г. Вологда |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А66-15684/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Кузнецова К.А. и Шумиловой Л.Ф., при ведении протокола секретарём судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии от муниципального учреждения "Администрация Городенского сельского поселения" представителя Даниленко А.В. по доверенности от 24.08.2020, от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" представителя Семёнова В.С. по доверенности от 07.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационного сервиса "Картотека арбитражных дел" апелляционную жалобу муниципального образования "Городенское сельское поселение Конаковского района Тверской области" в лице муниципального учреждения "Администрация Городенского сельского поселения" на определение Арбитражного суда Тверской области от 25 августа 2020 года по делу N А66-15684/2015,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Тверской области от 26.11.2015 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Городенского сельского поселения Конаковского района Тверской области (место нахождения: 171296, Тверская обл., Конаковский р-н, с. Городня, ул. Советская, д. 2; ОГРН 1146952002922, ИНН 6949012258; далее - должник, Предприятие).
Определением суда от 19.01.2016 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Мировов Александр Валерьевич.
В дальнейшем, решением суда от 12.07.2016 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Мировова А.В.
Определением от 02.08.2016 конкурсным управляющим должника утвержден Гриньков Олег Викторович.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Предприятия, конкурсный кредитор должника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь") 29.04.2020 обратилось в суд с заявлением о взыскании с муниципального образования "Городенское сельское поселение Конаковского района Тверской области" в лице муниципального учреждения "Администрация Городенского сельского поселения" (ИНН 6911024060, далее - Администрация) за счет средств казны муниципального образования "Городенское сельское поселение Конаковского района Тверской области" в пользу Предприятия компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения на объекты водоснабжения и водоотведения в сумме 6 201 292 руб. 14 коп.
Определением суда от 25.08.2020 требования кредитора удовлетворены: с муниципального образования "Городенское сельское поселение Конаковского района Тверской области" в лице Администрации в конкурсную массу должника взыскана компенсация в сумме 6 201 292 руб. 14 коп.
Администрация с определением суда от 25.08.2020 не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить. По мнению апеллянта, то обстоятельство, что принадлежавшие ранее Предприятию на праве хозяйственного ведения объекты водоснабжения и водоотведения в ходе конкурсного производства выставлялись на торги, не были реализованы на торгах, вследствие чего были переданы муниципальному образованию на основании пункта 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) исключает возможность взыскания с муниципального образования компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы и требования, приведенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" аргументы апеллянта отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобе, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" (далее - Постановление N 57).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления N 57, судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он в силу положений процессуального законодательства высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьёй 32 Закона о банкротстве и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в состав конкурсной массы Предприятия были включены социально значимые объекты систем холодного водоснабжения и водоотведения, являющиеся муниципальной собственностью и принадлежавшие должнику на праве хозяйственного ведения. Указанные объекты выставлялись конкурсным управляющим на первые и повторные торги, торги посредством публичного предложения, не были реализованы в ходе торгов, вследствие чего переданы по акту приема-передачи социально значимого имущества от 01.04.2019 в казну муниципального образования "Городенское сельское поселение Конаковского района Тверской области" в соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве.
Полагая, что передача указанных объектов в муниципальную собственность не должна осуществляться без компенсации со стороны собственника за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения, ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Предприятия обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием, удовлетворенным судом первой инстанции.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым по делу судебным актом в силу следующего.
Как уже указывалось ранее в настоящем постановлении, названные выше объекты движимого и недвижимого имущества, переданные муниципальному образованию должником по акту от 01.04.2019, являются объектами централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Данное обстоятельство установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно положений статьи 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
В силу пунктов 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в п. 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения.
Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункта 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве).
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (ответ на вопрос N 2).
В свете изложенного, апелляционная коллегия признаёт правильным вывод Арбитражного суда Тверской области о наличии оснований для взыскания с собственника социально значимого имущества компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения в отношении этого имущества, безвозмездно переданного Предприятием в муниципальную собственность.
В силу статей 9, 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.
В этой связи, поскольку Администрацией не опровергнуты заявленные доводы о необходимости взыскания компенсации в размере балансовой стоимости переданных объектов водоснабжения и водоотведения в сумме 6 201 292 руб. 14 коп., доказательств тому, что стоимость этих объектов менее заявленной к взысканию компенсации не предъявлено ни суду первой ни суду апелляционной инстанций, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы по определению стоимости имущества не заявлено, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о взыскании названной компенсации в размере 6 201 292 руб. 14 коп.
Аргументы апеллянта об отсутствии оснований для взыскания компенсации в связи с тем, что спорное имущество, принадлежавшее ранее Предприятию на праве хозяйственного ведения, выставлялось на торги, не было реализовано, вследствие чего передано муниципалитету в силу пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве, отклоняются.
Поскольку комплекс объектов водоснабжения и водоотведения не подлежал приватизации и реализации в составе конкурсной массы в силу запрета, установленного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, тот факт, что имущество было передано в муниципальную собственность после проведения несостоявшихся торгов по его реализации, правового значения не имеет.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2019 по делу N А56-26394/2005.
Иное толкование подателем жалобы положений законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что определение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 25 августа 2020 года по делу N А66-15684/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Городенское сельское поселение Конаковского района Тверской области" в лице муниципального учреждения "Администрация Городенского сельского поселения" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
К.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15684/2015
Должник: МУП "Коммунальные системы" Городенского сельского поселения Конаковского района Тверской области
Кредитор: АО "АтомЭнергоСбыт", АО "АтомЭнергоСбыт" ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт", Общество с ограниченной ответственостью "Фирма А.Р.Д."
Третье лицо: Администрация Городенского с/п Конаковского района Тверской области, к/у Гриньков Олег Викторович, КУИ Конаковского района Тверской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Тверской области, ООО "Газпром межрегионгаз Тверь", Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, Управление федеральной регистрационной службы по Тверской области, Ассоциация СРО "ЦААУ", ГУ "Региональная энергетическая комииссия", и.о. к/у Мировов Александр Валерьевич, Конаковский городской суд Тверской области, НП СРО "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих", ООО "УК "Комфорт Сервис", Управление АМС по Тверской области, Управление ФССП по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7964/20
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14075/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14075/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14075/19
22.08.2019 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8179/19
22.08.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-15684/15
22.02.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-322/19
07.12.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-15684/15
12.04.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1878/17
12.07.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-15684/15
19.01.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-15684/15