г.Москва |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А40-308621/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.06.2020 по делу N А40-308621/19 (139-2543)
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества по Москве
о признании незаконным решения, о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Виноградова Е.А. по дов. от 22.10.2018; |
от ответчика: |
Власов Д.Е. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее также - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по присвоению земельному участку статуса "архивный" и отказу в восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012012:6, расположенном по адресу: г.Москва, ЗАО, Киевское направление Московской железной дороги (далее также - спорный земельный участок), о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве восстановить ранее имевшиеся в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012012:6 путем изменения статуса земельного участка с "архивный" на "ранее учтенный".
Решением суда от 29.06.2020, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, согласно решению Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2017 по делу N А40-223036/16 суд установил факт принадлежности спорного земельного участка ОАО "РЖД" на праве аренды и отнесения его к полосе отвода железной дороги, при этом обязав ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (полномочия которого переданы в 2018 г. Управлению Росреестра по Москве) исправить техническую ошибку в сведениях о площади земельного участка.
Согласно полученной кадастровой выписке N 99/2019/262307948 земельному участку с кадастровым номером 77:07:0012012:6 присвоен статус "архивный".
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "РЖД" обратилось в адрес Управления Росреестра по Москве с заявлением от 07.08.2019 N ИСХ-4377/МоскНРИ о восстановлении ранее имевшихся сведений в ЕГРН о данном земельном участке с изменением его статуса с "архивный" на "ранее учтенный".
Письмом от 12.09.2019 N 07-4184/2019 "О рассмотрении обращения" Управление сообщило Обществу об отказе в восстановлении сведений в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012012:6.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ОАО "РЖД" требований.
Согласно кадастровому плану от 02.11.2005 N Л1/05-0259 земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012012:6 поставлен на кадастровый учет Департаментом земельных ресурсов г.Москвы по результатам межевания.
Означенный документ содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках данного земельного участка, внесенные в Реестр по результатам межевания.
На момент выдачи указанного кадастрового плана Департамент земельных ресурсов г.Москвы (Указом Мэра Москвы от 30.12.2003 N ЮЗ-УМ "Об органах исполнительной власти г.Москвы" Московский земельный комитете переименован в Департамент земельных ресурсов г.Москвы) в соответствии с п.2.4 Положения о Московском земельном комитете от 11.10.1999, утв. распоряжением Мэра Москвы и Госкомземом РФ от 07.10.1996 N 371/1-РМ-1-30/1967, осуществлял функции по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в г.Москве.
Таким образом, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012012:6 выдан уполномоченным на то органом.
Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 16.05.2007.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 99/2016/7580833 от 13.09.2016 разрешенное использование данного земельного участка - эксплуатация и развитие железных дорог.
Согласно общим сведениям указанного кадастрового плана земельный участок предназначен для эксплуатации железнодорожного транспорта и сооружений, фактическое использование - эксплуатация и обслуживание железнодорожного транспорта. Площадь земельного участка составляет 27 704,3 кв.м.
В силу абз.16 п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и п.4 ст.87 Земельного кодекса РФ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные в полосах отвода железных дорог, и эти земли являются федеральной собственностью.
При этом абзацем 17 данного пункта установлено, что полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.90 Земельного кодекса РФ).
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 в Правилах установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог (далее также - Правила).
Согласно абз.3 п.3 ст.4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ (ред. от 30.09.2017) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
На основании п.2 ст.16 Земельного кодекса РФ земли федеральной собственности - это участки, находящиеся в государственном владении наряду с региональными и муниципальными землями.
Таким образом, право владения на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012012:6 возникло у Российской Федерации на основании федерального закона.
В рассматриваемом случае причиной снятия Управлением спорного земельного участка с государственного кадастрового учета послужило то обстоятельство, что данный земельный участок был учтен в установленном законодательством РФ порядке до 01.03.2008 и сведения о правообладателях такого участка в ЕГРН отсутствуют (ч.3 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Между тем Минэкономразвития в письме от 27.06.2019 N Д23и-20897 изложило свои пояснения относительно снятия с государственного кадастрового учета земельных участков: при поступлении в орган регистрации прав информации о том, что на земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г., и сведения о правообладателе которого отсутствуют в ЕГРН, право возникло в силу федерального закона, такой земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, установленном ч.3 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ, п.181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N943 (далее также - Порядок).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2017 по делу N А40-223036/16 признано недействительным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Москве от 15.09.2016 N 77/601/16-372617 об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012012:006, при этом суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в 10-дневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу, путем исправления технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012012:006 посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 02.11.2005.
Как следует из выписки ЕГРН от 18.05.2019 N 99/2019/262307948, данные о площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012012:6 были изменены Управлением на площадь, определенную в соответствии с кадастровым планом от 02.11.2005 (по означенному решению Арбитражного суда города Москвы).
Как было указано выше, данным судебным актом установлено, что спорный земельный участок отнесен к полосе отвода и принадлежит заявителю.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Вместе с тем в период с момента постановки земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012012:6 на кадастровый учет в 2005 г. по настоящее время собственник спорного земельного участка с заявлением о снятии данного земельного участка с учета в орган кадастрового учета не обращался.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012012:6 с государственного кадастрового учета 04.02.2019 в силу того, что данный земельный участок является федеральной собственностью, предоставлен Обществу по договору аренды от 28.10.2008 N Д-ЗО/173-з, а также в связи с тем, что Управлению было известно о правообладателе данного земельного участка.
При этом суд обоснованно отметил в своем решении, что спорный земельный участок является ранее учтенным, ограниченным в обороте, представляет собой полосу отвода железной дороги, относится в силу закона к федеральной собственности и на основании постановления Правительства РФ от 26.04.2006 N 264 предоставлен Обществу в аренду для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта.
При наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о правообладателе спорного земельного участка присвоение ему статуса "архивный" противоречит действующему законодательству.
Между тем спорный земельный участок был снят Управлением с кадастрового учета без установления его правообладателя - Российской Федерации, а на основании ответа Департамента городского имущества г.Москвы, у которого отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками федеральной собственности.
Запрос от Управления Росреестра по Москве правообладателям спорного земельного участка не поступал.
Факт его неполучения Росимущесвтом подтверждается письмом от 31.10.2019 N 77-08/25130.
Управление в соответствии с п.181 Порядка обязано было уведомить правообладателя земельного участка.
При этом согласно данным в письме от 27.06.2019 N Д23и-20897 разъяснениям Минэкономразвития относительно снятия с государственного кадастрового учета земельных участков не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, установленном ч.3 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, земельный участок, право на который возникло в силу федерального закона.
В результате снятия с кадастрового учета земельный участок утрачивает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.
Исключение Управлением сведений о спорном земельном участке из государственного кадастра недвижимости и отказ в восстановлении ранее имевшихся сведений в ЕГРН лишает заявителя (Российскую Федерацию) возможности распоряжаться принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, регистрирующий орган не представил доказательств правомерности снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета и присвоения ему статуса "архивный".
При этом отсутствие в ЕГРН сведений о земельном участке полосы отвода железной дороги, ограниченном в обороте, нарушает права и законные интересы как Общества, так и Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных ОАО "РЖД" требований в полном объеме, обязав Управление Росреестра по Москве в соответствии с положениями п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления ранее имевшихся в ЕГРН сведений о спорном земельном участке путем изменения его статуса с "архивный" на "ранее учтенный".
Доводы, изложенные Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы и правомерно судом отклонены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2020 по делу N А40-308621/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-308621/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога
Ответчик: Росреестр, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТУ Росимущества