город Воронеж |
|
8 октября 2020 г. |
Дело N А36-10149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от акционерного общества "Вторчермет": Наземникова Н.В., представитель по доверенности от 17.01.2020, сроком по 31.12.2020, паспорт гражданина РФ;
от Государственного учреждения Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования РФ: Гусева И.А., представитель по доверенности от 30.12.2019, сроком до 31.12.2020, паспорт гражданина РФ; Морозова Г.И., представитель по доверенности от 30.09.2020, паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2020 по делу N А36-10149/2019 по заявлению акционерного общества "Вторчермет" (ОГРН 1024840826450, ИНН 4826000428) к Государственному учреждению Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1024840842850, ИНН 4826002979) о признании недействительными решений N 57осс от 11.06.2019, N 87 н/с от 11.06.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Вторчермет" (далее - АО "Вторчермет", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к Государственному учреждению Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ-ЛРО ФСС РФ ) с заявлением :
- о признании недействительным решения N 57осс от 11.06.2019 о привлечении плательщика страховых взносах к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в сумме 1 730,59 руб., штрафа в размере 346 руб. 12 коп., пени в размере 1 522 руб., 11 коп.,
- о признании недействительным решения N 87 н/с от 11.06.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов в размере 4 694 руб. 71 коп., штрафа в размере 938 руб. 94 коп., пени в размере 616 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2020 по делу N А36-10149/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, решения N 57осс от 11.06.2019 и N 87 н/с от 11.06.2019 в указанных частях признаны недействительными.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ссылается на неправомерность невключения страхователем в базу для начисления страховых взносов сумм расходов по оплате медицинских осмотров, поскольку компенсация страхователем денежных средств работникам за прохождение ими предварительных медицинских осмотров являются доходом застрахованных и в силу п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" признаются объектом обложения страховыми взносами. Кроме того, судом сделан необоснованный вывод о правомерности невключения страхователем в налоговую базу сумм пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплаченных с нарушением действующего законодательства, ввиду того, что они не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, и к ним не применимы положения пункта 1 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, следовательно, они являются доходом застрахованных лиц и в силу пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ признаются объектом обложения страховыми взносами. Кроме того, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет при условии сокращение рабочего времени на 1 час приобретают характер дополнительного материального стимулирования и не отвечают своему назначению в виде компенсации утраченного заработка.
Что касается начисления пени в сумме 111,07 руб. за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, то данные суммы пени начислены правомерно на недоимку апрель и май 2016 г., возникшую в результате уменьшения расходов страхователя по состоянию на 01.01.2016 на непринятые к зачету суммы в размере 6189,12 руб. за май, апрель 2013 г., а также на доначисленные страховые взносы за май и апрель 2013 г., которые уменьшили сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2016 г. Пени за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 568,33 руб. произошло в связи с увеличением сальдо задолженности за страхователем на 01.01.2016 на 13413,96 руб. (непринятые к зачету расходы за апрель 2013 г., 182,44 руб., дополнительно начисленные страховые взносы за апрель, май 2013 г., сентябрь 2014 г.), увеличение которого привело к начислению пени за декабрь 2015, январь-март 2016 г.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Вторчермет" ссылается на то, что спорные выплаты на компенсацию расходов по прохождению предварительных медицинских осмотров осуществлены в рамках исполнения обязанности работодателя по организации медицинских осмотров, обязательных в силу закона. Кроме того, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения. Также общество полагает неправомерным начисление пени в сумме 111,07 руб. и в сумме 568,33 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов, поскольку пени за декабрь 2015 года находятся за пределами проверяемого периода, а иные суммы пени, начислены с учетом уменьшения размера уплаченных страховых взносов на суммы, не принятых к зачету расходов, имевшие место в 2013годы. По мнению общества у фонда отсутствуют законные основания для начисления пени на суммы, не принятые к зачету.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Государственного учреждения - Липецкого регионального Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении АО "Вторчермет" проведена выездная документальная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенных страхователем за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам проверки ГУ-ЛРО ФСС РФ были составлены акт выездной проверки от 08.05.2019 N 153 осc; акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 08.05.2019 N 153 осс; акт выездной проверки от 08.05.2019 N 153 п/п; акт выездной проверки от 08.05.2019 N 153 и приняты следующие решения:
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 11.06.2019 N 57осс, в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 1 730,59 руб., пени в размере 1 522 руб., 11 коп., штрафные санкции в размере 346 руб. 12 коп.,;
- решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.06.2019 г. N 87н/с, которым доначислены страховые взносы в размере 4 694 руб. 71 коп., пени в размере 616 руб. 35 коп., штрафные санкции в размере 938 руб. 94 коп.
На основании вступивших в силу решений АО "Вторчермет" уплатило недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов, что подтверждается платежными поручениями от 02.07.2019 N N 6584, 6585, 6586, от 04.07.2019 NN 6704, 6705, 6706,6707,6708, 6709.
Считая решения от 11.06.2019 N 57осс и решение от 11.06.2019 N87н/с незаконными и необоснованными, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов, поскольку такие выплаты не подпадают под определение оплаты труда, приведенное в Трудовом кодексе
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего:
Основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1073,97 руб., пени в размере 29,68 руб., штрафа в размере 214,79 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональный заболеваний в размере 873,77 руб., пени в размере 2,28 руб., штрафа в размере 174,75 руб. послужили выводы Фонда о том, что компенсация страхователем денежных средств работникам за прохождение ими предварительных медицинских осмотров не является обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, и к ней не применимо положение подпункта 2 пункта 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Следовательно, возмещение организацией работникам суммы расходов по оплате предварительных медицинских осмотров являются объектом обложения страховыми взносами. В связи с чем, обществом база для начисления страховых взносов за 2016 г. -2018 г.г. занижена на сумму 128 999,41 руб. применительно к взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на 37033,86 руб. за 2016 г. применительно к взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции, руководствовался ст.ст. 212-213 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ, и пришел к выводу, что спорные выплаты, произведенные Обществом, не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд апелляционный инстанции находит выводы суда правильными ввиду следующего :
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
В силу статьи 213 ТК РФ для отдельных категорий работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) является обязательным. Целью таких мероприятий является определение пригодности данных работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя (часть 7 статьи 213 ТК РФ).
Согласно ранее сформированной правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (статья 214 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. При этом видами медицинских осмотров являются, в том числе: периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
В соответствии с п. 6 Порядка N 302н (далее - Порядок), обязанность по организации предварительных и периодических осмотров работников возлагается на работодателя.
Согласно п. п. 7, 24 Порядка N 302н медицинские осмотры проводятся на основании направления на медицинский осмотр, выданного работодателем.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся организации.
Таким образом, обязанность по оплате прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров возложена законодательно на работодателя (будущего работодателя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как следует из решений от 11.06.2019 N 57осс, от 11.06.2019 N 87н/с при трудоустройстве на работу будущие сотрудники проходили обязательный предварительный медицинский осмотр для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом сотрудники самостоятельно заключали договор с медицинскими организациями для целей проведения предварительного медосмотра и оплачивали полученную медицинскую услугу собственными денежными средствами. После заключения трудовых договоров работодатель производил выплату компенсации работникам в размере стоимости медосмотров.
Поскольку наличие заключения предварительного медицинского осмотра являлось обязательным для рассмотрения кандидатуры для принятия на работу, Общество обязано компенсировать этому лицу понесенные им расходы на прохождение медицинского осмотра даже в случае непринятия его на работу по иным основаниям.
Подобные выплаты не являются экономической выгодой (доходом) работников, в связи с чем не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Равным образом, данная выплата не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений (оплатой за труд, доходом), не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является компенсационной и тем более поощрительной или стимулирующей выплатой, в связи с чем, не является объектом обложения страховыми взносами применительно к положениям статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что события, с которыми связана выплата компенсации, имели место в силу императивных требований трудового законодательства Российской Федерации об обязательном определении соответствия состояния здоровья поступающих на работу лиц поручаемой им работе при отсутствии трудовых отношений между Обществом и физическими лицами. В рассматриваемом случае компенсация затрат (оплата) за прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характер вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Указанный правовой подход соответствует сложившейся правовой практике, в частности, содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2016 N 309-КГ16-4485, поддержавшим судебные акты нижестоящих судов, решивших, что отсутствуют правовые основания для доначисления страховых взносов на сумму расходов на проведение обязательных медицинских осмотров, поскольку они не носят характер вознаграждения в рамках трудовых отношений. Такая же правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.03.2019 по делу N А84-1891/2018, постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.02.2016 по делу N А03-12606/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2016 по делу А65-11279/2015.
Следовательно, компенсация расходов работника на оплату предварительных медицинских осмотров не облагается страховыми взносами. Таким образом, вывод ГУ-ЛРО ФСС РФ о занижении базы для начисления страховых взносов не правомерен.
Учитывая установленные обстоятельства и правовое регулирование, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Фонда не имелось правовых оснований для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов, а также начисления штрафных санкций и пени по спорному эпизоду.
Основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере в размере 656,64 руб., пени в размере 1381,36 руб., штрафа в размере в размере 131,33 руб., страховых взносов на обязательное социальное страхование на от несчастных случаев на производстве в размере 181,13 руб., пени в размере 8,4 руб., штрафа в размере в размере 36,22 руб. послужило не принятие Фондом к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности работникам (Коровину Ю.Н, Чиклину А.В., Истомину М.П.), произведенных страхователем с нарушением п. 4 ч. 2 ст.4,1, ст. 4.8, п.2 ст. 7 ФЗ N 255 -ФЗ, поскольку пособия по временной нетрудоспособности были выплачены застрахованным лицам с нарушением действующего законодательства.
Основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на от несчастных случаев на производстве в размере 3639,81 руб., пени в размере 37,34 руб., штрафа в размере в размере 727,97 руб. послужило непринятие фондом к зачету расходов в сумме 606 894,02 руб. в виде выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет работникам общества Волкову А.В. и Перфильеву А.А., поскольку при сокращении продолжительности рабочего времени на 10 мин и на 1 час у работников не свидетельствует о наступлении страхового случая ввиду того, что при такой продолжительности рабочего времени к работников фактически отсутствует возможность осуществлять уход за ребенком в оставшееся от полного рабочего дня время, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком теряет функцию компенсации утраченного заработка и приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, имеющего ребенка в возрасте до полутора лет.
Удовлетворяя требования общества о признании недействительным решений Фонда в части доначислений страховых взносов, пени и штрафов по вышеуказанному эпизоду суд первой инстанции, мотивировал свой вывод тем, что выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ. Кроме того, суд первой инстанции указал, что если страховщик не принимает к зачету в счет уплаты страховых взносов суммы пособий по временной нетрудоспособности, суммы ежемесячных пособий по уходу за ребенком, выплаченных страхователем, то доначислять на эти суммы страховые взносы на обязательные виды социального страхования оснований не имеется.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности решений ГУ-ЛРО ФСС РФ в части данного эпизода, поскольку действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов, не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Согласно статье 6, пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договор; отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Статьями 8, 12 названного Закона определено, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования; к числу видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относятся, в том числе пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 указанного Закона финансирование выплаты рассматриваемых пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, частью 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ определено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, при проверке правильности выплаты расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию за проверяемый период не приняты к зачету расходы в сумме 22641,91 руб., поскольку документально не подтверждена выплата пособия по временной нетрудоспособности сотрудника Коровиной Ю.Н. на сумму 7224,84 рубля ( листок нетрудоспособности Коровиной Ю.Н. с оплатой пособия в сумме 7224,84 рубля к проверке не представлен), оплата пособия по временной нетрудоспособности Чиклину А.В. и Истомину М.П. произведена с нарушением ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (при страховом стаже (документально подтвержденным) менее 5 лет пособие по временной нетрудоспособности выплачено в размере 100 % фактического заработка).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов по рассматриваемому виду обязательного социального страхования является осуществление организацией- страхователем в пользу физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с данной организацией, выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Аналогичные нормы содержат положения ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
В соответствии с п.1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско- правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 ст. 20.1, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Под трудовым договором статьей 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и положений пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В то же время статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ и статьей 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Суммы расходов, выплаченных по листкам нетрудоспособности, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, не принятые фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений, и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения (Определение Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441).
В пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) Верховным Судом РФ также указано, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые Фондом социального страхования к зачету суммы выплаченного работникам страхового обеспечения. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Таким образом, выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ч. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Следовательно, как справедливо посчитал суд первой инстанции, факт непринятия к зачету суммы страхового обеспечения не влечет за собой безусловной обязанности общества доплатить страховые взносы.
Суммы пособия по уходу за ребенком также не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работника в рамках трудовых отношений, и, соответственно, не могут быть отнесены к облагаемым страховыми взносами выплатам.
Допущенные ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком, в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц, отказ ФСС в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
Следовательно, если страховщик не принимает к зачету в счет уплаты страховых взносов суммы пособий по временной нетрудоспособности, суммы ежемесячных пособий по уходу за ребенком, выплаченных страхователем, то доначислять на эти суммы страховые взносы на обязательные виды социального страхования оснований не имеется.
Что касается доводов регионального отделения в части обоснованности доначисления страховых взносов ввиду непринятия фондом к зачету расходов в сумме 606 894,02 руб. в виде выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Волкову А.В. и Перфильеву А.А., поскольку при сокращении продолжительности рабочего времени на 10 мин и на 1 час у работников не свидетельствует о наступлении страхового случая, поскольку при такой продолжительности рабочего времени к работников фактически отсутствует возможность осуществлять уход за ребенком в оставшееся от полного рабочего дня время, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком теряет функцию компенсации утраченного заработка и приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, имеющего ребенка в возрасте до полутора лет, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее:
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Статьей 256 ТК РФ предусмотрено, что по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
В силу статьи 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.
Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
В таком случае, получение работниками пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет призвано компенсировать заработок, утраченный ими из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения в их взаимосвязи, суд приходит к выводу, что выплата пособия по уходу за ребенком возможна при наличии двух оснований: работник фактически осуществляет уход за ребенком и работает на условиях неполного рабочего времени, причем ежемесячное пособие компенсирует утраченный заработок и не является дополнительным материальным обеспечением.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в числе прочих, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени.
Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (статьи 13, 14 Закона N 81-ФЗ).
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок N 1012н).
Согласно пункту 43 Порядка N 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Подпунктом "а" пункта 39 Порядка N 1012н определено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Для назначения отпуска и выплаты пособия работником предоставляется в бухгалтерию организации: заявление, копия свидетельства о рождении и иные документы, указанные в пункте 54 Порядка N 1012н.
Статьей 4 Закона N 81-ФЗ установлено, что выплата пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, а право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (пункт 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 13.05.2014 N 983-О, ежемесячное пособие по уходу за ребенком направлено исключительно на оказание поддержки семье, воспитывающей малолетнего ребенка, указанное пособие выполняет задачу компенсации определенной части заработка трудоспособного лица с целью создания, насколько это возможно, в конкретный период благоприятных условий для ухода за малолетним ребенком и для его воспитания, предоставляя этому лицу возможность продолжать трудовую деятельность, сочетать такую деятельность с уходом за ребенком и сохранять при этом право на получение указанного пособия.
Лица, осуществляющие уход за ребенком, вправе отказаться от пособия и продолжить трудовую деятельность либо совмещать получение пособия с трудовой деятельностью (на условиях неполного рабочего времени или работы на дому).
Названное законоположение направлено на защиту интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой на условиях неполного рабочего времени, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 742-О-О.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в спорной ситуации страхователем произведена выплата пособия по уходу за ребенком сотрудникам общества, работающим на условиях неполной рабочей недели, которым предоставлен отпуск по уходу за ребенком, на период которого установлен неполный рабочий день продолжительностью 7 часов при норме 8 часов или чуть более 7 с лишним часов при норме 8 часов.
Вместе с тем, как верно отмечено региональным отделением, в рассматриваемой ситуации рабочее время работников было уменьшено незначительно.
Фактический среднемесячный заработок работников без учета выплаты пособия до предоставления отпуска меньше чем в период нахождения в нем, в связи с чем, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования работников.
Между тем, как справедливо заключено судом первой инстанции, отказ фонда в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не изменяет статус выплаченных средств в качестве страхового обеспечения, то есть страховых выплат, обусловленных наступлением страхового случая.
Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций.
При этом, по справедливому суждению суда, вопреки позиции фонда, сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и физическими лицами не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Судом установлено и следует из материалов дела, что факты наступления страховых случаев фондом не оспариваются, как и то обстоятельство, что спорные выплаты произведены обществом именно в связи с наступлением страхового случая - по уходу за ребенком до 1,5 лет.
При этом спорные выплаты не являлись частью системы оплаты труда, не носили стимулирующий характер, не зависели от квалификации работников, сложности, качества и количества выполненной работы, условий ее выполнения.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2017 N 308-КГ17-680 указано, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаченные обществом своим сотрудникам спорные суммы в связи с наступлением страхового случая не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Такой подход соответствует позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 10.12.2019 по делу N А54-3608/2019, определении Верховного суда Российской Федерации от 23.03.2020 N 310-ЭС20-1900.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества в указанной части.
Также как усматривается из материалов дела, решением ГУ-ЛРО ФСС РФ от 11.06.2019 N 57осс страхователю были начислены пени в размере 111,07 руб. за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, решением от 11.06.2019 N 87н/с были начислены пени в размере 568,33 руб. за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 568,33 руб.
Согласно пояснениям регионального отделения и представленному в материалы дела расчету сумм пени усматривается, что пени в размере 111,07 руб. начислены за период с 17.05.2016 по 22.06.2016 г. на сумму недоимки в размере 6 671,78 руб., на сумму недоимки с 23.06.2016 по 08.07.2016 в сумме 5998,59 руб.
Основанием для начисления пени явились следующие обстоятельства: в 2016 году в период с 05.05.2016 по 17.05.2016 специалистом регионального отделения проведена выездная документальная проверка ОАО "Вторчермет" за период работы страхователя с 01.01.2013 по 31.12.2015 (акт от 17.05.2016 года).
По результатам проверки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не приняты к зачету расходы в сумме 6189,12 рублей за май, 2013 года; а также дополнительно начислены страховые взносы в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 661,37 рублей, из них за апрель, 2013 г. - 389,00 руб., май, 2013 г. - 256,41 руб.
При этом, вышеуказанные суммы отражены в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Форма 4 - ФСС (далее Форма 4 - ФСС) в разделе I в таблице 2, строка 3 - дополнительно начисленные взносы, строка 5 - непринятые к зачету расходы. Согласно расчета Формы 4 - ФСС на 01.01.2016 года (1 раздел, таблица 1 строка 12) задолженность за Фондом составила 423414,41 рубль.
В связи с принятым решением у сторон возникли разногласия относительно сальдо на 01.01.2016 - остаток задолженности на 01.01.2016 года (с учетом результатов проверки) сложился за отделением Фонда в сумме 416563,92 руб. (Задолженность за Фондом на 01.01.2016 по сведениям страхователя 423414,41 руб. - 6189,12 руб. (не принятые расходы 2013 г.) - 661,37 руб. (дополнительно начисленные взносы за 2013 г.- 416563,92 рубля).
Т.е. Фонд уменьшил в 2019 г. свою задолженность по состоянию на 01.01.2016 на 6189,12 руб. и на 661,37 руб. на расходы 2013 г.
Сумма взносов к уплате за январь 2016 года исчисляется исходя из начисленных взносов за текущий месяц 210264,23 руб. за минусом расходов за январь в сумме 240045,49 руб. и остатка задолженности, сложившегося с начала расчётного периода с 01.01.2016 года в сумме 416563,92 руб. (за Фондом). Итого за январь подлежит оплате - 446345,18 руб., что является кредиторской задолженность Фонда (-416563,92+210264,23 -240045,49).
Страхователь в силу пункта 2.1 статьи 15 зачел страховые взносы в счет уменьшения задолженности Фонда.
Сумма взносов к уплате за февраль 2016 года исчисляется исходя из начисленных взносов за текущий месяц 218442,48 руб. за минусом расходов за февраль в сумме 354438,34 руб. и остатка задолженности, сложившегося с начала расчётного периода на 01.02.2016 года в сумме 446345,18 руб. (за Фондом).
Страхователю 03.02.2016 по его заявлению региональным отделением Фонда перечислено 423250,00 руб. для возмещения расходов, что уменьшило кредиторскую задолженность Фонда.
Итого следует к уплате за февраль - 159091,04 руб., что является кредиторской задолженность Фонда (-446345,18+423250)+218442,48-354438,34 руб.)
Сумма взносов к уплате за март 2016 года исчисляется исходя из начисленных взносов за текущий месяц 255822,41 руб. за минусом расходов за март в сумме 142071,10 руб. и остатка задолженности, сложившегося с начала расчётного периода на 01.03.2016 года в сумме 45339,73 руб. что является кредиторской задолженность Фонда. (-159091,04+255822,41-142071,10).
Сумма взносов к уплате за апрель 2016 года исчисляется исходя из начисленных взносов за текущий месяц 327375,64 руб. за минусом расходов за апрель в сумме 142864,12 руб. и остатка задолженности, сложившегося с начала расчётного периода на 01.04.2016 года в сумме 139171,79 руб. что является задолженностью страхователя (-45339,73+327375,64-142864,12) и следует к уплате 15.05.2016 года.
Страхователем 10.05.2016 года перечислено 132500,00 руб. Итого с учетом перечисления задолженность страхователя сложилась в сумме 6671,79 руб.
Страхователем 10.06.2016 года перечислено 97000,00 руб., что погасило имеющуюся задолженность.
За период с 15.05.2016 по 10.06.2016 за несвоевременную уплату взносов (6671,79 руб.) начислены пени.
Сумма взносов к уплате за май 2016 года исчисляется исходя из начисленных взносов за текущий месяц 323506,61 руб. за минусом расходов за май в сумме 226518,52 руб. и остатка задолженности, сложившегося с начала расчётногопериода на 01.05.2016 года в сумме 103659,88 руб. что является задолженностью страхователя (6671,79+323506,61 -226518,52) и следует к уплате 15.06.2016 года.
С учетом платежа страхователя, произведенного 10.06.2016 в сумме 97000,0 руб. подлежит уплате 6659,96 руб. (срок уплаты 15.06.2016 г.)
Страхователем 22.06.2016 перечислено 661,37 руб., 08.07.2016 - 148200,00 руб., что на 22.06.2016 погасило недоимку частично (на 661,37 руб.) и на 08.07.2016 полностью.
В связи с чем за период с 15.06.2016 по 08.07.2016 за несвоевременную уплату начислены пени.
Оценив данные доводы, суд апелляционной инстанции установил, что фактически в 2016 году Фонд, приняв решение об отказе в зачете 6189,12 руб. расходов и доначислив страховые взносы за 2013 год, не вправе был корректировать задолженность страховщика по состоянию на 01.01.16, поскольку уменьшение долга перед плательщиком на платежи 2013 г. сделано Фондом в 2019 году с пропуском всех установленных сроков.
Фактически Фонд самостоятельно, скорректировав сальдо расчетов на 01.01.16, начислил пени на недоимку 2013 г (6189,12 руб. + 661,37 руб.).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при расчете пени используются суммы недоимки за предыдущие периоды (2013года), которые возникли за пределами периода проверки (2016 год).
Аналогичная ситуация сложилась применительно к начислению пени в размере 568,33 руб. за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 31.12.2015 по 16.05.2016 за отчетные периоды декабрь 2015, декабрь 2015, январь-март 2016 года.
Остаток задолженности на 01.01.2016 года (с учетом результатов проверки) сложился за страхователем в сумме 107532,52 рубля (задолженность за страхователем на 01.01.2016 по сведениям страхователя 93936,12 руб. (текущая задолженность за декабрь 2015 года) + 13596,40 (просроченная задолженность, начисленная за 2013 и 2014 годы, из них: 13413,96 руб. (не принятые к зачету расходы 2013 год) + 182,44 руб. (дополнительно начисленные страховые взносы 2013 и 2014 год) = 107532,52 руб.
В период с 31.12.2015 по 15.01.2016 просроченная задолженность в сумме 13696,40 рублей и страховые взносы, исчисленные в декабре 2015 года в сумме 93936,12 руб. должны уплачиваться 15.01.2016 г.
Страхователем уплачена 15.01.2016 года сумма 94800,00 рублей. Задолженность за страхователем сложилась в сумме 12732,52 руб. = (13836,40 + 93836,12 - 94800,00) с учетом уменьшения сальдо на 13413,96 руб. (не принятые к зачету расходы 2013 год) + 182,44 руб. (дополнительно начисленные страховые взносы 2013 и 2014 год) = 107532,52 руб.
Сумма взносов к уплате за январь 2016 года исчисляется исходя из начисленных взносов за текущий месяц 58003,98 руб. плюс остаток, сложившийся на 16.01.2016 в сумме 12732,52 руб. за минусом перечисленной 10.02.2016 года суммы 58200,00 руб. Итого задолженность за страхователем на 15.02.2016 в сумме 12536,50 руб.
Пени за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начислены в сумме 568,34 рублей.
Именно вышеуказанные обстоятельства явились основанием для начисления пени в рассматриваемой ситуации.
На основании статьи 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу частей 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пункт 2.1. статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшем в проверяемом периоде) (далее Закон 212-ФЗ) предусматривает, что плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 3 статьи 15 Закона 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов -физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 (в редакции от 22.04.2003, действовавшей на 16.04.2015) страхователь обязан перечислять суммы страховых взносов ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 394-ФЗ названная выше норма закона с 01.01.2017 действует в новой редакции, согласно которой установлен иной срок уплаты взносов - не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы; если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (пункт 1); пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (пункт 3) (аналогичная норма указана в ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Следовательно, Фондом еще в 2016 году после принятия соответствующего решения, следовало скорректировать расчеты общества применительно к выявленным нарушениям, уменьшив сумму и задолженности Фонда перед страхователем, и сумму задолженности общества перед ФСС, уменьшив ее на не принятые к зачету суммы расходов на обязательное страхование и дополнительно доначисленные страховые взносы, поскольку отчетность страхователь представлял своевременно и по результатам принятого в 2016 году решения Фонд мог своевременно скорректировать сложившуюся задолженность.
Таковых доказательств материалы дела не содержат.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что в расчет сумм пени в размере 568,33 руб. включены суммы недоимки за 2015год, что выходит за рамки проверяемого периода.
Исходя из анализа положений Закона N 125-ФЗ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность страхователя, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с уплатой страховых взносов либо после уплаты таких сумм в полном объеме. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если Фондом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, если основное требование (недоимка) возникло у Общества за период 2013 годы, то и все связанные с ним дополнительные требования (пени) имеют тот же правовой режим.
В рассматриваемом случае, фактически пени были начислены на недоимку имевшую место в 2013году, доказательств ее взыскания в установленные сроки не представлено. В связи с чем у Фонда отсутствовали законные основания для начисления пени, в рассматриваемой ситуации.
С учетом изложенного, решения N 57осс от 11.06.2019 и N 87 н/с от 11.06.2019 по данному эпизоду правомерно признаны судом области недействительными.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неправильном понимании и толковании приведенных правовых норм, а потому подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2020 по делу N А36-10149/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-10149/2019
Истец: АО "Вторчермет"
Ответчик: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации