г. Пермь |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А50-1516/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паршиной В.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго - Комфорт",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 июля 2020 года
по делу N А50-1516/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго - Комфорт" (ОГРН 1085921001033, ИНН 5921023924)
к муниципальному образованию "Гремячинский городской округ" в лице Администрации Гремячинского городского округа (ОГРН 1185958068890, ИНН 5921035447)
о взыскании убытков, возникших в связи с незапланированными расходами энергоресурсов для выработки тепловой энергии при продлении отопительного сезона,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго - Комфорт" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному образованию "Гремячинский городской округ" в лице Администрации Гремячинского городского округа о взыскании убытков в сумме 2 674 268 руб. 85 коп., возникших в связи с незапланированными расходами энергоресурсов для выработки тепловой энергии при продлении отопительного сезона 2017-2018 г.г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2020 (резолютивная часть от 23.07.2020) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит судебный акт отменить и принять новый судебный акт. Считает, что решение подлежит отмене, поскольку принято при неполном выяснении обстоятельств по делу. Заявитель жалобы настаивает на том, что истцом доказана вся совокупность элементов для возложения ответственности в виде заявленной суммы убытков на ответчика. Настаивает на том, что общество понесло в заявленном к взысканию размере в результате продления отопительного сезона 2017-2018 года дополнительные расходы на поставку тепловой энергии с 16.05.2018 по 09.06.2018, не возмещаемые применением норматива с 01.10.2017 по 31.05.2018.
Поступившее до начала судебного заседания ходатайство истца об отложении судебного заседания рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 159 АПК РФ, и отклонено, указанные истцом (юридическим лицом) обстоятельства (нахождение представителя на больничном) не являются препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу, поскольку при необходимости истец был вправе обеспечить явку иного представителя.
Ответчик в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв, в соответствии с которым против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго - Комфорт" является энергоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ на основании Устава общества с 14.07.2008 г. - ООО "Теплоэнерго-Комфорт" поставляет тепловую энергию на территории Гремячинского городского округа.
Для бесперебойной выработки тепловой энергии ООО "Теплоэнерго-Комфорт" были заключены договоры на поставку газа, на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, энергосбережения.
Как указывает истец, в данных договорах при их заключении учитывалось нормативная продолжительность отопительного периода - 8 месяцев.
Коммунальная услуга по отоплению, как поясняет истец, является сезонной. Отопительный период 2017 - 2018г.г. в Гремячинском городском поселении начался 15 сентября 2017 (постановление администрации Гремячинского городского поселения N 214 от 31.08.2017) и завершился 9 июня 2018 года (постановление администрации Гремячинского городского поселения N 140 от 09.06.2018).
С учетом принятых постановлений ООО "Теплоэнерго-Комфорт" отпускало тепловую энергию в многоквартирные жилые дома и административные здания, находящиеся на территории Гремячинского городского округа с 15.09.2017 по 09.06.2018.
Как утверждает истец, в связи с продлением отопительного периода 2017-2018г.г. ООО "Теплоэнерго-Комфорт" понесло дополнительные расходы на поставку тепловой энергии за период с 16.05.2018 по 08.06.2018, не возмещаемые применением норматива с 01.10.2017 по 31.05.2018.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.09.2017 г. N СЭД-46-09-24-5 был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Гремячинского муниципального района. Начисления в отопительный период были рассчитаны на 8 месяцев (с октября по май) в приказах РСТ Пермского края от 27.09.2017 N СЭД-46-09-24-5 и от 17.08.2017 N СЭД-46-09-24-4 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов на территории Пермского края", то есть на 243-244 дня. В расчете тарифа на тепловую энергию, как считает истец, включены начисления по нормативам, которые рассчитаны на 8 месяцев, те есть на 243-244 дня.
Однако, отопительный сезон 2017-2018г.г. фактически составил 268 дней, что на 25 дней больше запланированной нормы. Истец считает, что данные дни не вошли ни в расчет норматива теплопотребления, ни в расчет тарифа на отпуск тепловой энергии.
Также истец указывает на то, что с учетом принятого постановления Арбитражного суда Уральского округа по делу N А50-32457/2018 по иску ООО "Теплоэнерго-Комфорт" к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края об оспаривании предписания от 10.08.2018 N 2580, общество не могло начислять и предъявлять начисление за услугу отопления населению Гремячинского городского округа. В связи с продлением отопительного сезона истец понес дополнительные расходы на выработку тепловой энергии.
Поскольку ресурсоснабжающие организации - МУП "Водоканал", ОАО "Пермэнергосбыт" и ООО " Газпром межрегион Пермь" выставили счета, счета-фактуры на потребленные услуги по 09.06.2018, ООО "Теплоэнерго-Комфорт" оплатило энергоресурсы за период с 16.05.2018 по 08.06.2018 в общей сумме 2 674 268 руб. 85 коп. (МУП "Водоканал" за воду - 98 357,33 руб., за канализацию - 28 387,16 руб., ОАО "Пермэнергосбыт" - 997 318,61 руб., ООО "Газпром межрегион Пермь" - 1 550 205,75 руб.).
Ссылаясь в связи с этими обстоятельствами на наличие убытков в сумме 2 674 268 руб. 85 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия необходимой совокупности условий для применения ответственности в виде взыскания заявленных убытков.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Действующим законодательством предусмотрен механизм регулирования правовых отношений, связанных с поставкой ресурсоснабжающими организациями указанных ресурсов в многоквартирные жилые дома и их оплатой.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями - или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно - технического обеспечения, то исполнитель коммунальных услуг начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания пятидневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Уполномоченным органом, устанавливающим начало и окончание отопительного периода на территории Гремячинского городского округа, является Администрация Гремячинского городского округа.
Распоряжения о продлении отопительного периода администрацией выносятся в случае, когда среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.
Постановлением Администрации Гремячинского городского поселения N 140 от 09.06.2018 отопительный период 2017-2018 годов на территории Гремячинского городского поселения завершен 9 июня 2018года.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Действующее нормативное регулирование допускает определение объема ресурса, поставленного в целях предоставления гражданам коммунальных услуг по отоплению, либо по показаниям приборов учета - путем определения фактического объема потребления, либо расчетным путем - по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (п. 1 ст. 157 ЖК РФ, пункт 42(1) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
ООО "Теплоэнерго-Комфорт" утверждакет, что в связи с продлением отопительного сезона на территории Гремячинского муниципального района ООО "ТЭКОМ" понесло дополнительные расходы на поставку тепловой энергии с 16.05.2018 по 09.06.2018, не возмещаемые применением норматива с
01.10.2017 по 31.05.2018.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пунктом 2 Правил 354 норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.09.2017 N СЭД-46-09-24-5 для Гремячинского муниципального района установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на 8 месяцев отопительного периода с октября по май включительно.
Порядок установления нормативов потребления коммунальной услуги и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунального ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв.м, общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в п. 18 Приложения N 1 к Правилам N 306, путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных. Следовательно, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц отопительного периода, зависит от количества этих месяцев, и не зависит от того, оказывалась ли в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению полный месяц или только часть месяца.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04, размер платы за коммунальную услуг по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о величине норматива потребления коммунальной услуги "отопление", учитываемого в расчете количества (объема) тепловой энергии, исследованию подлежит вопрос о том, какую долю величина норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного дома в течение отопительного периода.
По формуле N 18, приведенной в п. 18 Приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется по формуле.
Для Гремячинского муниципального района норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен на 8 месяцев отопительного периода (с октября по май включительно).
Доводы ООО "Теплоэнерго-Комфорт" о понесенных не запланированных расходах (убытках) для выработки тепловой энергии, в связи с продлением отопительного сезона 2017-2018 г.г., который фактически составил 268 дней, что на 25 дней больше запланированной нормы, которые не вошли ни в расчет норматива теплопотребления, ни в расчет тарифа на отпуск тепловой энергии и то, что с учетом принятого постановления Арбитражного суда Уральского округа по делу N А50-32457/2018 по иску ООО "Теплоэнерго- Комфорт" к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края об оспаривании предписания от 10.08.2018 N 2580, общество не могло начислять и предъявлять начисление за услугу отопления населению Гремячинского городского округа, подлежат отклонению.
Исходя из формулы N 18, приведенной в п. 18 Приложения N 1 к Правилам N 306, при увеличении количества месяцев (в данном случае с 8 на 9) происходит снижение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Следовательно, при увеличении количества месяцев взимания платы с потребителей, плата по нормативу распределяется на 7 или на 8, или на другое количество месяцев, но при этом в сумме остается неизменной. Таким образом, поскольку потребителями в течение 8 месяцев полностью оплачен годовой нормативный объем потребленной тепловой энергии, начисление им платы за тепловую энергию сверх рассчитанного годового объема неправомерно.
Как следует из пояснений ответчика и не опровергнуто истцом, ООО "Теплоэнерго-Комфорт" в платежных документах за май 2018 года произвело начисление не за расчетный период, а за период с 1 по 31 мая, дополнительно предъявлена плата за отопление за период с 16 по 31 мая 2018 в столбце "снято/добавлено"), при этом указано, что доначисление платы произведено, в связи с продлением отопительного сезона, в связи с чем, жителям предъявлена оплата почти в двойном размере. В целях устранения данных нарушений Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края было вынесено предписание от 10.08.2018 N 2580, которым на общество возложена обязанность в срок до 20.11.2018 определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению за май 2018 года привести в соответствие с требованиями пунктов 37, 42 (1) Правил N 354. (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17 АП- 2771/2019-АК от 21.05.2019). До настоящего времени ООО "Теплоэнерго-Комфорт" данные нарушения не устранило, о чем свидетельствует расчет тепловой энергии по пустующему жилью за период с октября 2016 по май 2019 г., в рамках гражданского дела N А50-38020/2019 по иску ООО "Теплоэнерго-Комфорт" к администрации Гремячинского городского округа о взыскании 10 672 267,00 руб. Тем самым, доводы ООО "Теплоэнерго-Комфорт" о том, что не могло начислять и предъявлять начисление за услугу отопления населению Гремячинского городского округа, в связи с чем понесены убытки, не обоснованы, поскольку потребителями в течение 8 месяцев полностью оплачен годовой нормативный объем потребленной тепловой энергии.
Как верно указал суд первой инстанции, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч.2 ст.15 ГК РФ).
В силу указанной нормы права возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии совокупности определенных условий: наличие и размер понесенных убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинная связь между незаконными действиями и возникшим ущербом, а также наличие вины причинителя вреда.
Отсутствие одного из вышеперечисленных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении требований.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку постановление администрации о продлении отопительного периода 2017 - 2018г.г. принято в рамках требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 г., является законным и обоснованным (обратного истцом не доказано), оснований для взыскания убытков с Муниципального образования "Гремячинский городской округ" в лице Администрации Гремячинского городского округа за продление отопительного периода не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют юридически значимые факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие иного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Таким образом, решение арбитражного суда от 29.07.2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июля 2020 года по делу N А50-1516/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1516/2020
Истец: ООО "ТЭКОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ГРЕМЯЧИНСКА