Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф08-11288/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А32-20361/2020 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N 2 города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2020 по делу N А32-20361/2020,
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N 2 города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N 2 города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГБУЗ "ГСП N 2", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края (далее - ГУ УПФР в Адлерском ВГР г-к Сочи) о признании незаконным решения от 10.02.2020 N 4792 о привлечении к ответственности за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений в виде штрафа в размере 51500 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 24.07.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ "ГСП N 2" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. В адрес Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю 13.02.2020, через систему для обмена электронными документами Контур Экстерн, была направлена соответствующая жалоба (исх. N 56 от 13.02.2020); до настоящего времени решение по данной жалобе не вынесено и не вручено ГБУЗ "СП N 2 г. Сочи" МЗ КК.
От ГУ УПФР в Адлерском ВГР г-к Сочи в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
От ГБУЗ "ГСП N 2" в суд поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма АО "ПФ "СКБ Контур" от 28.07.2020 N 74362/УКС, подтверждающего направление 13.02.2020 жалобы на решение от 10.02.020 N 4792 в адрес отделения ПФР по Краснодарскому краю.
В силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, в связи с чем суд отказывает в приобщении к материалам дела новых доказательств - копии письма АО "ПФ "СКБ Контур" от 28.07.2020 N 74362/УКС. При этом, изготовление письма после рассмотрения дела в суде первой инстанции также не влечет возможность приобщения документов к материалам дела с учетом рассмотрения дела в порядке упрощенного производства с учетом особенностей, предусмотренных ст. 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, учреждением "ГСП N 2" по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года - 18.12.2018 на 103 застрахованных лица.
Таким образом, отчетность представлена с нарушением установленного срока.
По данному нарушению пенсионным фондом был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.12.2019 N 4792.
Рассмотрев акт, ГУ УПФР в Адлерском ВГР г-к Сочи вынесено решение от 10.02.2020 N 4792, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 51 500 рублей.
Считая незаконным решение органа пенсионного фонда, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (редакция действующая с 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что учреждением 18.12.2018 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года на 103 застрахованных лица.
Таким образом, отчетность представлена с нарушением установленного срока, и орган пенсионного фонда обоснованно привлек учреждение к ответственности в виде штрафа в размере 51 500 рублей.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
До 01 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", осуществляли органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.
С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам и вопросы, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, регулирует глава 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс).
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах регулируются правоотношения, связанные с обязательными платежами на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой (абзац 3 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ-далее Федеральный закон N 167-ФЗ).
Как правильно указано судом первой инстанции, в соответствии с нормами действующего законодательства предметом налогового контроля являются не сведения о застрахованных лицах, а страховые взносы (обязательные платежи) на обязательное пенсионное страхование (статья 8 Налогового Кодекса РФ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок осуществления контрольных мероприятий по учету сведений о застрахованных лицах Налоговым кодексом Российской Федерации не регулируется.
Порядок ведения Пенсионным фондом РФ индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в т.ч. в сфере пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Срок составления указанного акта Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен, однако отсутствие в названном законе указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Таким образом, ПФР вправе привлечь к ответственности страхователя за правонарушение в сфере персонифицированного учета, не связанное с уплатой обязательных платежей (страховых взносов) на обязательное пенсионное страхование, в течение трех лет с даты, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о правонарушении.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, составляет, в частности, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Факт несвоевременного представления отчета по СЗВ-М за ноябрь 2018 года доказан и не опровергается заявителем. Отчетность представлена в декабре 2018 года.
Доказательства наличия объективных обстоятельств непреодолимой силы, отсутствия вины страхователя в несвоевременном представлении названных сведений заявителем не представлены.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушения до истечения трех лет со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал о правонарушении, не нарушают права заявителя.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции указал, что заявитель не воспользовался своим правом досудебного урегулирования и обратился в суд.
Учреждение ссылается на то, что в адрес Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю 13.02.2020, через систему для обмена электронными документами Контур Экстерн, была направлена соответствующая жалоба (исх. N 56 от 13.02.2020); до настоящего времени решение по данной жалобе не вынесено и не вручено ГБУЗ "СП N 2 г. Сочи" МЗ КК.
Вместе с тем, несмотря на выводы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, заявление учреждения было рассмотрено судом по существу, в связи с чем ссылки на направление жалобы в отделение ПФР, не влияют на законность принятого судебного акта.
Обстоятельства направления данной жалобы, ее получение отделением ПФР и реагирование на жалобу, не относятся к предмету настоящего спора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, основания для отмены решения суда от 24.07.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 июля 2020 года по делу N А32-20361/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20361/2020
Истец: ГБУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N2 г. Сочи" МЗ КК, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N2 города Сочи" министерства здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края, УПФР в Адлерском внутригородском районе г-к Сочи КК