Екатеринбург |
|
19 марта 2021 г. |
Дело N А50-1516/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Сирота Е. Г., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт" (далее - общество "ТЭКОМ") на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2020 по делу N А50-1516/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ТЭКОМ" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному образованию "Гремячинский городской округ" в лице администрации Гремячинского городского округа (далее - администрация) о взыскании убытков в сумме 2 674 268 руб. 85 коп., возникших в связи с незапланированными расходами энергоресурсов для выработки тепловой энергии при продлении отопительного сезона 2017-2018 годах.
Решением суда от 29.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТЭКОМ" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Как утверждает заявитель, из-за продления отопительного сезона 2017-2018 годов общество "ТЭКОМ" понесло дополнительные расходы на поставку тепловой энергии за период с 16.05.2018 по 09.06.2018, которые не возмещены применением норматива за период с 01.10.2017 по 31.05.2018, поскольку утвержденный норматив по отоплению независимо от начала и окончания отопительного сезона включал в себя расходы только по отопительному периоду в городе Гремячинске за период с 15 сентября 2017 года по 15 мая 2018 года. По мнению заявителя, данные расходы в сумме 2 674 268 руб. 85 коп. являются для истца убытками в виде стоимости незапланированных (неучтенных) энергоресурсов, оплаченных ресурсоснабжающим организациям за период с 16.05.2018 по 09.06.2018.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ТЭКОМ" является энергоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию на территории Гремячинского городского округа.
Для бесперебойной выработки тепловой энергии обществом "ТЭКОМ" заключены договоры энергоснабжения, на поставку газа, отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в которых учитывалась нормативная продолжительность отопительного периода 8 месяцев.
Как указало общество "ТЭКОМ" в иске, коммунальная услуга по отоплению является сезонной, отопительный период 2017-2018 годов в Гремячинском городском поселении начался 15 сентября 2017 года (постановление администрации от 31.08.2017 N 214) и завершился 09 июня 2018 года (постановление администрации от 09.06.2018 N 140).
С учетом данных постановлений общество "ТЭКОМ" отпускало тепловую энергию в многоквартирные жилые дома и административные здания, находящиеся на территории Гремячинского городского округа с 15.09.2017 по 09.06.2018.
По мнению истца, в связи с продлением отопительного периода 2017-2018 годов общество "ТЭКОМ" понесло дополнительные расходы на поставку тепловой энергии за период с 16.05.2018 по 08.06.2018, невозмещаемые применением норматива с 01.10.2017 по 31.05.2018.
Приказами Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.09.2017 N СЭД-46-09-24-5 и от 17.08.2017 N СЭД-46-09-24-4 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов на территории Пермского края" начисления в отопительный период рассчитаны на 8 месяцев (с октября по май).
Поскольку отопительный сезон 2017-2018 годов фактически составил 268 дней, что на 25 дней больше запланированной нормы (243-244 дня), общество "ТЭКОМ" считает, что данные расходы в указанном периоде времени не были учтены ни при расчете норматива теплопотребления, ни при утверждении тарифа на отпуск тепловой энергии, в связи с чем истец понес дополнительные расходы на выработку тепловой энергии.
Ресурсоснабжающие организации выставили к оплате обществу "ТЭКОМ" счета и счета-фактуры на потребленные энергоресурсы за период с 16.05.2018 по 08.06.2018 в общей сумме 2 674 268 руб. 85 коп., которые последним оплачены в полном объеме.
При этом общество "ТЭКОМ" в иске также указало, что с учетом принятого постановления Арбитражного суда Уральского округа по делу N А50-32457/2018 по исковому заявлению общества "ТЭКОМ" к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края об оспаривании предписания от 10.08.2018 N 2580, общество "ТЭКОМ" не могло начислять и предъявлять начисление за услугу отопления населению Гремячинского городского округа.
Указывая, что в связи с продлением отопительного периода истцом понесены дополнительные расходы в размере 2 674 268 руб. 85 коп., общество "ТЭКОМ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия необходимой совокупности условий для применения к ответчику ответственности в виде взыскания заявленных убытков.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Действующим законодательством предусмотрен механизм регулирования правовых отношений, связанных с поставкой ресурсоснабжающими организациями указанных ресурсов в многоквартирные жилые дома и их оплатой.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями - или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель коммунальных услуг начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания пятидневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Уполномоченным органом, устанавливающим начало и окончание отопительного периода на территории Гремячинского городского округа, является администрация Гремячинского городского округа.
Распоряжения о продлении отопительного периода администрацией выносятся в случае, когда среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что постановлением администрации от 09.06.2018 N 140 отопительный период 2017-2018 годов на территории Гремячинского городского поселения завершен 09 июня 2018 года.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами N 354.
Действующее нормативное регулирование допускает определение объема ресурса, поставленного в целях предоставления гражданам коммунальных услуг по отоплению, либо по показаниям приборов учета - путем определения фактического объема потребления, либо расчетным путем - по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
На основании пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пункту 2 Правил N 354 норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.09.2017 N СЭД-46-09-24-5 для Гремячинского муниципального района установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на 8 месяцев отопительного периода с октября по май включительно.
Порядок установления нормативов потребления коммунальной услуги и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунального ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м, общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в пункте 18 Приложения N 1 к Правилам N 306, путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04, размер платы за коммунальную услуг по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. Кроме того, при рассмотрении вопроса о величине норматива потребления коммунальной услуги "отопление", учитываемого в расчете количества (объема) тепловой энергии, исследованию подлежит вопрос о том, какую долю величина норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного дома в течение отопительного периода.
Судами установлено, что для Гремячинского муниципального района норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен на 8 месяцев отопительного периода (с октября по май включительно).
Постановлением администрации Гремячинского городского округа от 09.06.2018 N 140 решено завершить отопительный период 2017-1018 годов на территории округа 09 июня 2018 года. Названное постановление не отменено, не изменено, не признано не соответствующим положениям действующего законодательства.
Поскольку постановление администрации о продлении отопительного периода 2017-2018 годов принято в соответствии с положениями статьи 6 Закона о теплоснабжении, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в рамках полномочий, предоставленных администрации положениями пункта 5 Правил N 354, суды пришли к выводу, что в действиях администрации отсутствуют признаки противоправного поведения, следовательно, оснований для взыскания убытков за продление отопительного периода не имеется.
Доводы заявителя жалобы, сводящиеся к тому, что истцом понесены убытки для выработки тепловой энергии в связи с продлением отопительного сезона на 25 дней, судами рассмотрены и отклонены.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом, общество "ТЭКОМ" в платежных документах за май 2018 года произвело начисление не за расчетный период, а за период с 01 по 31 мая дополнительно предъявлена плата за отопление за период с 16 по 31 мая 2018 года в столбце "снято/добавлено", при этом указано, что доначисление платы произведено в связи с продлением отопительного сезона.
В целях устранения данных нарушений Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края было вынесено предписание от 10.08.2018 N 2580, которым на общество "ТЭКОМ" возложена обязанность в срок до 20.11.2018 определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению за май 2018 года привести в соответствие с требованиями пунктов 37, 42 (1) Правил N 354 (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 по делу N А50-32457/2018).
Однако до настоящего времени общество "ТЭКОМ" данные нарушения не устранило, о чем свидетельствует расчет тепловой энергии по пустующему жилью за период с октября 2016 по май 2019 года, представленный в рамках дела N А50-38020/2019 по иску общества "ТЭКОМ" к администрации о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в пустующие жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Обратного истцом не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного отказ судов в удовлетворении исковых требований обществу "ТЭКОМ" является обоснованным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2020 по делу N А50-1516/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТЭКОМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку постановление администрации о продлении отопительного периода 2017-2018 годов принято в соответствии с положениями статьи 6 Закона о теплоснабжении, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в рамках полномочий, предоставленных администрации положениями пункта 5 Правил N 354, суды пришли к выводу, что в действиях администрации отсутствуют признаки противоправного поведения, следовательно, оснований для взыскания убытков за продление отопительного периода не имеется.
...
В целях устранения данных нарушений Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края было вынесено предписание от 10.08.2018 N 2580, которым на общество "ТЭКОМ" возложена обязанность в срок до 20.11.2018 определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению за май 2018 года привести в соответствие с требованиями пунктов 37, 42 (1) Правил N 354 (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 по делу N А50-32457/2018)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2021 г. N Ф09-8874/20 по делу N А50-1516/2020