по применению индексации тарифов, проводимой в целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов, подтверждается следующими документами: - письмом ФАС России от 22.10.2018 NАР/84845/18, согласно которому стороны вправе определить размер ставки в рамках договорных отношений; - поручением заместителя Председателя Правительства РФ М.А.Акимова от 28.12.20108 NМА-П9-9473, в соответствии с которым Минтранс России, ФАС России и Минюст России обязаны направить в адрес заказчиков услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок заключения о применении норм постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, включая порядок тарификации указанных перевозок; - письмом заместителя Министра транспорта В.Л. Токарева от 24.01.2019 NВТ-Д4-22/828 о применении к воинским и специальным железнодорожным перевозкам, осуществленным в 2017-2018 гг. тарифов, установленных Прейскурантом 10-01, с учетом индексации, установленной приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 для коммерческих грузов.
На основании изложенного, у ФКУ "ГЦСП МВД России" не имеется оснований для отказа от оплаты фактически оказанных услуг по перевозке.
Таким образом, доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При заключении контракта стороны были свободны в своем волеизъявлении и приобрели соответствующие права и обязанности. Исходя из вышеизложенного исковые требования в части взыскания задолженности в размер 395 909 руб. 12 коп. подлежат удовлетворению.
Положениями ст.ст. 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Доказательств надлежащего исполнения обязательств по договору ответчики в материалы дела не предоставили, чем принял на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Как указано в статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно пункту 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов. Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). Размер процентов, начисленных за периоды просрочки, имевшие место с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, а за периоды, имевшие место после 31 июля 2016 года, - исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды после вынесения решения.
Исходя из вышеизложенного, суд находит правомерными требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 24 декабря 2019 года по день фактической оплаты долга. Заявления о пропуске срока исковой давности не обосновано. Согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры". По смыслу указанной нормы соблюдение сторонами предусмотренного законам претензионного порядка в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на этот период времени.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ Об исковой давности", пункту 27 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 2(2018). утвержденного Президиумом ВС РФ 04.07.2018 г., течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения споров, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
В соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 9.2. Государственного контракта споры между сторонами рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии - 30 дней с даты получения.
До предъявления искового заявления в адрес ответчика была направлена претензия N 2516/ЗабТЦФТО от 04.09.2019 г. Документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка были предоставлены с исковым заявлением. Началом срока исковой давности 26.11.2018 г., с учетом проводившейся досудебной работы, срок подлежит приостановлению на 30 дней, истекал 26.12.2019 г. и ОАО "РЖД" не пропущен. Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, подлежат отклонению по следующим основаниям.
На основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений. В силу ст. ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства направлено на процессуальную экономию, снижение временных и финансовых затрат.
В материалы дела представлены все документы, стороны изложили свою позицию, отсутствует необходимость исследовать дополнительные документы и обстоятельства.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционный суд соглашается.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Довод жалобы о том, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины, не является основанием для отмены решения суда, поскольку судебные расходы распределены правильно, госпошлина отнесена на ответчика как на проигравшую сторону согласно ст. 110 АПК РФ, между тем положения ст. 333.35 НК РФ распространяются на отношения, связанные с оплатой госпошлины в бюджет.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе не подлежат отнесению на ее заявителя, освобожденного от уплаты госпошлины в соответствии со ст. 335.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2020 года по делу N А40-335932/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-335932/2019
Истец: ОАО ржд в лице филиала забайкальская железная дорога
Ответчик: ФКУ "ГСЦП МВД России"