г. Москва |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А40-101711/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2020 г. по делу N А40-101711/20, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (далее - Заявитель, Роскомнадзор, Управление, Административный орган) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к акционерному обществу "Почта России" (далее - Ответчик, АО "Почта России", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2020 г. АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
АО "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Управление, АО "Почта России", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили. От Заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщен к материалам дела.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что Управлением на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 г. N 21, было рассмотрено обращение Потехиной Е.Л. о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП "Почта России".
ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276; ИНН 7724261610) является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. ФГУП "Почта России" являлся владельцем лицензии N 162571 на оказание услуг почтовой связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, со сроком действия до 11.04.2023 года.
Согласно пункту 5 Лицензии N 162571 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Устава ФГУП "Почта России", получение прибыли является основной из целей его деятельности, а оказание всех видов услуг почтовой связи - предметом деятельности.
Согласно сведениям, представленным в Едином государственного реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность ФГУП "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) прекращена с 01.10.2019 путем реорганизации в форме преобразования. Правопреемником ФГУП "Почта России" является вновь созданное юридическое лицо АО "Почта России", расположенное по адресу: 131000, г. Москва, Варшавское ш., д. 37, зарегистрированное МИ ФНС N 46 по г. Москве 01.10.2019 г. за основным государственным регистрационным номером 1197746000000.
Согласно части 6 статьи 2.10 КоАП РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
Таким образом, за правонарушение, допущенное ФГУП "Почта России" до 01.10.2019 г. к административной ответственности привлекается вновь созданное юридическое лицо: АО "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000).
На основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Костромской области Э.Г. Плесовских в отношении АО "Почта России" 10.06.2020 г. был составлен протокол N АП-44/02/151 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией).
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ.
Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и статьи 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Согласно пункту 1 статьи 46 закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В результате рассмотрения обращения Административным органом было установлено, что АО "Почта России" допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг почтовой связи с нарушением статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", пунктов 32, 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234, а также пункт 5 Лицензионных требований в соответствии с лицензией N 162571, выданной ФГУП "Почта России".
Согласно части 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. N 418, Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания услуг почтовой связи.
10.06.2020 в ходе рассмотрения материалов по обращению Потехиной Елены Львовны (вх. от 12.05.2020 г. N 01-12-334/44), по вопросу нарушения хранения почтового отправления разряда "судебное", выявлено нарушение статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", пунктов 32, 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234, а также пугкта 5 Лицензионных требований в соответствии с лицензией N 162571, выданной ФГУП "Почта России".
Из обращения следует, что адресату Потехиной Е.Л. 4 мая 2020 года в почтовый ящик было вложено почтовое извещение с пометкой "Судебное". Указан срок хранения - 07.05.2020 г. (Копия извещения N ZK-2129/100101).
5 мая 2020 года в отделении почтовой связи был выходной день. Повторно за получением корреспонденции Потехина Е.Л. явилась 6 мая 2020 года, но письмо уже было отправлено обратно.
В соответствии с частью 4 статьи 1, с пунктом 2 части 1 статьи 10, с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пунктом 8.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области" от 25.01.2016 г. N 21 направлен запрос о предоставлении в адрес Управления информации, необходимой для всестороннего и объективного его рассмотрения, а именно указать конкретно срок хранения и пояснить, почему при указанном в извещении сроке хранения (07.05.2020 г.) письмо обратно было отправлено ранее.
По информации, предоставленной оператором связи АО "Почта России" заказное письмо N 80087547136856 разряда "судебное" принятое 24.04.2020 г., прибыло в место вручения ОПС Кострома 156007 27.04.2020 г. и возвращено отправителю (судье Ленинского районного суда города Костромы) по истечении 7 дней - 06.05.2020 г.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что нарушен пункт 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234, а именно - "извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения" (согласно обращению Потехина Е.Л. была извещена только 4 мая 2020 года).
Кроме того, нарушен пункт 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234), согласно которому Ппчтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Таким образом, в связи с тем, что 1,2,3,4,5 мая 2020 года, согласно Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 875 - выходные дни, оператором связи АО "Почта России" нарушен срок хранения заказного письмо N 80087547136856 разряда "судебное".
В ходе рассмотрения обращения установлено, что несоблюдение срока пересылки и хранения заказного письмо N 80087547136856 разряда "судебное" произошло по вине работников УФПС Костромской области - филиала ФГУП "Почта России".
АО "Почта России" не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм нормативов и лицензионных условий в соответствии с п. 5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, тем самым, не предприняло все возможные меры для недопущения нарушения лицензионных условий и взятых на себя обязательств в части обеспечения своевременного прохождения и хранения заказного письмо N 80087547136856 разряда "судебное".
АО "Почта России" осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных ФГУП "Почта России", в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Ответчика в совершении правонарушения доказана, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях АО "Почта России" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В связи с вышеизложенным и на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Костромской области Э.Г. Плесовских в отношении АО "Почта России" 10.06.2020 г. был составлен протокол N АП-44/02/151 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией) в отсутствии представителя АО "Почта России".
О времени и месте рассмотрения дела законный представитель Общества был извещен надлежащим образом уведомлением от 01.06.2020 г. N 2917-02/44, которое 02.06.2020 г. было направлено в адрес АО "Почта России" и 08.06.2020 г. вручено ему, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80081649936086, копии которых имеются в материалах дела.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено и судом не установлено (статья 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Судом установлено, что факт выявленного правонарушения отражен в материалах дела и вина ответчика в совершении правонарушения доказана материалами дела, собранными и составленными в соответствии с КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, с учетом того, что правонарушение были совершено 06.05.2020 г., на день принятия судебного решения трехмесячный срок давности привлечения АО "Почта России" к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истёк.
Общество заявляло о малозначительности совершенного правонарушении, ссылаясь на то, что вменяемое ему правонарушение носит незначительный характер, не повлекло за собой наступление вредных последствии и не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем данные доводы Общества судом первой инстанции правильно отклонены по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из материалов дела, АО "Почта России" вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды, а не отдельные нормы тех или иных правовых актов и (или) гражданско-правовых договоров.
Такие общественные отношения должны защищаться в интересах общества и государства равнозначно на всей его территории, что обеспечивается, в том числе, и деятельностью судебных органов.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ) установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Пунктом 18.1 указанного постановления Пленума ВАС РФ предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств наличия таких исключительных случаев, которые позволили бы суду применить статью 2.9 КоАП РФ, АО "Почта России" не представлено, в связи с чем довод АО "Почта России" о малозначительности совершенного правонарушения является необоснованным и подлежащим отклонению.
Смягчающих ответственность обстоятельств по делу судом не установлено.
С учетом наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства, поскольку из материалов дела следует, что ранее АО "Почта России" привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения решением арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2020 г. N А40-1143/20-9, суд первой инстанции установил АО "Почта России" меру административной ответственности в виде штрафа, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 35 000 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления, несмотря на то, что оно относится к разряду "Судебное", не охватывается объективной стороной правонарушения, определенной в статье 13.26 КоАП РФ.
Несоблюдение органом почтовой связи контрольных сроков пересылки почтового отправления образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом полномочия по рассмотрению указанных правонарушений вне зависимости от категории почтового отправления возложены на специализированный орган в сфере связи и информации - Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Поскольку составы правонарушений, предусмотренные частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и статьей 13.26 КоАП РФ, отличаются по объекту и объективной стороне, оказание предприятием почтовых услуг с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не освобождает его от ответственности согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ только на том основании, что почтовое отправление отнесено к разряду "Судебное".
Указанная правовая позиция сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2018 г. N 305-АД18-4102, от 09.07.2018 г. N 305-АД18-1205.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2020 по делу N А40-101711/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101711/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"