г. Красноярск |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А33-39313/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 августа 2020 года по делу N А33-39313/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - ответчик) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в размере 811 931 рубль 92 копейки, в том числе ул. Взлетная, д. 2, пом. 147 за период с 01.02.2018 по 31.07.2019 в размере 763 480 рублей 36 копеек, ул. Ленина, д. 28, пом. 176 за период с 19.04.2016 по 18.08.2017 в размере 4365 рублей 36 копеек, ул. Ленина, д. 28, пом. 167 за период с 19.04.2016 по 17.08.2017 в размере 4149 рублей 56 копеек, ул. Ленина, д. 28, пом. 174 за период с 19.04.2016 по 17.08.2017 в размере 4149 рублей 56 копеек, ул. Ленина, д. 28, пом. 177 за период с 19.04.2016 по 18.08.2017 в размере 3945 рублей 64 копейки, ул. Ленина, д. 28, пом. 172 за период с 19.04.2016 по 17.08.2017 в размере 3939 рублей 96 копеек, ул. Ленина, д. 28, пом. 178 за период с 19.04.2016 по 18.08.2017 в размере 3735 рублей 87 копеек, ул. Ленина, д. 28, пом. 180 за период с 19.04.2016 по 17.08.2017 в размере 3646 рублей 61 копейка, ул. Робеспьера, д. 29, пом. 56 за период с 01.02.2018 по 31.07.2019 в размере 4028 рублей 32 копейки, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 1, пом. 460 за период с 29.07.2016 по 21.06.2018 в размере 3691 рубль 83 копейки, ул. Воронова, д. 14/5, пом. 49 за период с 01.02.2018 по 31.07.2019 в размере 3582 рубля 68 копеек, ул. Одесская, д. 3, пом. 100 за период с 15.04.2016 по 31.07.2019 в размере 3259 рублей 39 копеек, ул. Октябрьская, д. 1, пом. 215 за период с 18.10.2016 по 17.10.2017 в размере 3125 рублей 13 копеек, ул. Парашютная, д. 72Б, пом. 91 за период с 25.01.2017 по 20.08.2017 в размере 2831 рубль 65 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края 27.08.2020 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ответчика в пользу истца 799 919 рублей 50 копеек задолженности, 18 954 рубля расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя это тем, что в смете расходе ответчика на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, не предусмотрено, а нежилые помещения нежилых помещения по адресу: ул. Парашютная, д. 72 "Б", пом. N 91 и ул. Октябрьская, д. 1, пом. N 215, переданы по договорам аренды в пользование иным лицам. Аналогичный довод приведет ответчиком в суде первой инстанции.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 05.10.2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является управляющей организацией МКД, расположенных по адресам: ул. Взлетная, д. 2, ул. Ленина, д. 28, ул. Робеспьера, д. 29, ул. Добровольческой бригады, д. 1, ул. Воронова, д. 14/5, ул. Одесская, д. 3, ул. Октябрьская, д. 1, ул. Парашютная, д. 72 Б.
В подтверждение данного факта в материалы дела истцом представлены заключённые с собственниками договоры управления МКД в отношении спорных домов: по ул. Взлетная, д. 2, договор управления МКД от 01.09.2016 N 7-3/с, ул. Ленина, д. 28, договор управление МКД от 22.03.2016 N 10-Ц; ул. Робеспьера, д. 29 договор управления МКД от 01.10.2016 N 220-Ж; ул. Добровольческой бригады, д. 1 договор управления МКД от 01.06.2016 N 4-16/С; ул. Воронова, д. 14/5 договор управления МКД от 01.12.2016 N 10-64/с; ул. Одесская, д. 3 договор управления МКД от 18.03.2016 N 58-л; ул. Октябрьская, д. 1 договор управления МКД от 01.07.2016 N 5-23/с; ул. Парашютная, д. 72 Б договор управления МКД от 10.05.2016 N 1-Ж, предметом которых является обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме на законных основаниях.
Договорами установлен срок внесения платы, размер платы (тариф).
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, муниципальное образование город Красноярск является собственником нежилых помещений:
ул. Взлетная, д. 2, пом. 147 (площадь 1485,9 м), ул. Ленина, д. 28, пом. 176 (площадь
10,4 м), ул. Ленина, д. 28, пом. 167 (площадь 9,9 м
), ул. Ленина, д. 28, пом. 174 (площадь 9,9
м), ул. Ленина, д. 28, пом. 177 (площадь 9,4 м
), ул. Ленина, д. 28, пом. 172 (площадь 9,4 м
), ул. Ленина, д. 28, пом. 178 (площадь 8,9 м
), ул. Ленина, д. 28, пом. 180 (площадь 8,7 м
), ул. Робеспьера, д. 29, пом. 56 (площадь 10,8 м
), ул. 78 Добровольческой бригады, д. 1, пом. 460 (площадь 6,4 м
), ул. Воронова, д. 14/5, пом. 49 (площадь 10.5 м
),
ул. Одесская, д. 3, пом. 100 (площадь 4,2 м), ул. Октябрьская, д. 1, пом. 215 (площадь 10,4 м
), ул. Парашютная, д. 72Б, пом. 91 (площадь 17 м
).
Как указывает истец, в заявленный им период истцом в отношении указанных помещений в МКД оказаны жилищно-коммунальные услуги в объеме на сумму 811 931 рубль 92 копейки.
Между тем, обязательства по внесению платы за оказанные истцом услуги ответчиком не исполнены.
Претензией 19.09.2019 с исх. N 13/1-16-90470/19-0-0 ответчику предложено погасить образовавшуюся задолженность в течение 30 дней с момента получения претензии. Названная претензия отправлена ответчику 20.09.2019 по почте, оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании с департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска задолженности за содержание и ремонт общего имущества в сумме 811 931 рубль 92 копейке.
Правильно применив нормы права, а именно статьи 195, 196, 200, 202, 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 153, 154, 155, 158, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2015 по делу N 305-ЭС15-7462, а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой институции пришел к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Вместе с тем, ответчик, обжалуя решение суда первой инстанции, полагает, что решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта, по доводам, указанным ранее.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положением статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из содержания статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 5 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Системное толкование вышеприведенных норм, закрепленных в статьях 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяет суду сделать вывод о том, что законом прямо установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Поскольку плата за содержание и ремонт общего имущества подлежит расчету как произведение площади помещения и соответствующего тарифа, то сумма расходов управляющей организации на содержание и ремонт общего имущества в предмет доказывания по настоящему делу не входит (указанный правовой подход изложен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного распоряжение администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений - орган администрации города Красноярска, осуществляющий формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. При этом департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, а также самостоятельный баланс.
Департамент является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных получателей бюджетных средств, а также главным администратором доходов бюджета по неналоговым платежам в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления города Красноярска (пункт 4 Положения)
Таким образом, ответчик, как орган администрации города Красноярска, наделен в отношении муниципального имущества, в состав которого, в том числе, входит городская казна, включающая муниципальный жилищный фонд, правомочиями собственника, предполагающими управление, распоряжение данным имуществом, а также несение бремени его содержания.
Учитывая изложенное, отсутствие в бюджетных сметах статьи расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, не освобождает последнего от обязанности вносить плату за содержание общего имущества многоквартирного дома, поскольку данная обязанность лежит на ответчике в силу закона.
Доводы жалобы, касающиеся нежилых помещений по адресу: ул. Парашютная, д. 72 "Б", пом. N 91 и ул. Октябрьская, д. 1, пом. N 215, являлись предметом оценки суда первой инстанции.
Отклоняя данный довод, суд первой инстанции учел правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2015 N 305-ЭС15-7462.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Гражданского кодекса Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды. Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
В материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора между истцом и арендаторами.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что между истцом и арендаторами спорных нежилых помещений прямой договор об их участии в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме не заключен (доказательств обратного департаментом не представлено), выводом суда первой инстанции об обязанности департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, действующего от имени собственника упомянутого нежилого помещения, в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов, является законным и обоснованным.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил, что они дублирую доводы, приведенные в суде первой инстанции, в жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 августа 2020 года по делу N А33-39313/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-39313/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНЫЕ СИСТЕМЫ КРАСНОЯРСКА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА