г. Красноярск |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А33-17744/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Шалавина И.Г., представителя по доверенности от 18.12.2019 N 184,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" августа 2020 года по делу N А33-17744/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (ИНН 2465237197, ОГРН 1102468025043, далее - заявитель, общество, ООО "Энергоресурс") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, далее - административный орган, учреждение, Фонд) о признании недействительным уведомления от 13.05.2020 и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов в части установления класса профессионального риска в соответствии с основным видом экономической деятельности.
Решением от 19.08.2020 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность направленного обществу уведомления, и правомерность установленного обществу класса профессионального риска в соответствии с основным видом экономической деятельности.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Фондом 13.05.2020 вынесено уведомление о том, что экономическая деятельность общества 77.3 - аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств, относится к 22 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 3,40 процентов. Размер тарифа определен Фондом в связи с неисполнением филиалам общества обязанности по представлению в установленный законодательством срок - до 12.05.2020 заявления и документов, требуемых для определения размера страхового тарифа.
Полагая, что данное уведомление от 13.05.2020 нарушает его права, общество обжаловало его в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия у Фонда обязанности учитывать фактически осуществляемый страхователем основной вид деятельности для целей установления страхового тарифа на 2020 год согласно представленным заявлению и документам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения на основании следующего.
Предметом рассмотрения в настоящем деле является уведомление Фонда от 13.05.2020 об определении обществу размера страхового тарифа - 3,40%, в связи с нарушением требований пункта 3 Порядка N 55.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 445-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены "Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Из системного толкования пунктов 4, 8 Правил N 713 следует, что для определения профессиональных рисков необходимо учитывать действительные риски, связанные с конкретной фактически осуществляемой деятельностью страхователя, в рамках которой возникает необходимость страхования от вполне конкретных опасностей, присущих такой деятельности.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации заявление и необходимые документы на бумажном носителе либо в форме электронного документа (пункт 3 Порядка N 55).
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда социального страхования относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Из материалов дела следует, что общество в 2020 году в установленный срок (до 12.05.2020) заявление о подтверждении основного вида деятельности подразделения и соответствующие документы в Фонд не представило (направленные по ТКС документы не приняты фондом).
Системное толкование данных пунктов N 4, 8, 13 Правил позволяет сделать вывод о том, что имеется в отношениях страхования необходимость учета действительного вида деятельности страхователя. Само по себе наличие в Едином государственном реестре юридических лиц данных о разных видах деятельности не может свидетельствовать о фактическом осуществлении юридическим лицом такой деятельности, как и исключить для юридического лица возможность осуществлять иные виды деятельности, сведения о которых в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, но если такие виды деятельности не запрещены законом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Таким образом, основной вид деятельности страхователя в целях установления страхового тарифа не может быть установлен страховщиком лишь на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности заявителя является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32).
Фонд, основываясь на сведениях из ЕГРЮЛ, заявителю определил наиболее высокий класс профессионального риска по зарегистрированному виду экономической деятельности "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств" (ОКВЭД 77.3). В оспариваемом уведомлении страховой тариф установлен - 3,40% по 22 классу профессионального риска.
Вместе с тем, доказательств фактического осуществления обществом вида экономической деятельности "Аренда прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" Фондом не представлено.
Заявителем в материалы дела представлен бухгалтерский баланс за 2019 год, в котором основной вид деятельности указан - 46.71 "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами", а также пояснительная записка (основной вид деятельности - торговля ГСМ). Согласно приказу Минтруда России от 30.12.2016 N 851н ОКВЭД 46.71 отнесен к 1 классу профессионального риска.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что Фонд не доказал соответствие оспариваемого в рамках настоящего дела уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.05.2020 действующему законодательству, в связи с чем признал уведомление от 13.05.2020 недействительным.
Исследовав доводы жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что они сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Вместе с тем, несогласию заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" августа 2020 года по делу N А33-17744/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17744/2020
Истец: ООО "ЭНЕРГОРЕСУРС"
Ответчик: ГУ КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ