город Омск |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А75-6632/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8856/2020) муниципального унитарного предприятия "Теплосети Березово" городского поселения Березово на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2020 по делу N А75-6632/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Теплосети Березово" городского поселения Березово (ОГРН 1188617017368, ИНН 8613004175, 628140, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, пгт. Березово, ул. Газопромысловая, 12) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104) об оспаривании предписания от 31.03.2020 N 09-035/жн-2020, принятого Березовским отделом инспектирования,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Теплосети Березово" городского поселения Березово (далее - заявитель, МУП "Теплосети Березово", управляющая компания, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 31.03.2020 N 09-035/жн-2020.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2020 по делу N А75-6632/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что факт оказания предприятием услуг по поставке тепловой энергии подтверждается детализацией расчётов стоимости услуг по лицевым счетам вышеуказанных жилых домов, платёжными документами, также МУП "Теплосети Березово" фактически оказывало собственникам жилых домов услугу подогрева водопроводной сети и несло дополнительные расходы в виде затрат на тепловое сопровождение водопровода холодного водоснабжения. Данные затраты не были включены в состав платы за коммунальные услуги, а рассчитывались отдельно как плата за тепловое сопровождение трубопроводов холодного водоснабжения.
Службой представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Службой на основании приказа от 19.03.2020 N 09-035/ЖН-2020 в период с 24.03.2020 по 31.03.2020 по обращению гражданина от 05.03.2020 о необоснованным взимании платы за тепловое сопровождение водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником" и включения потерь тепловой энергии проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП "Теплосети Березово".
В ходе проведения проверки выявлены взимание платы за тепловое сопровождение водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником" по жилым домам N N 36, 38, 40, 42 по ул. Советск в пгт. Березово Березовского района:
- неправомерное начисление платы МУП "Теплосети Березово" за услугу тепловое сопровождение водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником" с начислением платы выполненного расчетом размера платы как за коммунальную услугу по отоплению (поставка тепловой энергии в объеме, позволяющем поддерживать в помещении нормативную температуру), при отсутствие возмездных договоров и фактического предоставления исполнителем этой коммунальной услуги потребителям (в установленном количестве, соответствующего качества) и пользование ими этой услугой в полном объеме (при отсутствии энергопринимающих устройств - тепловых сетей отопления и отопительных приборов), с применением в расчете размера платы за коммунальную услугу отопления фиктивных площадей жилых домов и нормативов утративших силу;
- не обеспечен перерасчет размера платы с исключением внесенной оплаты плательщиками с момента неправомерного начисления платы за коммунальную услугу отопление (теплоснабжение (отопление) по следующим адресам жилых домов: ХМАО - Югра, Березовский район, пгт. Березово, ул. Советская, дом 36, дом 38, дом 40, дом 42.
По результатам составлен акт проверки от 31.03.2020 N 09-035/ЖН-2019 (том 1 л.д. 86).
В целях устранения выявленных нарушений выдано предписание от 31.03.2020 N 09-035/ЖН-2020, которым на МУП "Теплосети Березово" возложена обязанность до 22.05.2020 обеспечить прекращение неправомерного начисления платы за услугу тепловое сопровождение водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником" с начислением платы выполненного расчетом размера платы как за коммунальную услугу по отоплению (поставка тепловой энергии в объеме, позволяющем поддерживать в помещении нормативную температуру), при отсутствие возмездных договоров и фактического предоставления исполнителем этой коммунальной услуги потребителям (в установленном количестве, соответствующего качества) и пользование ими этой услугой в полном объеме (при отсутствии энергопринимающих устройств - тепловых сетей отопления и отопительных приборов), с применением в расчете размера платы за коммунальную услугу отопления фиктивных площадей жилых домов и нормативов утративших силу; обеспечить перерасчет размера платы с исключением сумм внесенной оплаты плательщиками юридическому лицу МУП "Теплосети Березово" с момента неправомерного начисления платы за коммунальную услугу отопление (теплоснабжение (отопление) по адресам: Березовский район, пгт. Березово, ул. Советская, дома NN 36, 38, 40, 42.
Не согласившись с названным предписанием, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
24.07.2020 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусматривается, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальных услуг гражданам регламентировано "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 3 подпункта "б" Правил N 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства жилого дома.
В соответствии с подпунктами "а", "е" пункта 4 Правил N 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе:
- холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение).
- отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Предоставление коммунальной услуги по тепловому сопровождению водопровода холодного водоснабжения "теплоспутииком" и порядок расчета размера платы за такую услугу Правилами N 354 не предусмотрен.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предоставление собственникам жилых домов коммунальной услуги по тепловому сопровождению водопровода холодного водоснабжения "теплоспутииком".
Вместе с тем, в нарушение приведенных требований законодательства МУП "Теплосети Березово" услуга по тепловому сопровождению водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником" включена в состав коммунальных услуг, оказываемых собственникам жилых домов, что подтверждается платежными документами за расчетные периоды 01-2020, 02-2020 и детализацией расчетов стоимости услуг по лицевым счетам за периоды с 01-2017 по 02-2020, вышеуказанных жилых домов:
- ХМАО-Югра, Березовский р-н, пгт. Березово, ул. Советская д.36, л/с N 5171002898, Смурову Е.В., за теплоснабжение (отопление) МУП "Теплосети Березово" начислено 11356,14 руб., оплачено плательщиком 10541.04 руб., сальдо 815,10 руб.
- ХМАО-Югра. Березовский р-н. шт. Березово, ул. Советская д.38. л/с N 5171006468, Штин Н А., за теплоснабжение (отопление) МУП "Теплосети Березово" начислено 11356.14 руб., оплачено плательщиком 2579,22 руб., сальдо 8776,92 руб., пени 436,14 руб.
- ХМАО-Югра, Березовский р-н, пгт. Березово, ул. Советская д.40, л/с N 5171002902. Пряхиной С.В., за теплоснабжение (отопление) МУП "Теплосети Березово" начислено 11356,14 руб.. оплачено плательщиком 0,0 руб., сальдо 11356,14 руб., пени 557,18 руб.
- ХМАО-Югра, Березовский р-н, шт. Березово, ул. Советская д.42, л/с N 5171002904, Мальцевой Г.С., за теплоснабжение (отопление) МУП "Теплосети Березово" начислено 11356,14 руб., оплачено плательщиком 8095.74 руб., сальдо 3260,14 руб.. пени 0,34 руб.
Таким образом, МУП "Теплосети Березово" жильцам жилых домов по вышеуказанным адресам осуществляет начисление платы за услугу по тепловому сопровождению водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником" с расчетом размера платы, как за коммунальную услугу по отоплению в жилое помещение (жилой дом), в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме.
Вместе с тем включение этих тепловых потерь в состав платы за коммунальные услуги, установление дополнительной платы потребителям за данную услугу, противоречит требованиям законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, указанные выше жилые помещения (жилые дома) оборудованы индивидуальными системами отопления жилых помещений - газовыми котлами.
В силу статей 153 - 155, 157 ЖК РФ, пунктов 4, 6 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании возмездных договоров, а перечень предоставляемых потребителю коммунальных услуг не предусматривает такую отдельную услугу, как услуга по тепловому сопровождению водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником".
В соответствии с действующим законодательством предоставляемые потребителю коммунальные услуги: холодного водоснабжения (снабжение холодной питьевой водой) и отопления (подача тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354) подразумевает подачу потребителю этого коммунального ресурса.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы может быть взыскана с потребителя лишь за объем фактически предоставленной коммунальной услуги, исходя из утвержденного тарифа.
Вместе с тем, тепловое сопровождение трубопровода холодного водоснабжения "теплоспутником", не относится к таковым коммунальным услугам. Потери тепловой энергии, связанные с сопровождением трубопровода холодного водоснабжения "теплоспутником", образуются в результате отдачи трубами сопровождения тепловой энергии окружающей среде.
Включение этих тепловых потерь в состав платы за коммунальные услуги, установление дополнительной платы потребителям за данную услугу, противоречит требованиям законодательства и является незаконной.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определяются следующие основные понятия:
- потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании тешкшотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
- тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
- тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопогребляющих установок:
- теплопотребляюшая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
- теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии.
- теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
В соответствии с подпунктами "г", "д" и "с" пункта 3 Правил N 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) являются, в том числе, следующие условия:
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внугридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
- техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внугриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
На основании подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Как указано в пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354, качественной коммунальной услугой по отоплению является обеспечение нормативной температуры воздуха:
- в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С);
- в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000)
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Получение коммунальной услуги в необходимом объеме и надлежащего качества является правом потребителя (подпункта "а") пункта 33 Правил N 354).
Согласно пункту 98 Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Общим принципом оплаты коммунальных услуг согласно действующему законодательству является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю (в установленном количестве, соответствующего качества) и пользование ими потребителем в полном объеме.
Как указывалось выше, службой в ходе проверки установлено, что плата за отопление начисляется в связи с тепловым сопровождением магистрали холодного водоснабжения (теплоспутник), а не за подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание надлежащей температуры воздуха в жилых домах.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность начисления потребителям платы за услугу по тепловому сопровождению водопровода холодного водоснабжения "теплоспутником", с расчетом размера платы потребителям коммунальной услуги по отоплению (поставка тепловой энергии в объеме, позволяющем поддерживать в помещении нормативную температуру), в отсутствие возможности принимать поставленную тепловую энергию (наличие в помещениях, принадлежащих заявителям, отопительных приборов).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что предприятие наряду с начислением и взиманием платы за оказание услуги по холодному водоснабжению начисляет и взимает оплату с жителей вышеуказанных жилых домов, за тепловое сопровождение трубопровода холодного водоснабжения "теплоспутииком", рассчитывая плату как за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям за расчетный период в жилое помещение (жилой дом), в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание содержит законные требования и обязательно для исполнения лицом, которому оно выдано.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленного педприятием требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на предприятие.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2020 по делу N А75-6632/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6632/2020
Истец: МУП ТЕПЛОСЕТИ БЕРЕЗОВО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕРЕЗОВО
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ