город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2020 г. |
дело N А32-6993/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Николаева Д.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сорокиным Д.М.,
при участии:
от ИП Зирка (Деминой) Т.А.: представитель Сухов Е.Л. по доверенности от 18.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зирка Татьяны Александровны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.07.2020 по делу N А32-6993/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Зирка (Деминой) Татьяны Александровны (ИНН 232526146956)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Краснодарскому краю,
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю,
о признании постановления МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю от 04.02.2020 N 017909-2020 по делу об административном правонарушении N 017909 незаконным и подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предпринимателя Зирка (Демина) Татьяна Александровна (далее - ИП Зирка Т.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании постановления МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю от 04.02.2020 N 017909-2020 по делу об административном правонарушении N 017909 незаконным и подлежащим отмене.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано установлением факта совершения предпринимателем административного правонарушения, соблюдением установленного порядка административного производства. Суд пришел к выводу о доказанности совершенного административного правонарушения. Суд не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, равно как и не установил основания для снижения штрафа.
Индивидуальный предприниматель Зирка Татьяна Александровна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2017 года N 196 утвержден перечень населенных пунктов Краснодарского края, относящихся к отдаленным или труднодоступным местностям. В указанный перечень вошли в Апшеронском районе станица Нижегородская и хутор Гуамка, где находится парк развлечений "Грин Парк". Соответственно, согласно данному постановлению на территории парка контрольно-кассовая техника не применяется.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекции 10.01.2020 на основании поручения от 10.01.2020 N 9 УФНС по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в деятельности индивидуального предпринимателя Зирка Т.А.
В ходе проверки было выявлено, что 10.01.2020 в 11 час. 28 мин. в парке развлечений "Грин Парк", принадлежащем на праве аренды предпринимателю, расположенном по адресу: Краснодарский край, Апшеронский р-н, х. Гуамка, 36 км автодороги Апшеронск-Черниговская-Гуамка кассиром Калугиной Е.А. была оказана услуга "катание на "Банане" с помощью снегохода на расстояние 1 км по цене 300 руб. клиентке Грициной Ю.А. за наличный расчет. При этом товарный чек, квитанция либо иной документ, подтверждающий прием денежных средств в размере 300 руб., кассиром не выдан.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 019891 проверки выполнения Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" о проверке наличных денежных средств кассы от 10.01.2020.
Установив указанные обстоятельства, 10.01.2020 государственным налоговым инспектором составлен протокол об административном правонарушении N 002434 по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В адрес ИП Зирка Т.А. 14.01.2020 направлена повестка вызова для составления 21.01.2020 к 15 час. 00 мин. протокола об административном правонарушении, также направлены копия акта проверки N 019891 и копия протокола осмотра N 002434 (РПО N 800827735246 вручено адресату 80082744735246).
21.01.2020 в отсутствие надлежащим образом извещенной ИП Зирка Т.А. составлен протокол N 017909 об административном правонарушении; в тексте указано на необходимость явки 04.02.2020 к 15 час. 00 мин. для рассмотрения дела об административном правонарушении, копия которого направлена 21.01.2020 (РПО N 80084944134270 вручено адресату 24.01.2020).
04.02.2020 в отсутствие надлежащим образом извещенной ИП Зирка Т.А. постановлением исполняющего обязанности начальника МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю Зуб. О.Г. индивидуальный предприниматель Зирка Т.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (копия постановления направлена 06.02.2020 с РПО N 80082845216149).
Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ИП Зирка Т.А. обжаловало его в судебном порядке, мотивировав отсутствием в действиях предпринимателя правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляющее реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг.
Субъективной стороной указанного административного правонарушения является прямой умысел.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере соблюдения установленного порядка осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, а в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, - на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил использования контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 4.7 Закона N 54-ФЗ установлены требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 2.1 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
В силу п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
На территории Краснодарского края в целях упорядочения работы, связанной с торговлей в отдаленных и труднодоступных местностях постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2017 N 196 в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 54-ФЗ утвержден Перечень населенных пунктов Краснодарского края, относящихся к отдаленным или труднодоступным местностям. В этот перечень вошли в Апшеронском районе и станица Нижегородская, и хутор Гуамка, где и осуществляет свою деятельность принадлежащий ИП Зирка Т.А. парк развлечений "Грин Парк".
Как следует из материалов дела, Калугина Е.А., работая в соответствии с приказом от 18.04.2019 N 19-к поваром-реализатором у ИП Зирка Т.А., 10.01.2020 выполняла и функции кассира. Специалист налоговой инспекции при проведении в этот день налоговой проверки в ходе контрольной закупки приобрела у нее в 11 час. 20 мин. товар общественного питания. Покупателю по требованию был вручен документ со всеми необходимыми реквизитами, подтверждающий расчеты наличными денежными средствами за приобретенный товар в отдаленных и труднодоступных местностях, что подтверждается второй частью данного документа и записью в журнал учета документов расчета с покупателями в отдаленных и труднодоступных местностях по услугам общепита.
10.01.2020 в 11 час. 28 мин. в парке развлечений "Грин Парк", принадлежащем на праве аренды предпринимателю, расположенном по адресу: Краснодарский край, Апшеронский р-н, х. Гуамка, 36 км автодороги Апшеронск-Черниговская-Гуамка кассиром Калугиной Е.А. была оказана услуга "катание на "Банане" с помощью снегохода на расстояние 1 км по цене 300 руб. клиентке Грициной Ю.А. за наличный расчет. При этом товарный чек, квитанция либо иной документ, подтверждающий прием денежных средств в размере 300 руб., кассиром не выдан, в свою очередь покупателю передан изготовленный посредством чекопечатающего устройства билет внутреннего контроля для предъявления его инструктору, непосредственно выполняющему функцию по предоставлению оплаченной услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Судом первой инстанции учтены ссылки заявителя на то, что парк развлечений находится в отдаленной/труднодоступной местности, однако данное обстоятельство не исключает обязанность кассира Калугина Е.А. выдать собственноручно подписанный чек (бланк строгой отчетности), как и при покупке, совершенной в 11 час. 20 мин.
Согласно объяснениям кассира Калугиной Е.А., покупателю не был выдан чек, поскольку о выдаче товарного чека покупатель не просил.
Однако указанный довод противоречит материалам дела. Так, из содержания протокола осмотра, произведенного сотрудниками инспекции в присутствии двух понятых, следует, что при продаже услуги на сумму 300 руб. ему был выдан чек от 11.01.2020 в 11 час. 28 мин., изготовленный контрольно-кассовой техникой "Меркурий-180Ф".
Согласно сведениям, полученным из информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (https://www.incotexkkm.ru/production/online/180f.html), контрольно-кассовая техника "Меркурий-180Ф" представляет собой электронную вычислительную машину (компьютерное устройство), обеспечивающая запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях (ФН), формирующая фискальные документы, обеспечивающая передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных (ОФД) и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. ККТ применяется для осуществления денежных расчетов, приема или выплаты денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплату денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Кассовый чек содержит следующие обязательные реквизиты:
* наименование документа;
* порядковый номер за смену;
дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя;
- наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
* идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
* применяемая при расчете система налогообложения;
* признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода;
* наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость;
* сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость;
* форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
* должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту);
* регистрационный номер ККТ;
* заводской номер экземпляра модели ФН;
* фискальный признак документа;
* адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака (за исключением случаев, когда ККТ работает в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД);
* абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен (за исключением случаев, когда ККТ работает в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД);
* адрес электронной почты отправителя кассового чека в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека в электронной форме (за исключением случаев, когда ККТ работает в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД);
* порядковый номер фискального документа;
* номер смены;
* фискальный признак сообщения (для кассового чека, хранимого в ФН или передаваемых ОФД).
Вместе с тем представленный чек содержит только данные о N смены, дату и время, сумму, наименование организации.
Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности установлены статьей 4.7 Закона N 54-ФЗ, согласно которой кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, следующие обязательные реквизиты:
* наименование документа;
* порядковый номер за смену;
* дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя);
- наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
* идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
* применяемая при расчете система налогообложения;
- признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
* наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
* сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
* форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
* должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет");
* регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
* заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
* фискальный признак документа;
* адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
* абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен;
- адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
* порядковый номер фискального документа;
* номер смены;
- фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных);
- QR-код.
Следовательно, в рассматриваемом случае кассиру необходимо было выдать товарный чек, выписанный собственноручно (бланк строгой отчетности), как это было сделано при оплате покупки в сумму 230 руб. в 11 час. 20 мин. Из анализа содержания документа на 300 руб. следует, что он не содержит таких обязательных реквизитов документа, подтверждающего прием денежных средств, как личная подпись лица, выдавшего документ, и его должность, ИНН организации/предпринимателя и др.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что предприниматель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
В соответствии с п.п. 1 -3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
* поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
* сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Относительно довода заявителя о недопустимости протокола осмотра и акта проверки в качестве доказательства, поскольку они составлены в отсутствие представителя ИП Зирка Т.А., судом установлено следующее.
Порядок оформления протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов предусмотрен статьей 27.8 КоАП РФ.
При этом частью 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прямо предусмотрено, что положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении мероприятий по финансовому (контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере) и налоговому контролю и надзору. В письме Генпрокуратуры России от 25.06.2009 N 73/3-133-2009 также разъясняется, что контроль налоговых органов в части соблюдения требований, касающихся порядка ведения кассовых операций, относится к финансовому контролю.
Кроме того, пунктами 27-31 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 N 132н, не предусмотрена обязанность предупреждать проверяемое лицо о предстоящей проверке. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения на исполнение государственной функции эти действия отражаются специалистами инспекции в поручении на исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12131 по делу N А05-284/2015, Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12028 по делу N А05-279/2015.
В разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце 4 пункта 24 постановления от 02.06.2004 N 10, в которых указано, что Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Согласно повестке вызова составление протокола об административном правонарушении назначено на 21.01.2020 в 15 час. 00 мин.
Соответственно, протокол об административном правонарушении от 21.01.2020 N 017909 составлен в отсутствие надлежаще извещенного предпринимателя и без участия представителя по доверенности Сухова Е.Л.
На рассмотрение дела об административном правонарушении ни ИП Зирка Т.А., ни ее уполномоченный представитель также не обеспечили явку
При этом материалы дела не содержат доказательств наличия со стороны ИП Зирка Т.А. ходатайств о переносе даты составления протокола, рассмотрения административного дела либо о рассмотрении в отсутствие, что говорит о возможном отсутствии интереса к выявленному правонарушению. Явка представителей свидетельствует о желании лица, привлекаемого к административной ответственности, принимать участие при составлении протокола, давать пояснения, знакомиться с материалами дела, реализовать свои права, предусмотренные действующим законодательством.
Кроме того, суд первой инстанции верно исходил из того, что в настоящем случае недопуск к участию законного представителя при составлении акта проверки и протокола осмотра не является существенным нарушением, влекущим недействительность оспариваемого постановления, поскольку ИП Зирка Т.А. ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при внесении постановления об административном правонарушении, ни при судебном разбирательстве не представлено доказательств того, что указанные действия повлекли невозможность представления каких-либо дополнительных существенных доказательств, которые бы повлияли на рассмотрение настоящего дела.
Исходя из положений статьи 29.7 КоАП РФ неявка лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не является препятствием рассмотрения дела об административном правонарушении.
Следовательно, вынесение оспариваемого постановления в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя не является безусловным основанием для признания постановления незаконным.
Кроме того, заявитель не отрицает надлежащее извещение в рамках административного дела.
В свою очередь, невыдача организацией или индивидуальным предпринимателем покупателю (клиенту) при осуществлении с ним наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека, то есть неприменение контрольно-кассовой техники, нарушает требование, предусмотренное абзацем четвертым п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", и влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Предприниматель при оказании услуг мог осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии обязательной выдачи бланков строгой отчетности, вне зависимости от того, является ли он плательщиком ЕНВД по данному виду деятельности или нет.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ указано, что порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Пунктом 3 Положения определено, что документ должен содержать следующие реквизиты: наименование документа, шестизначный номер и серия; наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ; вид услуги; стоимость услуги в денежном выражении; размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты; дата осуществления расчета и составления документа; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя); иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (пункт 4 Положения).
В ходе проверки Инспекцией установлено, что при осуществлении наличного денежного расчета выдан документ, подтверждающий оплату товара (чек с чекопечатающего устройства), на котором отсутствуют необходимые сведения, а именно: наименование товара, личная подпись, фамилия, инициалы лица, выдавшего документ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выданный чек не соответствовал требованиям пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и иной документ не выдавался в действиях налогоплательщика усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъект признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства, равно как и доказательств принятия заявителем исчерпывающих мер для соблюдения действующих норм и правил материалы дела не содержат, что применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему административном правонарушении.
Гражданка Тлесенко Н.Г., являющаяся администратором ИП Зирка Т.А., была ознакомлена с поручением о проведении проверки, что подтверждается отметкой Тесленко Н.Г., поставленной собственноручно на поручении о проведении проверки от 10.01.2020 N 9.
Протоколом от 10.01.2020 N 002434 зафиксировано, что кассиру Калугиной Е.А. было предложено добровольно выдать документ, подтверждающий оплату наличными денежными средствами за предоставленные услуги, чего сделано не было.
При оказании услуг заявитель мог осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии обязательной выдачи бланка строгой отчетности. В рассматриваемом случае такая обязанность заявителем не выполнена, что применительно к настоящему случаю образует объективную сторону административного правонарушения и влечет ответственность по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемым постановлением предпринимателю назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., что соответствует минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того в материалах дела отсутствуют доказательства того, что предприниматель находится в тяжелом финансовом положении которое не позволяет оплатить административный штраф, предусмотренный за несоблюдение норм федерального законодательства.
Также отсутствуют основания для признания малозначительности правонарушения ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления денежных расчетов с потребителями услуг, что создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством контроля за обращением денежной наличности, посягает на такие объекты публичных интересов, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации.
Совершенное предпринимателем правонарушение существенно нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц - потребителей.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у предпринимателя реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что совершенное предпринимателем правонарушение, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Существенных нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности не усматривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Доказательств того, что само правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, предпринимателем в материалы дела не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений части 3 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено. Доводы апеллянта со ссылкой на то, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются. В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Применение статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения является правом, а не обязанностью суда, даже при наличии обстоятельств, установленных статьей 3.4 КоАП РФ.
При этом в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение или снижения его размера, предусмотренные ст. ст. 4.1 и 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.
В данном случае имеет место пренебрежительное отношение заявителя к требованиям законодательства, регулирующим применение ККТ при осуществлении расчетов в РФ в рамках осуществляемой ИП Зирка Т.А. предпринимательской деятельности по оказанию оценочных услуг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления ИП Зирка Т.А.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2020 по делу N А32-6993/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6993/2020
Истец: Зирка Татьяна Александровна
Ответчик: МИФНС N9 по Краснодарскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, УФНС по КК