г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А56-19541/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Кузнецова М.А., по доверенности от 09.01.2020;
от ответчика (должника): Самойлова А.М., по доверенности от 30.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20450/2020) общества с ограниченной ответственностью "Светосервис - Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020 по делу N А56-19541/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светосервис - Санкт-Петербург"
к Государственной административно - технической инспекции
об оспаривании постановления от 19.02.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Светосервис - Санкт-Петербург" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 19.02.2020 N 583 по делу N 40015.
Решением от 06.07.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 06.07.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что заявитель не может нести ответственность за нарушение правил благоустройства в связи с выполнением работ на строительной площадке при осуществлении строительства линейного объекта капитального строительства - системы наружного освещения, а не в зоне производства работ.
По мнению подателя жалобы, обязанность по ограждению согласно Правилам N 875 для обеспечения безопасности пешеходов установлена только в отношении зоны производства работ, то есть территории на которой производятся работы по благоустройству. Ограждение, устанавливаемое при работах по благоустройству, не может обеспечить безопасность пешеходов при строительстве объектов капитального строительства. Работы, выполняемые ООО "Светосервис-СПб" по контракту, согласно пункту 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) являются составной частью работ, выполняемых в ходе строительств. С учетом, того что согласно технико-экономическим характеристикам объекта капитального строительства, основным проектным решениям (п.1.5., стр. 13 положительного заключения экспертизы объекта капитального строительства N 78-1-1-3-0079-16), а так же пункта 8 Приложения N 3 к контракту объект представляет собой электроустановку с устройством кабельных линий, воздушных липни, кабельно-воздушных линий с уровнем напряжения линий электронередач - 0,4 кВ., с категорией надежности электроснабжения потребителей - Ш - разрешение па строительство не требуется.
Также податель жалобы считает, что ГАТИ не является государственным органом осуществляющим надзор в сфере строительства и Правила N 875, N 961 не распространяются на отношения в сфере строительства.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ГАТИ просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.02.2020 и 07.02.2020 при участии представителя Общества специалистом ГАТИ проведены осмотры по адресу: Санкт-Петербург, квартал (пр. Науки - Гражданский пр. - ул. Гидротехников - ул. Обручевых), в результате которых установлено:
- отсутствует ограждение зоны производства работ (мест складирования строительных материалов) при выполнении земляных работ организацией (электрокабель, опоры) согласно ордера N У-10530 от 09.10.2019 (установлены отдельно стоящие секции ограждения в виде металлических секций, часть ограждений отклонены от вертикали (ограждение не замкнуто по периметру зоны производства работ), допущено присутствие посторонних лиц в зоне производства работ, не обеспечен безопасный проход граждан, проезд автотранспорта по внутридворовой территории);
- не исполнена обязанность по обеспечению свободных проходов к зданиям и проходов в них при проведении работ по прокладке электрокабеля и устройству опор освещения согласно ордера ГАТИ N У-10530 от 09.10.2019 (зона работ проходит во внутриквартальпой территории в непосредственной близости к жилым домам, имеется свободный доступ в зону работ, в результате чего не обеспечен безопасный проход граждан);
- не выполнены условия, предусмотренные ордером ГАТИ от 09.10.2019 N У-10530, а именно: производство земляных работ (опоры, э/кабель), складирование материалов, размещение временных сооружений осуществляются при отсутствии уведомления ГАТИ о начале производства работ, отсутствии согласования с ГУП "Петербургский метрополитен" плана прокладки линий, с местами установки опор, проекта производства работ, включая стройгенплан.
В отношении Общества 07.02.2020 составлены протоколы об административном правонарушении N 40015, N 40016, N 40017.
Определением заместителя начальника Инспекции от 19.02.2020 дела об административных правонарушения N 40015, N 40016, N 40017 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N 40015.
Постановлением от 19.02.2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктами 3, 4, 6 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга (правила благоустройства).
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 875).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.23016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее также - Правила N 961).
В соответствии с пунктами 3.2.3, 3.2.5 - 3.2.11. 3.2.22 Правил N 875, пункта 15.1.4 Приложения N 5 к Правилам N 961 на производителя работ возложена обязанность установить временное ограждение строительной площадки (зоны производства работ), соответствующее требованиям Правил, а также обеспечить безопасный проход пешеходов и проезд автотранспорта.
При производстве плановых земляных работ при работах на инженерных коммуникациях ограждение зоны производства работ должно быть сборно-разборным с унифицированными элементами соединения и деталями крепления, из металлических секций с арматурной сеткой, имеющих ширину - 3 м, высоту - 1,925 м, в соответствии с приложением N 12 к Правилам N 875.
Временное ограждение при производстве плановых работ должно быть выполнено из сплошных износостойких материалов, иметь серый цвет, соответствующий колерам 7040, 7038, 7035, 7004 согласно стандарту RAL или аналогу.
Производитель работ обязан содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии: ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей.
Пунктами 15.1, 15.1.4 Приложения N 5 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила N 961) установлено, что производитель работ обязан до начала производства работ разместить забор по периметру строительной площадки либо ограждение зоны производства работ в соответствии с правилами производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством, содержание забора (ограждения) в чистоте и исправном состоянии, а также выполнить своевременный ремонта и его окраску, но не реже одного раза в год в весенний период, содержание забора без проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей.
Согласно пункту 3.2.8 Правил N 875 производитель работ обязан обеспечить при производств свободные проходы к зданиям и входы в них путем установки через траншеи (зону производств; пешеходных мостиков с перилами, а также свободные въезды во дворы.
В силу пункта 3.2.16 Правил N 875 производитель обязан выполнять условия ордера.
Согласно ордеру ГАТИ N У-10530 от 09.10.2019 Общество является производителем плановых работ на вышеуказанной территории. Срок производства работ: с 09.10.2019 по 25.06.2020.
Условия производства работ по данному ордеру: направление уведомления о начале производства, обеспечение безопасного прохода пешеходов, согласование с ГУП "Петербургский метрополитен" плана прокладки линий, с местами установки опор, проекта производства работ, включая стройгенплан.
В соответствии с письмом ГУП "Петербургский метрополитен" от 24.01.2020 N 103/745 от Общества документация в рамках указанного ордера ГАТИ не поступала и не согласовывалась.
Согласно государственному контракту N 4/96-19 от 09.08.2019 Общество является производителем плановых работ по адресу: Санкт - Петербург, квартал (пр. Науки - Гражданский пр. ул. Гидротехников - ул. Обручевых), что также подтверждается ордером ГАТИ на производство плановых работ от 09.10.2019 N У-10530 на срок с 09.10.2019 по 25.06.2020.
Факт производства Обществом работ с нарушением требований Правил N 875, Правил N 961 подтверждается материалами дела (протоколами осмотра от 03.02.2020, 07.02.2020 с фотофиксацией и схемой осмотра места административного правонарушения, протоколами об административном правонарушении N40015 от 07.02.2020, N40016 от 07.02.2020, N40017 от 07.02.2020).
Довод заявителя о том, что ограждение зоны производства работ устанавливать не требуется, поскольку система наружного освещения является линейным объектом капитального строительства, Правила N 875 и Правила N 961 не распространяются на настоящие правонарушения, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 875, их действие не распространяется на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также на земельных участках, находящихся в частной собственности, на которых осуществляется строительство (реконструкция) на основании разрешения на строительство. Осуществление мероприятий по содержанию временных ограждений зон производства работ (строительных площадок) выполняется в соответствии с Правилами благоустройства.
Также пунктом 3.2.22 Правил N 875 закреплена обязанность производителя работ содержать зону производства работ в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.5 Правил N 961 действие Правил благоустройства не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны объектов культурного наследия), музейные предметы.
В данном случае, зона производства работ не выделена под строительство, Правила N 875 и Правила N 961 в части осуществления мероприятий по содержанию временных ограждений зон производства работ распространяются на строительные площадки.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение указанных требований, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененных правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения.
Исходя из объекта посягательства, характера и обстоятельств совершения правонарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ наказание назначено в минимальном размере санкции пункта 3 статьи 14 Закона N 273-70.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления.
Все доказательства и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020 по делу N А56-19541/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19541/2020
Истец: ООО "СВЕТОСЕРВИС - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: А56-43178/2020, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ