г. Самара |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А55-33218/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коршиковой Е.В.,
судей Дегтярева Д.А., Митиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луниной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 08 октября 2020 года в зале N 6 помещения суда апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2020 года по делу N А55-33218/2019 (судья Копункин В.А.)
по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара, к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
о взыскании 37 096 000 руб. 00 коп. убытков,
третьи лица: Министерство управления финансами Самарской области, Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки, Министерство строительства Самарской области,
с участием в заседании:
от истца - Воронина Е.А., по доверенности от 11.12.2019,
от ответчика - Ермакова О.А., по доверенности от 29.01.2019,
от Министерства управления финансами Самарской области - Лепихова Ю.И., по
доверенности от 30.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании 37 096 000 руб. 00 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2020 года по делу N А55-33218/2019 исковые требования удовлетворены: с Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара взыскано 37 096 000 руб. убытков.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2020 года по делу N А55-33218/2019, просят отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в апелляционной жалобе сослалось следующие обстоятельства: истечение срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков в связи с предоставлением жилых помещений гражданам по решениям суда о понуждении муниципального образования предоставить им жилье, а также следующим гражданам: Козубовской Л.К., Тарасиковой А.В., Первакову В.А., Герасимову С.В., Лесик М.Ю., Толокиной Н.Ю., Салимовой Р.И. кызы, Чигановой Р.М., Некипелову М.Н., Каторжанскому С.В., Краснову А.Г., Синеву В.Ю., Афанасьеву О.А.; присужденное решением возмещение убытков истцу в связи с предоставлением жилого помещения Таишевой А.Р., Козубовской Л.К., Гайнулиной М.Г., Лесик М.Ю., Салимовой Р.И. кызы, Тарасиковой А.В., Бруяк А.П., не являющихся инвалидами, выходит за пределы исковых требований; отсутствуют решения судов, которые обязывали бы обеспечить жилым помещением граждан: Козубовскую Л.К., Тарасикову А.В., Первакова В.А., Герасимова С.В., Лесик М.Ю., Толокину Н.Ю., Салимову Р.И. кызы, Чиганову Р.М., Некипелова М.Н., Каторжанского С.В., Краснова А.Г., Синева В.Ю., Афанасьева О.А., Панину Л.Н., именно как инвалидов, а не как лиц, страдающих хроническими заболеваниями; обеспечение ряда лиц, осуществляется за счет федерального бюджета; обеспечение жилыми помещениями малоимущих нуждающихся граждан вне очереди относится к вопросам местного значения; у субъектов РФ нет обязанности по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, а есть право на установление дополнительных мер социальной поддержки, и средства, выделенные Самарской области РФ на реализацию полномочий по обеспечению инвалидов, вставших на учет до 01.05.2005, не могут быть направлены на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, поскольку это будет нецелевым использованием бюджетных средств; производство по настоящему делу подлежит прекращении, поскольку оно не подведомственно арбитражному суду; к возмещению присуждены суммы, превышающие стоимость установленных норм предоставления жилых помещений.
Министерство управления финансами Самарской области в апелляционной жалобе сослалось на то, что истец обратился за защитой нарушенных прав с нарушением срока исковой давности.
Ответчик направил письменные пояснения к апелляционной жалобе.
Истец направил письменные пояснения по делу, в которых указал, что наличие решения суда не является фактором, предопределяющим предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся третьих лиц - Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки, Министерства строительства Самарской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.09.2014 N 3791 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Козубовской Людмиле Кузьминичне на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 29, 10 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 194, кв. 47 (т. 2, л.д. 3-5).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 2 072 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.09.2014 N 3792 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Тарасиковой Алле Викторовне на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 21, 70 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Днепровский проезд, д. 5, кв. 84 (т. 2, л.д. 9-11).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 071 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 02.10.2014 N 3945 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Федулову Вениамину Игоревичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30, 10 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, д. 125, кв. 1 (т. 2, л.д. 14-16).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 493 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 29.10.2014 N 4394 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Первакову Василию Александровичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 31, 30 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Краспоглинский район, ул. Гаражная, д. 45, строение 1, кв. 43 (т. 2, л.д. 23-25).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 507 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 12.11.2014 N 4688 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Герасимову Сергею Валерьевичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 31, 20 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Гаражная, д. 45, кв. 46 (т. 2, л.д. 29-31).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 501 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 14.11.2014 N 4706 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Лесик Марине Юрьевне на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 40, 00 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара. Промышленный район, ул. Средне-Садовая, д. 44. кв. 9 (т. 2, л.д. 35-37).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость дайной квартиры составила 2 517 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 14.11.2014 N 4708 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Мочаловой Ларисе Михайловне на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30, 70 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Мориса Тореза, д. 47, кв. 1 (т. 2, л.д. 40-42).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 783 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 19.11.2014 N 4769 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Толокиной Наталье Юрьевне на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30, 30 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Красноглииский район, ул. Гаражная, д. 45, строение 1, кв. 21 (т. 2, л.д. 48-50).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 720 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 21.01.2015 N 163 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Салимовой Ругие Идрис кызы на состав семьи 4 человека во внеочередном порядке была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 57, 20 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Физкультурная, д. 121. кв. 4 (т. 2, л.д. 54-56).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 2 264 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 02.02.2015 N 362 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Винговатовой Тамаре Ивановне на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 45, 60 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, д. 125, кв. 38 (т. 2, л.д. 60-62).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 2 594 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 19.02.2015 N 748 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Чигановой Расуле Миргалимовне на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 32, 10 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Земеца, д. 26 а, кв. 20 (т. 2, л.д. 68-70).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 446 000,00 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 28.04.2015 N 1724 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Некипелову Максиму Николаевичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 29, 90 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская, д. 130, кв. 29 (т. 2, л.д. 74-76).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 597 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.07.2015 N 1646 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Каторжанскому Сергею Вадимовичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 28, 90 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 204. кв. 79 (т. 2, л.д. 80-82).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 630 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 31.07.2015 N 2899 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Ткачевой Татьяне Юрьевне на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30, 20 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Конный проезд, д. 10, кв. 52 (т. 2, л.д. 86-87).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 331 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 31.07.2015 N 2898 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Тарасовой Татьяне Андреевне на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 55, 90 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Водников, д. 43, кв. 3 (т. 2, л.д. 94-95).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 882 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 27.08.2015 N 3322 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Гайнулиной Минзале Габдулфаритовне на состав семьи 4 человека во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 53, 50 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, квартал 16, д. 1, кв. 70 (т. 2, л.д. 101-103).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 2 104 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 25.09.2015 N 3811 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Бруяк Алексею Петровичу на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 31, 40 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, ул. Мяги, д. 8, кв. 7 (т. 2, л.д. 110-112).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость дайной квартиры составила 1 749 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.11.2015 N 4712 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Аваковой Жасмен Аршавировне на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30, 40 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Физкультурная, д. 140, кв. 15 (т. 2, л.д. 120-122).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 380 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 29.12.2015 N 5546 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Таишевой Альфие Раисовне на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 30, 60 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, д. 84, кв. 58 (т. 2, л.д. 131-133).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 539 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.02.2016 N 974 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Анаховой Оксане Владимировне на состав семьи 3 человека во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 43, 10 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, д. 148, кв. 38 (т. 2, л.д. 139-141).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 835 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 25.02.2016 N 990 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Краснову Антону Геннадьевичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 34, 30 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Гаражная, д. 45, строение 1, кв. 62 (т. 2, л.д. 147-149).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 765 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 28.06.2016 N 2780 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Синеву Виталию Юрьевичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30, 60 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, п. Винтай, ул. Гаражная, д. 45, строение 1, кв. 34 (т. 3, л.д. 3-5).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 652 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 27.10.2016 N 4270 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Афанасьеву Олегу Александровичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 21, 80 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, пос. Управленческий, ул. Крайняя, д. 21/11, кв. 72 (т. 3, л.д. 9-11).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 971 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 19.01.2017 N 98 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Риекстиню Виктору Харевичу-Леоновичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 44, 10 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Фестивальная, д. 1, кв. 3 (т. 3, л.д. 15-17).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 535 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.02.2017 N 324 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Паниной Лидии Николаевне на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30, 90 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, пос. Винтай, ул. Гаражная, строение 1, д. 45, кв. 41 (т. 3, л.д. 23-25).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 496 000 руб.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 09.03.2017 N 687 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" Наумову Александру Сергеевичу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 21, 10 кв. м, расположенная по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Новосельская, д. 13, кв. 3 (т. 3, л.д. 29-31).
Согласно отчету об оценке от 25.12.2017 рыночная стоимость данной квартиры составила 662 000 руб.
Общая стоимость квартир согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 25.12.2017, выполненному ООО "Логика" составила 37 096 000 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение перечисленных квартир не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст.ст.1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Исходя из положений указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87- ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закон Самарской области от 24.10.2006 N 115- ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса РФ неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Исковые требования истцом заявлены в порядке статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации - о взыскании убытков.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17 Закона N 181-ФЗ определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Закона N 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом в соответствии с положениями статей 135 - 138 БК РФ, статей 55, 60 и 61 Закона N 131-ФЗ реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2019 N Ф06-54283/2019 по делу N А55-4922/2019, поддержанной определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N 306-ЭС19-28278 по делу N А55-4922/2019.
Поскольку Департамент управления имуществом городского округа Самара выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения указанным лицам, а ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, суд первой инстанции, указав, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, пришел к выводу, что невыполнение указанной обязанности ответчиком повлекло за собой возникновение убытков у истца на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Доводы ответчика, повторяющие доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют соответствующие решения судов в отношении следующих граждан: Козубовская Л.К., Тарасикова А.В., Перваков В.А., Герасимов С.В., Лесик М.Ю., Толокина Н.Ю., Салимова Р.И., Чиганова P.M., Некипелов М.Н., Каторжанский С.В., Краснов А.Г., Синев В.Ю., Афанасьев О.А., Панина Л.Н., обоснованно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, указав, что истец узнал о событии, позиционируемом им в качестве нарушения своего права, в день вступления в силу решения суда.
Суд первой инстанции, правильно указав, что срок исковой давности следует исчислять с момента заключения договора социального найма, сделал ошибочный вывод о том, что исковое заявление поступило в Арбитражный суд Самарской области до истечения срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В данном случае - с даты заключения указанных договоров социального найма, поскольку переданные в социальный наем квартиры являлись собственностью муниципального образования городской округ Самара, но в результате исполнения требований решения суда общей юрисдикции жилые помещения выбыли из его владения, в связи с чем бюджету городского округа Самара причинены убытки.
Довод апелляционной жалобы Министерства управления финансами Самарской области о нарушении истцом срока исковой давности, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку, как установлено судом апелляционной инстанцией, срок исковой давности пропущен в части заявленных требований.
Исковое заявление поступило в Арбитражный суд Самарской области 21.10.2019 нарочно.
Апелляционный суд соглашается с доводами апелляционных жалоб о том, что срок исковой давности пропущен по части исковых требований - о взыскании убытков по договорам социального найма, заключенным с гражданами в период с 24.09.2014 по 21.10.2016.
Это указанные в апелляционной жалобе Министерства управления финансами Самарской области договоры социального найма, заключенные с
- Козубовской Людмилой Кузьминичной от 24.09.2014 (т. 2 л.д. 3-5) - рыночная стоимость квартиры составляет 2 072 000,00 руб.,
- Тарасиковой Аллой Викторовной от 24.09.2014 (т. 2 л.д. 9-11) - рыночная стоимость квартиры составляет 1 071 000.00 руб.,
- Федуловым Вениамином Игоревичем от 02.10.2014 (т. 2 л.д. 14-16) - рыночная стоимость квартиры составляет 1 493 000.00 руб.,
- Перваковым Василием Александровичем от 29.10.2014 (т. 2 л.д. 23-25) - рыночная стоимость квартиры 507 000.00 руб.,
- Герасимовым Сергеем Валерьевичем от 12.11.2014 (т. 2 л.д. 29-31) - рыночная стоимость квартиры 507 000.00 руб.,
- Лесик Мариной Юрьевной от 14.11.2014 (т. 2 л.д. 35-39) - рыночная стоимость квартиры 2 517 000.00 руб.,
- Мочаловой Ларисой Михайловной от 14.11.2014 (т. 2 л.д. 40-42) - рыночная стоимость квартиры 1 783 000.00 руб.,
- Толокиной Натальей Юрьевной от 19.11.2014 (т. 2 л.д. 48-50) - рыночная стоимость квартиры 720 000,00 руб.,
- Салимовой Ругие Идрис кызы от 21.01.2015 (т. 2 л.д. 40-42) - рыночная стоимость квартиры 2 264 000,00 руб.,
- Винговатовой Тамарой Ивановной от 02.02.2015 (т. 2 л.д. 60-62) - рыночная стоимость квартиры 2 594 000.00 руб.,
- Чигановой Расулей Миргалимовной от 19.02.2015 (т. 2 л.д. 68-70) - рыночная стоимость квартиры 1 446 000,00 руб.,
- Некипеловым Максимом Николаевичем от 28.04.2015 (т. 2 л.д. 74-76) - рыночная стоимость квартиры 1 597 000.00 руб.,
- Каторжанским Сергеем Вадимовичем от 09.07.2015 (т. 2 л.д. 80-82) - рыночная стоимость квартиры 1 630 000.00 руб.,
- Ткачевой Татьяной Юрьевной от 04.08.2015 (т. 2 л.д. 86-87) - рыночная стоимость квартиры 1 331 000,00 руб.,
- Тарасовой Татьяной Андреевной от 04.08.2015 (т. 2 л.д. 94-95) - рыночная стоимость квартиры 1 882 000.00 руб.,
- Бруяк Алексеем Петровичем от 25.09.2015 (т. 2 л.д. 40-42) - рыночная стоимость квартиры 1 749 000,00 руб.,
- Аваковой Жасмен Аршавировной от 20.11.2015 (т. 2 л.д. 120-122) - рыночная стоимость квартиры 1 380 000,00 руб.,
- Таишевой Альфией Раисовной от 29.12.2015 (т. 2 л.д. 130-131) - рыночная стоимость квартиры 1 539 000.00 руб.,
- Анаховой Оксаной Владимировной от 24.02.2016 (т. 2 л.д. 139-141) - рыночная стоимость квартиры 1 835 000,00 руб.,
- Красновым Антоном Геннадьевичем от 25.02.2016 (т. 2 л.д. 147-149) - рыночная стоимость квартиры 765 000.00 руб.,
- Синевым Виталием Юрьевичем от 28.06.2016 (т. 3 л.д. 3-5) - рыночная стоимость квартиры 652 000,00 руб.,
- всего на сумму 31 328 000 руб.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что также пропущен срок исковой давности по части требований о взыскании убытков в размере 2 104 000 руб. рыночной стоимости квартиры, предоставленной по договору социального найма от 27.08.2015, заключенному с Гайнулиной М.Г. (т. 2 л.д. 101-103).
Таким образом, срок исковой давности пропущен по сумме требований 33 432 000 руб.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению частично в сумме 3 664 000 руб. по требованиям о взыскании убытков по договорам социального найма от 27.10.2016, 19.01.2017, 07.02.2017, 09.03.2017, заключенным с Афанасьевым Олегом Александровичем (т. 3 л.д. 9-11) рыночная стоимость квартиры 971 000.00 руб., Риекстинем Виктором Харевичем-Леоновичем (т. 3 л.д. 15-17) рыночная стоимость квартиры 1 535 000.00 руб., Паниной Лидией Николаевной (т. 3 л.д. 23-25) рыночная стоимость квартиры 496 000,00 руб., Наумовым Александром Сергеевичем (т. 3 л.д. 29-31) рыночная стоимость квартиры 662 000,00 руб.
Доводы ответчика о необходимости исчислять срок исковой давности с даты вынесения соответствующего решения суда об обязании истца обеспечить соответствующих граждан жилым помещением, не соответствуют актуальной судебной практике рассмотрения подобных споров, сформулированной, в частности, определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N 306-ЭС19-28278 по делу N А55-4922/2019.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Обжалуемое решение суда следует изменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по иску и апелляционной жалобе должны быть отнесены на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, но поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты пошлины и не оплачивали ее при обращении в суд, судебные расходы по государственной пошлине распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2020 года по делу N А55-33218/2019 изменить.
Взыскать с Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара 3 664 000 руб. 00 коп. убытков.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Коршикова |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33218/2019
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографиеской и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки, Министерство строительства самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области