г. Москва |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А41-107567/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "МОСОБЛНЕДРА": Денисов И.И., представитель по доверенности от 15.11.2019;
от Администрации городского округа Павловский Посад Московской области: Ларионов А.Г., представитель по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МОСОБЛНЕДРА" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2020 года по делу N А41-107567/19, принятое по исковому заявлению ООО "МОСОБЛНЕДРА" к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области о внесении изменений о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МОСОБЛНЕДРА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области со следующими требованиями:
- изменить условия Договора аренды земли от 10.06.2013 N 125, а именно:
- изложить п. 2.3 Договора аренды в следующей редакции:
"2.3. Арендная плата подлежит изменению в соответствии с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.";
- изложить Приложение N 1 к Договору аренды в следующей редакции:
"Арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные без проведения торгов, рассчитывается по общему правилу на основании пп. "д" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 21.12.2018) "Об основных принципах определения арендной платы при аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Годовой размер арендной платы определяется по формуле:
А=КСхК, где
А - сумма арендной платы. которую необходимо вносить Арендатору;
КС - кадастровая стоимость земли;
К = 2 % от кадастровой стоимости земли (при предоставлении земли недропользователю в целях осуществления работ, касающихся пользования недрами).
Установить арендную плату в размере 2% (два процента) от кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 980852 кв.м с кадастровым номером 50:17:0011306:43, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский р-н, в районе урочища "Светлое озеро".
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.07.2020 года по делу N А41-107567/19 в удовлетворении исковых требований ООО "МОСОБЛНЕДРА" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "МОСОБЛНЕДРА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ООО "МОСОБЛНЕДРА" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.06.2013 между Администрацией (далее - арендодатель) и ОАО "Московское областное объединение по ремонту и строительству городских дорог" (далее - арендатор) заключен Договор аренды земли N 125 (далее - договор аренды), по условиям которого во временное пользование сроком на 7 лет арендатору предоставлен земельный участок площадью 980852 кв.м с кадастровым номером 50:17:0011306:43, категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с видом разрешенного использования: "размещение водного объекта - строительство противопожарного водоема".
Согласно п. 2.1 договора аренды, размер арендной платы за земельный участок определяется в Приложении 1, по формуле:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Апл - арендная плата;
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Арендная плата может изменяться один раз в год и подлежит пересмотру в случаях изменения базового размера арендной платы и порядка расчета арендной платы в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области, решениями Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области без согласования с арендатором и без внесения изменений (дополнений) в договор (п. 2.3 договора аренды).
В дальнейшем прав и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011306:43 перешли к ответчику, на основании договора переуступки права аренды земли от 01.10.2015 N П-3.
Посчитав, что Администрацией при определении размера арендной платы за земельный участок нарушен один из принципов экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 истец направил в адрес ответчика требование от 01.11.2019 N 256 об изменении условий договора аренды в части определения порядка внесения арендной платы по договору аренды.
В обоснование своего заявления общество указало, что в настоящее время в целях дальнейшего строительства противопожарного водоема на основании лицензии на пользование недрами от 28.10.2015 года сроком действия до 01.06.2022 года арендатором осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных. В данном случае, по мнению общества, на период добычи полезных ископаемых размер арендной платы должен определяться как для земельных участков, предоставление которых связано с пользованием недрами.
Оставление указанного требования без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 2 ст. 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор, может быть, расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
-в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
-изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
-исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
-из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу п. 1 ст. 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ применительно к спорному периоду) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со следующей формулой:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Апл - арендная плата;
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
В период с даты действия договора истец производил оплату аренды по указанной формуле.
Вместе с тем, с 01.03.2015 г. вступила в действие новая редакция пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ), которой было установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Действительно, абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недр, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости соответствующего участка.
Из материалов дела следует, что истцу 28.10.2015 выдана Лицензия МСК N 80176 ТЭ с целевым назначением - для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных в месторождении "Михалево" Павлово-Посадского района Московской области, площадью 181,95 га.
На основании данной лицензии истцу был оформлен горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных, срок действия горноотводного акта установлен до 01.06.2022 года.
Границы утвержденного горного отвода совпадают с границами данного земельного участка и смежными земельными участками, арендуемыми ООО "МОСОБЛНЕДРА" с кадастровыми номерами 50:17:0011308:5, 50:17:0011306:44, 50:17:0011306:42.
Министерством экологии и природопользования Московской области 08.08.2017 г. было утверждено Заключение N 23-2017 г., экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участков недр местного значения.
Для реализации условий пользование недрами истцом был разработан Технический проект добычи общераспространенных полезных ископаемых, данный Технический проект был утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 843-РМ от 20.12.2017 г.
Данный Технический проект был увязан с проектом строительства противопожарных водоемов в части выполнения комплекса земляных работ, неразрывно связанных с попутной добычей общераспространенных полезных ископаемых и последующим их частичным использованием на объекте строительства, а также реализацией в коммерческих целях для получения денежных средств на строительство объектов.
Между тем, истцом не учтено следующее.
Из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (действующего на момент принятия Администрацией постановления от 07.06.2013 N 979), следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством, действовавшим в период обращения общества в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, предусматривалась различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса РФ); предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса РФ); для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в редакции до 01 марта 2015 года, устанавливался порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В рассматриваемом случае решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011306:43 в аренду обществу принималось в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков целей связанных со строительством, а именно - для строительства противопожарного водоема.
При этом предоставление земельного участка заявителю в аренду было обусловлено обязанностью последним использовать земельный участок исключительно в целях, в которых он предоставляется, то есть для строительства противопожарного водоема.
Как следует из положений Договора аренды земельного участка, земельный участок предоставлен обществу в аренду сроком на 7 лет с даты его государственной регистрации (дата регистрации - 06.06.2014 года). При этом лицензия выдана на срок, превышающий действие договора аренды, до 01.06.2022.
Истцом не представлено доказательств того, что разработка карьера и добыча полезных ископаемых в объемах, указанных в разрешительной документации на недропользование, необходимы для строительства противопожарного водоема.
В данном случае земельный участок изначально не предоставлялся обществу для целей, связанных с пользованием недр, разработка карьера и попутная добыча полезных ископаемых возможна только для достижения целей по строительству противопожарного водоема.
То обстоятельство, что истец помимо реализации цели, для которой спорный земельный участок предоставлен, осуществляет разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - строительного песка, не является основанием для применения абзаца 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2020 года по делу N А41-107567/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-107567/2019
Истец: ООО "МОСОБЛНЕДРА"
Ответчик: Администрация городского округа Павловский Посад МО