г. Вологда |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А52-1281/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от государственного предприятия Псковской области "Псковпассажиравтотранс" Парковина М.В. по доверенности от 01.06.2020 N 274, от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта Фирсова М.В. по доверенности от 21.07.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу государственного предприятия Псковской области "Псковпассажиравтотранс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 июля 2020 года по делу N А52-1281/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Псковской области "Псковпассажиравтотранс" (ОГРН 1026000959049, ИНН 6027023616; адрес: 180006, Псковская область, город Псков, улица Леона Поземского, дом 123; далее - предприятие, ГП ПО "Псковпассажиравтотранс") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта (ОГРН 1097847327709, ИНН 7838434432; адрес: 190068, Санкт-Петербург, проспект Римского-Корсакова, дом 39; далее - управление, УГАДН) о признании недействительным предписания от 17.03.2020 N 07-43-07/147(П) об устранении нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неверное толкование судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что управлением при вынесении оспариваемого предписания от 17.03.2020 N 07-43-07/147(П) и судом при вынесении решения не приняты должным образом во внимание изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" (далее - Закон N 270-ФЗ), в соответствии с которыми, по его мнению, с 30.01.2020 исключена необходимость проведения оценки уязвимости транспортных средств.
Управление в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу предприятия - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, основным видом его деятельности ГП ПО "Псковпассажиравтотранс" является осуществление регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении.
На основании распоряжения от 26.02.2018 N 76-р в период с 02.04.2018 по 26.04.2018 управлением в отношении предприятия проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения им требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.
По результатам этой проверки составлен акт от 26.04.2018 N 07-43-07/2018(A), в котором отражен факт нарушения требований подпункта 5 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорт, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 N 924 (далее - Требования N 924), выразившегося в необеспечении проведения оценки уязвимости транспортных средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3-х месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме.
В связи с выявленным нарушением обществу выдано предписание от 26.04.2018 N 07-43-07/2018(П) об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем обеспечения в срок до 05.11.2018 проведения оценки уязвимости в отношении 185 транспортных средств и предъявления результатов оценки на утверждение в Федеральное дорожное агентство.
Поскольку по результатам проведенной на основании распоряжения от 11.06.2019 N 269-р внеплановой документарной проверки установлено неисполнение предприятием в установленный срок предписания от 26.04.2018 N 07-43-07/2018(П), что отражено в акте проверки 09.07.2019 N 07-43-07/219(А), то в целях устранения выявленных нарушений обществу вновь выдано предписание от 09.07.2019 N 07-43-07/219(П) об устранении указанного выше нарушения Требований N 924 в срок 04.02.2020.
В соответствии с распоряжением от 12.02.2020 N 87-р в период с 17.02.2020 по 17.03.2020 управлением проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного ГП ПО "Псковпассажиравтотранс" предписания от 09.07.2019 N 07-43-07/219(П).
Поскольку по результатам проверки управление установило, что предприятие не обеспечило проведение оценки уязвимости транспортных средств и не направило ее результатов на утверждение в установленном порядке, то есть не исполнило в установленный срок предписание от 09.07.2019 N 07-43-07/219(П) (акт проверки от 17.03.2020 N 07-43-07/147(A)), то ГП ПО "Псковпассажиравтотранс" выдано предписание от 17.03.2020 N 07-43-07/147(П) об устранении в срок до 25.09.2020 нарушений требований подпункта 5 пункта 7 Требований N 924.
Не согласившись с предписанием от 17.03.2020 N 07-43-07/147(П), предприятие оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 11.1 Закона N 16-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, о транспортной безопасности (пункт 5.1.8), она вправе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную, связную с транспортным процессом деятельность (пункт 6.1).
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны среди прочего выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.
Согласно части 9 статьи 1 этого Закона под субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лиц, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
При этом к транспортным средствам как к объектам транспортной инфраструктуры Закон N 16-ФЗ относит исчерпывающий перечень устройств, предназначенных для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающих в себя, в том числе: транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение (пункт 11 статьи 1 Закона N16-ФЗ).
Таким образом, вопреки позиции предприятия, суд первой инстанции верно отметил, что действующее законодательство признает субъектом транспортной инфраструктуры лицо, использующее принадлежащие ему транспортные средства для регулярных перевозок пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Поскольку предприятие использует транспортные средства для перевозки пассажиров, оно является субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным осуществлять мероприятия, установленные Законом N 16-ФЗ.
В статье 6 Закона N 16 в редакции, действовавшей до издания Закона N 270-ФЗ, закреплялось обязательное категорирование транспортных средств с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
До изменений, вынесенных Законом N 270-ФЗ, пункты 2 и 3 статьи 5 Закона N 16-ФЗ действовали в редакции, предусматривающей, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
До издания Закона N 270-ФЗ часть 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ устанавливала, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Действительно, Законом N 270-ФЗ в Закон N 16-ФЗ внесен ряд изменений, в частности, из статьи 6 Закона N 16-ФЗ исключена обязательность проведения категорирования транспортных средств; не предусматривается необходимость категорирования транспортных средств и исключено требование о проведении оценки уязвимости в отношении транспортных средств.
При этом частью 1.3 статьи 9 Закона N 16 установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры разрабатывать и утверждать паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 270-ФЗ данные изменения вступили в силу с 30.01.2020.
Предприятие последовательно указывает на то, что после вступления с 30.01.2020 вышеуказанных изменений на него не могут быть возложены обязанности, сверх тех, которые предусмотрены в Законе N 16-ФЗ в действующей редакции, а отсутствие необходимых правовых актов для реализации новых требований не может приводить к ухудшению положения субъектов транспортной инфраструктуры.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод.
В части 3 статьи 4 Закона N 270-ФЗ закреплено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии счастью 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона), с учетом категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
Сторонами не отрицается, что требования, необходимые для разработки и утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, до настоящего времени уполномоченным органом не разработаны и в установленном порядке не приняты.
В связи с этим требования по обеспечению транспортной безопасности, ранее установленные частью 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ, применяются до дня вступления в силу требований, установленных статьей 8 в новой редакции, с учетом предусмотренных категорий в области обеспечения безопасности.
Несмотря на ряд изменений, статья 8 Закона N 16-ФЗ указывает, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Во исполнение статьи 8 Закона 16-ФЗ продолжают действовать Требования N 924, подпункт 5 пункта 7 которых определяет, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) обязаны обеспечивать проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3-х месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме.
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 7 Требований N 924 перевозчики обязаны на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства представлять в Федеральное дорожное агентство план транспортного средства в течение 3-х месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства; реализовывать план транспортного средства поэтапно в предусмотренные планом транспортного средства сроки, но не позднее одного года со дня присвоения категории транспортному средству.
Кроме того суд верно отметил, что в силу части 4 статьи 4 Закона N 270-ФЗ меры, содержащиеся в утвержденных планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, или транспортных средств, реализуются субъектами транспортной инфраструктуры до получения уведомления о приеме компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности соответствующих объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, как правильно отметил суд, из приведенных выше норм в их системной взаимосвязи следует, что до введения в действие новых требований по обеспечению транспортной безопасности у перевозчика сохраняется обязанность по проведению оценки уязвимости транспортных средств.
Помимо того следует принять во внимание, что обязанность выполнения требований законодательства, предъявляемых к обеспечению транспортной безопасности, у предприятия возникла еще в 2018 году.
Предприятие также отмечает, что согласно пункту 5.14.2 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 N 670, у Федерального дорожного агентства с 23.05.2020 не имеется полномочий на утверждение результатов оценки уязвимости транспортных средств.
С такой позицией также нельзя согласиться, в связи с тем, что в силу части 3 статьи 4 Закона N 270-ФЗ Требования N 924 продолжают действовать вплоть до вступления в силу новых требований сфере обеспечения транспортной безопасности.
Порядок предоставления результатов оценки уязвимости транспортных средств в Федеральное дорожное агентство для последующего утверждения, прямо урегулирован в подпункте 5 пункта 7 названных Требований.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным предписание управления от 17.03.2020 N 07-43-07/147(П).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22 июля 2020 года по делу N А52-1281/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного предприятия Псковской области "Псковпассажиравтотранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1281/2020
Истец: Государственное предприятие Псковской области "Псковпассажиравтотранс"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному Округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта