г. Пермь |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А60-21467/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сыровой О.С.,
при осуществлении онлайн-режима посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел",
при участии:
от заявителя - Федерального казенного учреждения "База материально- технического и военного снабжения управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской республике - Чувашии": Краснова В.В., предъявлен паспорт, доверенность от 19.09.2019;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 августа 2020 года
по делу N А60-21467/2020
по заявлению Федерального казенного учреждения "База материально- технического и военного снабжения управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской республике - Чувашии" (ОГРН 1036600490190, ИНН 6610003589)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третье лицо: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской республике - Чувашии
о возложении обязанности прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, право оперативного управления объектами недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "База материально-технического и военного снабжения управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской республике - Чувашии" (далее - заявитель, ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Свердловской области) о признании незаконными решений, изложенных в письмах от 28.01.2019 N АР-727/06, от 28.02.2020 N 66-ВС-06/2254.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской республике - Чувашии.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2020 года (резолютивная часть решения от 29.07.2020) заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенный в письме от 28.02.2020 N 66-ВС-06/2254. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками: земельный участок (624590, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная, д. 5 "б"), реестровый номер федерального имущества - П 11660008068; земельный участок (624590, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная, д. 3 "а"), реестровый номер федерального имущества - П 11660008069; земельный участок (624590, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная, д. 5, реестровый номер федерального имущества - П 11660008070; права оперативного управления объектами недвижимого имущества: здание промышленного склада, реестровый номер федерального имущества - П 12660015074, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная д. 5; здание склада хозяйственных товаров, реестровый номер федерального имущества - П 12660015077, литера Ж, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная д, 5; железнодорожный тупик, реестровый номер федерального имущества - П 12660015076, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная, д. 5в; здание ангара железного, реестровый номер федерального имущества - П 12660015075, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная, д. 5 б, и о принятии указанных объектов в государственную казну Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что спорные объекты недвижимости, в отношении которых ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Чувашской республике - Чувашии" просит обязать принять в казну РФ не могут находиться в казне без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом. Ссылается на то, что распоряжение спорным имуществом, в том числе его перераспределение (изъятие) осуществляется по усмотрению собственника. Считает, что учреждение ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления.
ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Чувашской республике - Чувашии" представлены письменные возражения на жалобу, указывая на то, что бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого УФСИН, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления противоречит полномочиям в сфере деятельности территориального органа, в связи с чем просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном 12.10.2020 в онлайн-режиме посредством использования информационного ресурса "Картотека арбитражных дел", представитель заявителя возразил против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, ФКУ БМТиВС УФСИН создано 01.01.2017 на основании Приказа ФСИН России от 18.08.2016 N 670 "О переименовании федерального казенного учреждения "База снабжения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" и утверждении Устава федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии".
На балансе Базы снабжения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области находились следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок. (624590, Свердловская область, г, Ивдель. ул. Гидролизная, д. 5 "б"), реестровый номер федерального имущества - П 11660008068:
- земельный участок (624590, Свердловская область, г. Ивдель. ул. Гидролизная, д. 3 "а"), реестровый номер федерального имущества - П 11660008069;
- земельный участок (624590, Свердловская область, г. Ивдель. ул. Гидролизная, д. 5 "б"), реестровый номер федерального имущества - П 11660008070;
- здание промышленного склада, реестровый номер федерального имущества - П 12660015074, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная д. 5;
- здание склада хозяйственных товаров, реестровый номер федерального имущества - П 12660015077, литера Ж, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная д, 5;
- железнодорожный тупик, реестровый номер федерального имущества - П 12660015076, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная, д. 5 в;
- здание ангара железного, реестровый номер федерального имущества - П 12660015075, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Гидролизная, д. 5 б.
После переименования юридического лица земельные участки и находящиеся на них здания и сооружения были переданы с баланса Базы снабжения ГУФСИН на баланс ФКУ БМТ и ВС УФСИН, о чем свидетельствуют акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 29.12.2017.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество данное имущество находится в оперативном управлении, а земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ БМТ и ВС УФСИН.
Как следует из заявления, объекты недвижимого имущества находятся на значительном расстоянии от места дислокации ФКУ БМТиВС УФСИН - более 1,5 тысячи км и необходимость в пользовании вышеуказанными объектами недвижимого имущества и земельными участками у заявителя отсутствует.
16.03.2018 УФСИН обратилось к ГУФСИН России по Свердловской области (письмо исх.N 21/ТО/40-2683) с просьбой принять на баланс земельные участки и объекты недвижимого имущества, однако ГУФСИН России по Свердловской области отказало в принятии, в связи с отсутствием нуждаемости (л.д. 33).
Письмом (N исх-21/ТО/40-13851 от 21.12.2018) УФСИН обратилось в ТУ Росимущества в Свердловской области с просьбой прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и право оперативного управления объектами недвижимого имущества с последующей передачей в государственную казну Российской Федерации.
В письме от 28.01.2019 N АР-727/06 ТУ Росимущества в Свердловской области указало, что согласно государственной программе "Управление федеральным имуществом", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 327-р, Росимущество выполняет задачу по минимизации объектов казенного имущества, что препятствует приему заявленных объектов в казну Российской Федерации. Кроме того, сообщило, что в случае выявления имущества, непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению, государственным организациям необходимо, в том числе инициировать процедуры списания и утилизации, согласно Положению об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (л.д. 38).
Письмами ФСИН РФ от 16.01.2020 N исх-20-1952, N исх-20-1908 (л.д.35, 36) надлежащим образом было согласовано прекращение право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и право оперативного управления объектами недвижимого имущества с последующей передачей в государственную казну Российской Федерации с Федеральной службой исполнения наказаний.
02.10.2019 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии" повторно направило ТУ Росимущества в Свердловской области обращение (письмо от 02.10.2019 N 21/ТО/40-11324) с просьбой принять решение об изъятии объектов недвижимости из оперативного управления.
В ответ на указанное обращение ТУ Росимущества в Свердловской области письмом от 28.02.2020 N 66-ВС-06/2254 (л.д. 39) сообщило, что по состоянию на 27.02.2020 заинтересованные в имуществе организации не были выявлены, кроме того, сообщило, что принятие в состав государственной казны Российской Федерации имущества является нецелесообразным.
Полагая, что решения, изложенные в письмах от 28.01.2019 N АР-727/06, от 28.02.2020 N 66-ВС-06/2254, являются незаконными, заявитель обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого решения ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенного в письме от 28.02.2020 незаконным и нарушающим права заявителя. В удовлетворении требования о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.01.2019 N АР-727/06 суд отказал в связи с истечением срока на обжалование.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо обладает правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
На основании пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 названного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок, в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указывалось выше, письмами от 21.12.2018 исх- 21/ТО/40-13851, от 02.10.2019 N 21/ТО/40-11324 заявитель обращался в ТУ Росимущества в Свердловской области с просьбой прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и право оперативного управления объектами недвижимого имущества с последующей передачей в государственную казну Российской Федерации.
Следовательно, с учетом вышеприведённых положений ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии" реализовало свое право на отказ от права оперативного управления недвижимым имуществом надлежащим образом.
По правилам пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Свердловской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, отказ ТУ Росимущества в прекращении постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и права оперативного управления объектами недвижимого имущества, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 АПК РФ, установив, что нарушение прав заявителя данным отказом (письмо от 28.02.2020 N 66-ВС-06/2254) прекращения прав на недвижимое имущество состоит в том, что заявитель вынужден нести бремя содержания недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, а также наличие у заявителя права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления, и передачу его уполномоченному органу по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований и обязания ТУ Росимущества в Свердловской области принять спорные объекты недвижимого имущества и земельные участки в состав казны Российской Федерации.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N А13-2776/2017.
Тот факт, что при принятии имущества в состав государственной казны РФ у территориальных органов Росимущества возникает обязанность по охране и содержанию в надлежащем состоянии такого имущества, обстоятельством, исключающим удовлетворение требований, не является.
В части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.01.2019 N АР-727/06, решение не обжалуется.
Ссылки на судебную практику не принимаются, поскольку в каждом случае решение судом принимается с учетом обстоятельств, установленных в рамках конкретного дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2020 года по делу N А60-21467/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21467/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАЗА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ВОЕННОГО СНАБЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ