г. Москва |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А40-281447/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-281447/18,
по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН 1037700255284)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление N 14" (ИНН: 5047054473, ОГРН 1035009568439)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ИНН: 7704684769, ОГРН 1087746462616)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ежгурова Е.А. по доверенности от 22.10.2019,
от ответчика: Зарандия Р.А. по доверенности от 23.12.2019,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ФГУП "ГВСУ N 14" суммы неотработанного аванса в размере 4 809 117 руб. 50 коп., а также процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса в порядке ст. 823 ГК РФ за период с 30.06.2015 г. по 30.03.2018 г. в размере 1 508 499 руб. 93 коп. по государственному контракту от 08 июня 2015 г. N 1516187386782090942000000/ДС-В-41/14-41.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2019 г. исковые требования удовлетворены частично, с ФГУП "ГВСУ N 14" в пользу Министерства обороны РФ взыскана сумма неотработанного аванса в размере 1 422 132 руб. 57 коп., а также в доход федерального бюджета РФ взыскана госпошлина в размере 27 221 руб.
18 февраля 2020 года в электронном виде от ФГУП "ГВСУ N 14" поступило заявление о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта по делу N А40-281447/18-63-2314 сроком на 3 года, тремя равными платежами один раз в 12 месяцев по 470 992,96 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с определением Арбитражного суда города Москвы 30.07.2020, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит определение Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2020 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнительного производства N 6826137/19/99001-ИП, в пользу Минобороны России перечислено 9 153, 69 руб., остаток задолженности по решению Арбитражного суда г. Москвы от 20 августа 2019 по делу N А40-281447/18-63-2314 составляет 1 412 978, 88 руб., что подтверждается сведениями официального сайта ФССП России.
Исполнительное производство N 6826137/19/99001-ИП входит в состав сводного исполнительного производства N 1654958/18/99001-СД в отношении Предприятия на общую сумму более 9,6 млрд рублей.
В рамках сводного исполнительного производства N 1654958/18/99001-СД, а также в рамках сводных исполнительных производств, ранее исполнявшихся в отношении ФГУП "ГВСУ N 1", ФГУП "ГВСУ N 2", ФГУП "ГВСУ N 3", ФГУП "ГВСУ N 11" и ФГУП "ГВСУ N 16" реорганизованных путем присоединения к Предприятию, наложены запреты на регистрационные действия в отношении 820 объектов недвижимого имущества из них составлены акты о наложении ареста (описи имущества) на 3 444 859 966, 29 руб., а также наложены аресты на денежные средства Предприятия, находящиеся на расчетных счетах в кредитных организациях.
Все расчеты в рамках выполнения государственного оборонного заказа Предприятие обязано осуществлять в соответствии с ФЗ "О государственном оборонном заказе" исключительно с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках. Указанный закон устанавливает специальный режим использования денежных средств, поступающих на такие счета из бюджета Российской Федерации. В частности, закон не допускает исполнения за счет денежных средств, выделенных на финансирование государственного оборонного заказа, судебных актов. Однако исключением из этого правила является подп. "в" п.9 ст.8.4 ФЗ "О государственном оборонном заказе", который допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства, поступившие от государственного заказчика в качестве финансирования выполнения работ в рамках одного из государственных оборонных заказов.
Обращение взыскания на денежные средства, находящихся на отдельных счетах, создаст у предприятия критическую финансово-экономическую ситуацию, которая приведет к срыву выполнения обязательств по действующим государственным контрактам, выполнение работ по которым имеет стратегическое значение.
Важность и высокая значимость выполнения предприятием мер по предотвращению срыва производственной программы в рамках государственного оборонного заказа, подтверждается в числе прочего и обращением заместителя министра обороны Российской Федерации Т. Иванова от 09.07.2019 N 106/2621 в адрес руководителя ФНС Российской Федерации М.В. Мишустина (по существу налогового спора рассматриваемого в Арбитражном суде города Москвы - дело N А40-168161/19, между МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N7 и предприятием).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (п. 1 перечня поручений от 21.01.2019 N Пр-60) по итогам совещания по вопросам совершенствования механизмов строительства объектов инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации Минобороны России разработан план мероприятий ("дорожная карта") по созданию публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ, п. 10 которого предусмотрено установление перечня имущества необходимого публично-правовой компании для осуществления ее функций и полномочий, передаваемого в качестве имущественного взноса Российской Федерацией.
Таким образом, предприятию необходимо сформировать перечень имущества, подлежащего передаче публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ.
Иное имущество, не вошедшее в вышеуказанный перечень, после перерегистрации будет передано для реализации в рамках сводного исполнительного производства.
Учитывая, что в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок исполнение требований исполнительного документа составляет 2 (два) месяца, то имеются обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" если обстоятельства, в силу которых лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, изменились или отпали до истечения срока их предоставления, суд по заявлению взыскателя либо судебного пристава-исполнителя может решить вопрос о прекращении отсрочки.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А12-7090/2013, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А12-22014/2014 при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта судом, помимо интересов должника и взыскателя должен учитываться и публичный интерес, который в данном случае состоит в своевременном выполнении работ для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ защита обороны страны и безопасности государства отнесена к приоритетным ценностям.
Таким образом, даже частичное принудительное взыскание денежных средств в пользу Минобороны России не позволит предприятию обеспечить своевременное выполнение государственного оборонного заказа.
Предоставление судом отсрочки исполнения судебного акта соответствует интересам Минобороны России, предприятия и учитывает публичный интерес, а также позволит без нарушения положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и дополнительной финансовой нагрузки на предприятие в виде штрафных санкций окончательно сформировать перечень имущества, на которое возможно обратить взыскание в рамках сводного исполнительного производства, провести перерегистрацию на предприятие права хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, провести его арест, оценку и реализацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Обращаясь с настоящим заявлением, заявитель указывает на то, что выплатить единовременно всю взысканную сумму долга нет возможности. От исполнения обязательств не отказывается.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о наличии оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Учитывая вышеизложенное, суд посчитал заявление подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы. По сути, истец выражает несогласие с изложенной оценкой фактических обстоятельств дела, которая дана судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств.
Кроме того довод о непредставлении доказательств частичной оплаты в размере 9 153, 69 руб., отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства подтверждается сведениями официального сайта ФССП России, которые имеют общедоступный характер.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, для отмены определения суда от 30.07.2020 г.
Руководствуясь статьями 266 - 268, 271, п. 1 ч. 4 ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-281447/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-281447/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"
Третье лицо: ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"