г. Чита |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А19-30669/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Извечной Василисы Михайловны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-30669/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Извечная Василиса Михайловна (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018, далее - заявитель, ИП Извечная В.М., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, далее - КУМИ администрации г. Иркутска, комитет) о признании незаконным бездействия КУМИ администрации г. Иркутска в отношении непроведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов по вышеуказанным адресам и обязании провести торги на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресам:
1. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Трактовая 35/1а,
2. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, мкр. Университетский 3а/1
3. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Маршала Жукова 13
4. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ост. Общественного транспорта "Стомклиника".
5. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, мкр. Березовый, 111/1
6. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Ленина, 8/2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-30669/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Определением суда от 04.09.2020 года изменено время судебного заседания на 10 часов 00 минут 6 октября 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.08.2020, 05.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.07.2019 в рамках процедуры приема заявлений от хозяйствующих субъектов, в связи с подготовкой изменений в Постановление администрации города Иркутска от 30.11.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, заявитель обратился к заместителю мэра - председателю КУМИ администрации г. Иркутска с заявлениями о предоставлении мест под размещение нестационарных торговых объектов по постановлению администрации города Иркутска от 30.11.2011 N 031-06-3192/11.
Письмом от 25.07.2019 комитетом дан ответ, что в соответствии с Положением, договор на размещение НТО заключается только по результатам торгов.
31 октября 2019 года в рамках процедуры приема заявлений от хозяйствующих субъектов в связи с подготовкой изменений в Постановление администрации города Иркутска от 30.11.2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска", ИП Извечная В.М. обратилась к заместителю мэра - председателю КУМИ администрации г. Иркутска с заявлениями о предоставлении в аренду мест под размещение нестационарных торговых объектов по постановлению администрации г. Иркутска от 30.12.2011 года N031-06-3192/11 по адресам:
1. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Трактовая 35/1а,
2. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, мкр. Университетский 3а/1,
3. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Маршала Жукова 13,
4. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ост. Общественного транспорта "Стомклиника",
5. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, мкр. Березовый, 111/1,
6. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Ленина, 8/2.
Письмом от 29.11.2019 N 505-70-25065/19 комитет сообщил предпринимателю, о том, что в настоящее время подготавливается аукционная документация на проведение торгов по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, вся информация размещена на официальном сайте торгов, сайте администрации города Иркутска и публикуется в газете "Иркутск официальный". Предложения о внесение изменений в схему учтены.
В связи с тем, что торги на указанные объекты не проводились и не объявлены, заявитель полагает, что бездействие КУМИ администрации г. Иркутска, выраженное в не проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов по выше указанным адресам, указанные в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утр. Постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11, в отношении которых отсутствуют действующие договоры, заключенные в установленном порядке и не объявлены торги, их размещение приводит к необоснованному препятствованию хозяйствующим субъектам, осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, что явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее - Схемы) утверждены постановлением администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов".
Постановлением администрации города Иркутска от 29 октября 2018 года N 031-06-961/8 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска (далее - Положение).
В силу пункта 6 Положения размещение НТО на территории города Иркутска осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение НТО путем предоставления места.
На основании пункта 7 Положения заключение договора на размещение НТО осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10 февраля 2010 года N 67.
Таким образом, для проведения торгов на право заключения договора на размещение НТО необходимо установить, что НТО включен в Схему, а также установить кадастровую стоимость земельных участков под НТО.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.
Как следует из материалов дела, КУМИ администрации г. Иркутска исследованы все заявления о внесении изменений в Схемы начиная с 2016 года, совместно с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в нестационарных торговых объектах, выполнено уточнение площадей нестационарных торговых объектов путем проведения геодезических работ, разработана графическая часть Схем, согласно пункту 4 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 г. N 3-спр.
ИП Извечная В.М. просит признать незаконным бездействие КУМИ администрации г. Иркутска, выраженное в не проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов по адресам:
1. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Трактовая 35/1а,
2. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, мкр. Университетский 3а/1,
3. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Маршала Жукова 13,
4. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ост. Общественного транспорта "Стомклиника",
5. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, мкр. Березовый, 111/1,
6. Действующий остановочный пункт, со специализацией общественное питание, по адресу г. Иркутск, ул. Ленина, 8/2.
В связи с возведением новой застройки, переименованием остановок общественного транспорта, а также в целях приведения мест под размещение НТО к единообразному стилю, уточнены адреса в отношении всех мест под размещение нестационарных торговых объектов в Схемах, исключены и включены места размещения НТО, с учетом требований пожарной безопасности N 103-95, введенным в действие Приказом ГУГПС МВД РФ от 31 января 1995 года N 5, проведена полная инвентаризация нестационарных торговых объектов, размещенных на территории города Иркутска, с целью обоснованного исключения из Схем, а также соблюдения показателей обеспеченности населения города Иркутска количеством нестационарных торговых объектов в соответствии с приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 12 сентября 2016 года N 33-спр "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Иркутской области" из расчета на 10 000 человек.
На основании выполненных работ издано Постановление администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов". Постановление вступило в силу с 1 января 2020 года.
Из пояснений комитета, следует, что пять лет с проведения последней государственной кадастровой оценки истекли, действия по установлению новой кадастровой стоимости земельных участков под размещение НТО не завершены, в связи, с чем основания для проведения аукционов в отношении земельных участков без установления их кадастровой стоимости, отсутствуют.
Кроме того, ответчик пояснил, что в отношении НТО, размещенных без договорных отношений, комитетом принимаются меры в соответствии с порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных НТО на территории г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1.
В обоснование своей позиции по делу ответчиком в материалы дела представлены копии договоров аренды, заключенных между администрацией г. Иркутска и собственниками НТО, расположенных по адресам: г. Иркутск, мкр. Университетский, 3а, ул. Маршала Жукова, 13 (остановка "Лодочная"), ост. Общественного транспорта "Стомклиника", ул. Ленина, 8/2 заключены договоры, поскольку до момента вступления в силу, действующего в настоящее время Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 29 октября 2018 года N 031-06-961/8, действовало постановление администрации г. Иркутска от 6 ноября 2013 года N 031-06-2721/13 "О размещении нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на территории города Иркутска", согласно которому размещение нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, остановочно-торгового комплекса) осуществлялось на основании договора аренды земельного участка; под размещение НТО.
Таким образом, в момент заключения указанных договоров (2006-2007 г.) обязанность по проведению торгов на право размещения НТО не была предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Обязанность расторжения договоров с собственниками НТО, расположенных по вышеуказанным адресам, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, следовательно, НТО, в отношении которых имеются действующие договоры и находящиеся в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" являются законно размещенными.
Обязанность по расторжению вышеуказанного договора законодательством Российской Федерации не предусмотрена, следовательно, НТО, расположенный по адресу: г. Иркутск, мкр. Университетский, 3а, ул. Маршала Жукова, 13 (остановка "Лодочная"), ост. Общественного транспорта "Стомклиника", ул. Ленина, 8/2 на основании договоров аренды земельных участков, представленных в материалы дела, является законно размещенным.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что провести торги на право заключения договоров на размещение НТО в отношении занятых земельных участков комитетом не представляется возможным.
Доводы предпринимателя о фальсификации договоров аренды, в которых не указаны данные сторон, не подтверждаются представленными комитетом оригиналами договоров аренды, в которых отражены сведения об участниках сделки. В судебном заседании судом первой инстанции исследованы оригиналы договоров аренды на вышеперечисленные НТО, на относимость к схеме размещения НТО, сверены адреса, осмотрены фотоснимки НТО - павильонов, графические схемы.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание пояснения ответчика о том, что представление в материалы дела обезличенных копии договоров, связано с необходимостью неразглашением персональных данных об участниках сделки. Копии договоров (не обезличенные) так же представлены в материалы дела.
В отношении НТО, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Трактовая, 5/1а (ул. Р. Люксембург, остановка "Узловая") и г. Иркутск, мкр. Березовый, 111/1 (мкр. Березовый, в районе остановки "8-й микрорайон") установлено, что комитетом проводится процедура демонтажа, согласно Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных НТО на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 30 июня 2017 года N 031-06-639/7-1. Собственникам указанных НТО вручены уведомления о добровольном демонтаже, что подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями о демонтаже.
Однако в настоящий момент процедура по демонтажу НТО в городе Иркутске приостановлена, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, вышеуказанные места выставлены на торги (ул. Р. Люксембург, остановка "Узловая" место в схеме N 242, торги назначены на 20.04.2020, мкр. Березовый, в районе остановки "8-й микрорайон" (место в схеме N 1, торги назначены на 13.04.2020), что подтверждается извещением об аукционе за право на заключение договоров на размещение НТО, расположенных на территории г. Иркутска, которое размещено на официальном сайте Комитета kumi.admirk.ru (копия прилагается). Также всю подробную информацию о соответствующем аукционе можно найти на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru. на официальном сайте администрации города Иркутска www.admirk.ru и в газете "Иркутск официальный".
Заявитель считает, что указанные торги не проведены, считает, что комитет бездействует, ссылаясь на извещение о приостановлении проведения торгов, а так же на проведенную Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, в отношении ответчика по делу проверку, результатом которой является решение от 07.05.2020 N 038/637/20.
Суд апелляционной инстанции при исследовании решения от 07.05.2020 УФАС (т.2 л.д.35-42), пришел к выводу, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области выявлены нарушения при проведении торгов, а именно - требование от заявителя иного, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 правил, а также нарушений относительно сроков внесения изменений в аукционную документацию.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие бездействие комитета по проведению торгов, решением УФАС подтверждается, что комитет не бездействует, а принимает меры по проведению аукциона. Кроме того, приостановление проведения аукциона связано с угрозой возникновения чрезвычайной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, введения режима самоизоляции на территории Иркутской области, указанный режим продлен до 28.06.2020.
Действующими Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 г. N 67, не предусмотрено конкретных сроков проведения торгов уполномоченным органом.
Таким образом, заявителем не приведено и судом не установлено фактов нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска норм законодательства, а также прав и законных интересов заявителя.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 300 руб.; при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 рублей для физических лиц.
Суд апелляционной инстанции определением от 12 августа 2020 года обязывал индивидуального предпринимателя Извечную В.М. представить в суд апелляционной инстанции до 28.08.2020 года доказательства оплаты государственной пошлины, поскольку представленный чек-ордер от 23.07.2020 (т.3 л.д.24) не подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы (указаны иные реквизиты).
Определение от 12 августа 2020 года Извечной В.М. не исполнено, в связи с отсутствием доказательств оплаты государственной пошлины с индивидуального предпринимателя Извечной Василисы Михайловны подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 руб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-30669/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Извечной Василисы Михайловны (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-30669/2019
Истец: Извечная Василиса Михайловна
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области